5 мин.

Когда сыграл в ящик

Добро пожаловать в реальный мир. Здесь сборная, которая вам интересна, может проиграть раньше полуфинала. Поговорим о том, как с этим жить.

Безусловно, мы ожидали, что сборная Германии покажет на этом чемпионате больше, чем у нее получилось. Почему-то не сомневаюсь, что и сама сборная Германии тоже от себя этого ожидала и сейчас довольно жестоко разочарована.

Не шмогла. Щит хэппенз.

1

Последнее место в группе тем оглушительнее бьет по голове, чем велико было общее удовлетворение от недавних достижений. Слишком высокий разбег экстремумов на синусоиде, а приближенность во времени точки максимума и точки (как кажется) минимума обостряет оценки до крайностей. Как водится, в таких случаях справедливости в них не очень много.

За 12 лет непрерывных успехов, а любые медали на крупном турнире таковыми являются, легко было к успеху привыкнуть и перестать ценить то, что в общем-то ценить нужно – каждый шаг на пути к этому успеху.

Проход квалификации? Пффф.

Выход в плей-офф? Чего?

Четвертьфинал? А то мы его не видели что ли?

С – снобизм. Просто вспомните Евро-2016 и тон комментариев по пути немцев на этом турнире.

А уже на ЧМ закончилось тем, что и достигнутому, пусть и не великому, не порадовались, и загнали себя в ожидание неизбежного успеха, свысока поглядывая на остальных. Ладно, шучу. Радость это для болельщиков Южной Кореи. Но хотя бы деловитое удовлетворение временами могло быть.

Посмотрите сейчас на начинающиеся рассуждения, что надо бы, и состав сейчас поменять и, возможно, Лева убрать. Не оправдали ожиданий, выработались, устроили внутренний конфликт в команде - пора всех гнать, искать новых лидеров нации, чтобы снова быть там, где «Германии должно быть» - в полуфинале и выше.

Когда спустя продолжительное время рука от лица тянется обратно к клавиатуре, хочется уточнить, на основании чего такая уверенность в «должности» возникает? Это какое-то превосходство над остальными по умолчанию? По какому-то особенному признаку, присущему только немцам? Даже начинающему софисту от этого постулата останется полшага, чтобы плотно связать высказывающего подобное мнение с лидерами немецкого государства в 1930-е годы. Мы же ограничимся экскурсом во времена менее отдаленные.

12 лет назад все было не так. В 2006, на домашнем ЧМ, от сборной Клинсманна не знали чего ожидать. В плохом смысле. 2 года пустоватых по содержанию и зачастую неудачных по результату товарняков, после тотального провала на Евро, неопытность тренерского штаба, странные решения по составу (кто здесь помнит Давида Одонкора – шаг вперед), неоднозначный перевод в запас Оливера Кана. Если вы читаете это на свободном русском, вам наверняка это кое-что напоминает. Так вот у немцев все было даже хуже. Клинсманн не носил усов, надеяться было не на что. Однако, на самом турнире многое покатило, притерлось, начало получаться играть в атаку и команда, не выход которой из группы не стал бы откровением, взяла бронзу, а надеяться по ходу полуфинала могла и на большее, заложив в итоге ту базу и игры, и ожиданий от себя, которую затем демонстрировала и поддерживала долгие годы.

Именно тогда образ «машины» начал уступать свое место той ажурности, по которой мы Германию знаем в последние годы. Именно тогда немцы и сочувствующие им феерично радовались и победе в группе над Коста-Рикой, и сложным 1:0 с поляками, с голом уже в компенсированное время, и разносу шведов в 1/8 финала. Все то, что 12 лет спустя уже не вызывает, кажется, ничего. Сытые коты, уставшие от побед и еще 17 штампов на эту тему на ваш выбор.

В мире достаточно по-настоящему сильных команд, именно первой волны силы, а не политкорректного «в футбол научились играть все». О пресловутом «должны быть в полуфинале» на равных правах могли бы говорить они все. Таких команд никак не меньше десятка, периодически из их числа кто-то делает очередную надстройку в своем уровне, временную, и за счет этого становится на полшага ближе к успеху прямо сейчас, но именно уровень 1/8 финала чемпионата мира (и условно аналогичный ему уровень ¼ финала на Евро), когда команды этого уровня начинают пересекаться между собой в звездном бое насмерть, это то, чего они могут достигать на классе. Который требуется, и не всегда можется, подтверждать на более ранних этапах, но все же это тот рубеж, который они в состоянии взять, играя не на разрыв, как того требуется остальным. Все остальное, все раунды выше – это то самое непредсказуемое действо, которое держит нас годами рядом с любимой игрой. Там нет ни для кого предопределенности, там нельзя прописаться навечно.

Мы сейчас осознаем 12 лет Германии в статусе призера всего на свете. Если ты не Мэттью Макконахи на планете Миллер, то это внушительный срок. Вспомните, сколько раз за это время вы говорили с приятелями, переживающими за другие команды, подбадривая их тем, что жизнь на раннем вылете не заканчивается и скоро снова все будет хорошо. Вспомните, что у них действительно дальше был, или есть сейчас, период, когда все хорошо. Теперь их пора вас утешить и, если тогда, в свое время ваши слова были искренними, не сомневайтесь в искренности их слов сейчас.

Для многих это новый или очень хорошо забытый опыт, который должен быть полезен в будущем. Опыт, который поможет понять, что непрерывные успехи в длительном периоде скорее нонсенс, чем правило (понимаю, что это тяжело воспринимать, когда в твоем чемпионате играет «Бавария», но это правда). Что даже видевшие и прошедшие всё игроки и тренеры могут ошибаться: в составе, подготовке, плане на игру. Что в вашем окружении не все действительно болеют за сборную Германии, некоторые только за медали сборной Германии.

И главный вопрос, с которым новый опыт поможет разобраться: стоит ли снова забираться на высоту ожиданий перед Евро-2020 или лучше дать себе шанс насладиться всем циклом, с новым событием в виде Лиги Наций и калейдоскопически разбросанным по всей Европе финальным турниром, а возможный (возможный, а не гарантированный!) успех получить приятным бонусом?

Ответ очевиден, не правда ли?