6 мин.

Диди Хаманн о роковом развитии событий — не только в «Баварии», но и во всей Бундеслиге

Впервые за шесть лет четыре немецких клуба попали в плей-офф Лиги чемпионов. Бывший игрок «Баварии» и эксперт Sky Диди Хаманн (47) выражает свое уважение к Бундеслиге, объясняет причины успешного выступления и указывает на ошибки в работе с молодыми игроками. Перевод интервью издания TZ.

— Господин Хаманн, все немецкие клубы входят в шестнадцать последних матчей Лиги чемпионов. Удивлены?

— Не удивлён. Перед стартом группового этапа я сказал, что выйдут четыре немецкие команды, а не две. Но не стоит забывать, что у Лейпцига и Гладбаха были самые сложные группы. Достойное соперничество с «Манчестер Юнайтед», «Интером», «Реалом» и «Пари Сен-Жермен» вызывает уважение!

— Что означает этот успех для немецкого футбола?

— Клубы Германии не располагают такими огромными финансами, как гранды Испании или Англии. Это делает их участие в топовых турнирах еще более достойным уважения. То, чего добился «РБ Лейпциг» за такое короткое время, просто сенсационно!

— Если говорить о таких игроках, как Маркус Тюрам, Эрлинг Холланд или Дайо Упамекано, думаете ли вы, что умный скаут в настоящее время — самый ценный актив Бундеслиги?

— Да, в последние несколько лет скаутинг в Германии был невероятно успешным. Немецкому футболу необходимо проявлять творческий подход, чтобы не отставать от международных соревнований. Посмотрите на Усмана Дембеле, который приехал в Дортмунд за небольшие деньги и уехал за 100 миллионов. Или Джейдон Санчо, у которого сейчас огромная рыночная стоимость. И в Дортмунде, и в Лейпциге, и в Менхенгладбахе за последние несколько лет была проделана отличная работа, плоды которой теперь и пожинают клубы.

— «Бавария» также нашла жемчужину в лице Альфонсо Дэвиса.

— К слову, его привезли из Канады примерно за десять миллионов, теперь он легко может стоить 50 миллионов и выше. В футболе всё меняется быстро. Или возьмем Джамаля Мусиалу, который в 17 лет уже играет в центре полузащиты как опытный игрок. Отличный скаутинг, что относится ко всей Бундеслиге. Это единственный способ выжить: взять молодого игрока за небольшие деньги, дать ему развиваться несколько лет и затем продать за восьмизначную сумму. Когда смотрю на плоды работы немецких спортивных директоров, я должен сказать: в Германии это делается наилучшим образом.

С другой стороны, это мешает развивать своих игроков. Часто бывает, что немецкий талант стоит немного дороже, чем иностранный, потому что каждый клуб Бундеслиги стремится опираться на немецких игроков. Конечно, я не хочу позволять себе судить о том, что происходит в академиях, но я не всегда доволен их деятельностью.

— Почему?

— Когда я смотрю на британские футбольные академии, я понимаю, что их обучение поставлено лучше.

— В чём это проявляется?

— Наши молодые футболисты привыкли следовать чужим директивам. Если вы двенадцатилетний мальчик из «Баварии», у вас должен быть исключительный талант. Но талант должен развиваться. Если я всегда говорю двенадцатилетнему ребенку, что делать, мне не нужно удивляться, что к 20 годам он так и не научится принимать собственные правильные решения. Взгляните на великих игроков последних нескольких лет: они были гибкими, знали ответ на любую ситуацию — и сами его нашли! У меня часто возникает ощущение, что мы подавляем таланты. Это роковое развитие событий.

— Потому что теряется индивидуальность игроков?

