3 мин.

«Спартак» и шпион

Сегодня он играет джаз, а завтра - за "Спартак".

Спартак и шпион

Первое послевоенное десятилетие. Будущий советолог и историк спорта Джеймс Риордан заканчивает секретную британскую Школу лингвистов (специальность – русский язык) и «убеждённым коммунистом» отправляется в Москву, где, уже в 1963-м поступает в Высшую партийную школу.

Оказавшись среди тех, кого потом назовут «Кембриджским шпионским кругом», Джеймс не только шпионит то ли в пользу короны, то ли в пользу Советов (а, возможно, делает и то, и другое одновременно), но и ходит в Москве на футбол. Он болеет за «Спартак» - и, если верить его недавней литературной автобиографии – не только болеет, но и играет за «народную команду», скрываясь за псевдонимом «Яков Иорданов».

И, поскольку никаких иных письменных свидетельств или видеоподтверждений игры Риордана не сохранилось, наиболее авторитетным источником стоит, по-видимому, считать вот этот (лучше смотреть целиком, футбольная часть начинается с 6:39):

***

Тема ««Спартак» и шпион» - достойное продолжение других романтических повествований о команде, образующих единый мифологический цикл.

««Спартак» и стукачи» - это о братьях Знаменских, ««Спартак» и предатели» (другое название – ««Спартак» и «пятая колонна»» - для любителей порассуждать о двуличности братьев Старостиных, их военном коллаборационизме и сотрудничестве с «врагами народа»), ««Спартак» и писатели» (после Кассиля, Трифонова и Аксёнова многим стало казаться, что все «интеллигенты» - часто употреблялся также известный ленинский эвфемизм - неравнодушны именно к красно-белым). Для всех этих тем всё ещё нужен внимательный исследователь, даже после того как Роберт Эдельман рассказал свою историю в грандиозной книге о «Спартаке».

«Спартак» и шпион»», в точности как «Ленин и печник» - часть специфически советской картины мира. Ленин был добрым и не держал на печника зла, он даже угостил его печеньем с чаем. За «Спартак» обязательно должен был играть шпион – потому что сама спартаковская игра – спонтанная, построенная на импровизации, «не такая» как у других, всегда была немного «антисоветской».

В 30-е годы «Спартак» первым в СССР сыграл в футбол по «дубль-вэ» - буржуазной схеме, от которой после начала Второй Мировой войны вынужден был срочно открещиваться. Николай Старостин печатно клялся искать для своей команды новый, «советский» стиль, взамен заграничного британского (морально устаревшего после подписания пакта Молотова – Риббентропа).

В 50-е годы, под руководством Абрама Дангулова «Спартак» стал свинговать – играть в лёгкой, атакующей манере, чем-то напоминавшей гонимый в то время в СССР вообще-то весьма консервативный джаз. Одним из первых эту связь между явлениями наметил опять-таки Роберт Эдельман, в интервью которому Никита Симонян (тренер предполагаемого Якова Иорданова) признавался, что в его игроцкое время (конец 40-х – 50-е) практически все игроки команды танцевали под музыку небольших советских биг-бэндов, и пользовались неизменной популярностью у молодых девушек, приезжавших на спартаковскую базу специально «поохотиться» на футболистов.

И здесь мы должны вернуться обратно к «Шпионским страстям», мультфильму 1967-го года по сценарию Лазаря Лагина.

Конечно, как это всегда бывает с пропагандистскими генералами, они воюют всё ещё на «прошлой войне» - молодой советский тунеядец Вольдемар изображён как «стиляга» - безусловный анахронизм для конца 60-х. Однако в остальном набор образов чрезвычайно точен (и потому так смешон для просвещённого зрителя) – зубодробительная заграничная разведка, подводная лодка из Красного моря, патлатый бездельник и шпион в майке «Спартака». В конце герой перевоспитывается: первый фортепианный концерт Чайковского на балалайке заменяет ему опостылевшего Оскара Питерсона. Но начинает ли он болеть за «Динамо»? Ответ остаётся за кадром. 

*** 

Воспользуемся бритвой Оккама. Мог ли Лагин в 1967-м году изобразить в образе шпиона-игрока «Спартака» Джеймса Риордана? Проверочный вопрос: а не был ли другой герой Лагина, старик Хоттабыч – образом, списанным с автора?

Или Джеймс Риордан, спортивный советолог, просто хорошо запомнил старый мультфильм и стилизовал под него свою историю? Тогда он, безусловно, знал, о чём писал: «Спартак» весь советский период своего существования был двойным агентом – шпионил одновременно за властью, и за обществом, создавал до странности антисоветский образ внутри советской действительности. Почему же при этом он оставался общепризнанной «народной командой»? Вот здесь можно было бы учинить отличный допрос.