5 мин.

Сообразят на троих. Почему в новом лимите на легионеров в КХЛ нет ничего страшного

Вчерашняя новость о грядущем ужесточении в КХЛ лимита на легионеров вызвала устойчивую негативную реакцию общественности - в основном бытует мнение, что подобная практика прямо ведет к снижению уровня команд и Лиги в целом. 

Я, честно говоря, наблюдал за растущим возмущением с легким удивлением - слушайте, ну нельзя же совсем не замечать того, что происходит вокруг. То есть понятно желание, чтобы размеренный образ жизни, привычное положение дел, не претерпевало  никаких трагичных изменений (хотя потеря Риги и Йокерита прямо говорит об этом).

Тем не менее, надо смотреть правде в глаза. Когда мы оправдываем тех легионеров, кто уехали из КХЛ прямо по ходу плей-офф - мы пытаемся обмануть самих себя. Все эти истории про давление, запугивание и угрозы, это в большей степени работа агентов по «отбеливанию» репутации своих игроков (вдруг когда всё это закончится, их еще раз позовут в российские клубы?). А еще - это алиби для генеральных менеджеров, которые не смогли удержать игроков в России, хотя для них, миллионеров, в сущности ничего в жизни не изменилось. Именно из-за этого возникает ситуация, при которой из одной команды (Уфа, Омск) все финны сбежали, а в СКА, «Спартаке» и «Тракторе» продолжают спокойно сидеть и играть.

Ситуация в мире нынче нестабильная - это мягко сказано. Подписывая легионера в сезон, теперь приходится заложить гораздо больше рисков в такое подписание, чем прежде. Это раньше можно было купиться на крутую статистику в комфортных чемпионатах типа финской или швейцарской лиги, а потом он прилетает в наше царство с перелетами, базами, сменами тренеров после трех матчей сезона. Все эти Ээро Эло, Шарли Бертраны и прочие. Но тогда и знаменитые «логистические цепочки» были другими, и легионеров было проще заманить во всех смыслах. Кто-то, например, из Восточной конференции переезжал в Москву-Питер на значительно меньшие деньги, лишь бы в любой выходной или перерыв на чемпионат можно было смотать домой по быстрому. Деньги зачисляются в срок - хочешь, на зарубежный счет, хочешь - на российский, с которого моментально выводишь жене и детям в тихие и сытые Хельсинки, Прагу, Мальорку… 

Вот потому и становится понятно, что в новой реальности, в которой мы теперь живем (и жить будем долго), сильно рассчитывать на то, что к нам приедет толпа финских, шведских игроков, не приходится. Это еще надо учитывать тот факт, что даже оставшиеся до конца плей-офф легионеры не факт, что вернуться в следующем году, даже имея контракт на руках, как например Роман Вилл из «Трактора». Отдали долг команде, доиграли сезон по-человечески, но дальше - извините.

В этой ситуации, если рассуждать трезво, то нынешний лимит в 5 легионеров получается довольно вредной для нашего хоккея вещью:

1) Легионеры потребуют значительных гарантий своих выступлений в КХЛ. Это могут быть и специфические жилищные условия (подайте ему особняк с личной охраной), и значительные финансовые гарантии (получать будет в рублях, но контракт на 700,000 долларов заключает из расчета 150 рублей за доллар), и какие-то личные договоренности, которые не могут быть зафиксированы в типовом договоре КХЛ, как-то немедленное расторжение контракта и отъезд из России в случае предложения из второй лиги Швейцарии, плохой погоды, смены тренера, или еще чего. В таких условиях, я практически уверен, что далеко не все клубы в принципе смогут заполнить даже квоту из пяти игроков. Не беру Барыс и Куньлунь, но условия, приемлемые для легионеров, смогут предложить разве что СКА, где первоклассная организация, прекрасный город и совсем рядом граница с Европой, московские команды всё по тем же причинам, да Казань. Для остальных это будет сделать сложно - как ввиду ограниченности бюджета, так и ввиду индивидуальных запросов. Какая бы крутая новая арена в Омске и Новосибирске не строилась - вы извините, если я сейчас кого-то шокирую - это глобально важно разве что местному губернатору для отчетности, да болельщикам в контексте «показали всему миру, что умеем, могём». Этих же болельщиков потом ждет откровение, когда на новенькой арене и аренда льда будет по новенькой цене, но это уже совсем другая история. Им главное, чтобы ненаглядный Йокипакка приехал на красивой арене поиграл, как у них там, в Европах и Америках. А Йокипакке главное чтобы деньги на счет падали в срок и в Евро. Как итог, у разных команд формируются разные условия, провоцируя спортивное неравенство. Раньше российские команды в отсутсвие русского костяка и русской молодежи могли улучшать спортивные результаты, привлекая сразу пятерку легионеров, которых и ставили иногда всех вместе - и это позволяло улучшать им результаты. Салават Юлаев со своими финнами, Витязь, Сибирь, в отдельные сезоны - Амур, да и Авангард в чемпионский год значительно выехал именно на легионерах. Теперь же команды из списка выше этой опции лишаться - и сразу окажутся в неравных условиях не то что с ЦСКА - со «Спартаком». Потому такое решение уравнивает шансы хотя бы в плане ограничения возможностей тех, кто может себе позволить всё и даже больше.

2) Но и это не главное. Особые условия, на которые легионеры только и поедут, если согласятся, также формируют ситуацию неравенства внутри самих команд. Я снова приношу извинения, если кого-то сейчас неприятно удивлю - как минимум в части финансов не поедут легионеры на стандартные условия, и не важно, будет это выражено в зарплатах в валюты, или в рублях, но где риски игрока заложены в его контракт надбавкой в 20-30 процентов к честной цене его контракта. Но что скажут на сей счет российские игроки? Они бы сами не против получать в долларах или риски обезопасить - ведь есть и такие россияне, что живут в Северной Америке или оставили там семью. Это конкретная бомба замедленного действия, где и к иностранному игроку будет приковано повышенное, не всегда объективное внимание. И как бы он не играл, недовольство отдельных российских партнеров по команде будет уничтожать коллектив изнутри. В этой ситуации - не правильно ли будет оставить легионерам единичные слоты в составе, на которые приедут только те, кто согласен на наши условия, а в остальном - дать, наконец, шанс проявить себя доморощенным игрокам? 

Вот почему, если учитывать не ту КХЛ, которую мы знали до 2022 года, а ту, в которой нам жить и играть дальше, подобные решения следует считать не политическими, а как раз-таки антикризисными, способными в моменте помочь хоккею преодолеть весьма трудное и туманное время.