— Да! Я уже пять лет говорю: дети должны играть! Вам следует попытаться как-то скопировать ту футбольную ситуацию, которая была раньше, и которой у нас больше нет. Когда я слышу, что 12-летние тренируются до пяти раз в неделю, это за гранью. Потому что в идеале они должны заниматься еще одним видом спорта. Это также способствует гибкости и осознанности игрока. Когда я смотрю молодежные тренировки, хочу видеть, что мальчики веселятся, берут на себя ответственность, развивают талант — а для этого им нужно время.

— Как это могло бы выглядеть на практике?

— Если я защитник, а нападающий соперника обходит меня четыре раза, то на пятый раз нужно найти решение, как добиться большего. Это естественно. Конечно, в какой-то момент можно дать игроку небольшую подсказку, но он должен сам найти решение. Мы смотрим Бундеслигу в субботу и удивляемся, что главные герои принимают неправильные решения. Нам не нужно удивляться, потому что им в течение десяти лет говорили, что делать. Для меня это неправильный подход. Думаю, Серж Гнабри — очень хороший пример того, как это может работать.

— Как это проявилось?

— Ему было нелегко в Англии, много неудачных моментов. Однако, он извлек из этого урок и добился выдающегося развития. В таких ситуациях вы также должны убедиться, что сумеете найти способы и решения, чтобы стать сильнее. Его карьера после пребывания в Англии, «Вердере» и «Хоффенхайме» была необычной. Я очень уважаю этого игрока, потому что он терпел неудачи, с которыми другие не смогли бы справиться.

— Лерой Сане выбрал другой путь: из Бундеслиги в Премьер-лигу, а теперь обратно в Бундеслигу, в «Баварию». Почему этот трансфер до сих пор нельзя отнести к успешным?

— Я с самого начала говорил: это его последний шанс заявить о себе в топ-клубе. Вначале у него был хороший период в Манчестере, но потом он стал меньше выходить на поле. Уезжая на ЧМ-2018, Йоги Лёв оставил его дома. По этому поводу было много вопросов. Я всё время слышу, что он любит свое дело. Тогда стань лучшим в мире! Если нет - работай в команде. В Манчестере Сане часто отказывался делать то, что велит тренер, позволял себе опаздывать, пока Пеп Гвардиола не потерял терпение.

— Почему в Мюнхене должно быть по-другому?

— В «Баварии» сильное руководство и крепкая вертикаль. В Манчестере такого не было. Я надеялся, что Мануэль Нойер, Томас Мюллер или Йозуа Киммих отведут его в сторону и скажут: берегись, мальчик, здесь всё по-другому. Если не хочешь,тебе с нами не по пути. По итогам трех месяцев он ничего не понял. Вам должно быть предельно ясно: сейчас Сане вряд ли на уровне Гнабри или Кингсли Комана. Если бы завтра был финал Лиги чемпионов, он бы в старте не вышел. Ему в этом некого винить, только себя.

— Будучи в хорошей форме, Сане сможет помочь национальной сборной. Как вам понравилось выступление Йоахима Лева в понедельник? (интервью от 07.12.2020 — прим. «Бундеслига.ру»)

— Сейчас он выглядит вызывающе, упрямо. Это плохо. Когда он заявляет, что будет говорить, когда захочет, он не должен забывать об одном: его положение вызывает много споров. Футбольный мир Германии имеет право услышать тренера сборной сразу после поражения со счетом 6:0 или хотя бы через через несколько дней. Тренер должен объяснить, почему игра пошла таким образом, и как он видит следующие несколько недель и месяцев. Конечно, он не обязан еженедельно сдавать промежуточный отчет о состоянии национальной сборной, но мне бы хотелось, чтобы он больше отвечал фанатам. Лев не должен забывать, что поддержка немецких футбольных фанатов важна для сборной. Смирения и признания ошибок - вот чего мне не хватало.

Беседовал Мануэль Бонке.

***

Редактор перевода: Angelina Lobanova

***

Любите немецкий футбол! Цените немецкий футбол!

Смотрите немецкий футбол, подписывайтесь на наш блог и твиттер

Присоединяйтесь к нашему каналу на YouTube и группе VK.

***