7 мин.

Очевидное и невероятное: Спартак СПб

Столько эмоций. Возможно, это лучшее что случилось для меня в баскетболе в этом году. Просто потому, что это нереально, так не бывает, просто потому что не может быть.

Все, что вчера произошло, похоже на сказку, у меня до сих пор такое ощущение, что вчера мы выиграли эту серию, а не сравняв счет, безнадежно уехали обратно в Химки.

Начнем издалека, а именно - с матча №3. Перед его началом меня волновало 2 вопроса: будет ли играть Ракович, и что же произошло в первом матче. Химки недооценили Спартак, либо подмосковная команда находится в слегка разобранном состоянии, и с ней можно бороться. Полученные ответы создавали полное ощущение обреченности. Ракович не сыграл, Химки выглядели недоступными для нынешнего Спартака. Еще с утра в понедельник я мысленно представлял гимн Евролиги под сводами «Юбилейного». Вечером очень хотелось забыть прошедший матч.

Началось все очень прилично: подмосковная команда явно детально изучила игру Спартака и не собиралась пускать Уайта в краску, оставлять Захара открытым на трехочковой и давать комфортно разыгрывать мяч в нападении, однако на первых порах этого и не понадобилось. Питерцы стали бомбить кольцо химчан с трехочковой дистанции, причем очень удачно. Пашутин, Уайт, Филдс - попадали все. Это настроило на определнный позитив, но радость была короткой. Химчане быстро прихватили наших игроков на дуге, наладили собственную игру, стараясь максимально давить на самое слабое место Спартака – позицию центрового. Постепенно игра выровнялась, и Химки даже ушли в незначительный отрыв. Шальные броски перестали проходить, стало понятно, что с такой игрой в нападении ловить нечего. Так и закончилась первая половина.

И именно в большом перерыве произошло непредвиденное. Тимофею Мозгову, прежде малозаметному, кто-то сказал, что в вип-ложе ДС «Юбилейный» сидит главный тренер сборной России Дэвид Блатт. Возможно, во второй половине 3 матча четвертьфинала Суперлиги 2010 года Тимофей показал лучшую игру в своей жизни. Моментально нафолился Александр Дедушкин, и центрового Химок было уже не остановить. Левтер и Бабичев ему совершенно не противники, чем и воспользовались наши соперники. Итог: 100% с игры, 10 подборов, 5 из них на чужом щите, полное доминирование под обоими кольцами. О погоне можно было больше не помышлять, новой целью рисовалось проиграть не слишком позорно. В довершение ко всему сломался, ломанувшись в очередной неподготовленный проход, Леванс Филдс. Площадку он покидал с помощью партнеров, почти не наступая на правую ногу. Грешным делом мелькнула мысль, что завтрашний матч можно не проводить, хуже не будет точно.

Сделаю ремарку про Филдса. Сложно отрицать, что его игра далека от идеальной: много неподготовленных бросков, необдуманных проходов, глупых потерь. Так же сложно отрицать, что игрок сделал огромный прогресс по сравнению с началом сезона. Не знаю, что на него так повлияло: адаптация в команде, новый тренер или приезд Уайта, но сейчас он, как бы то ни было, является одним из трех ключевых игроков Спартака. И даже не тот факт, что он единственный в команде, кто может без приключений привезти мяч в нападение под прессингом, делает его таким значимым. Просто когда Леванс находится на площадке, все атаки получаются более осмысленными, движение мяча ускоряется, а направление атаки выбирается не по принципу «где вижу более-менее свободного партнера – туда и отдам», а с целью создать максимально благоприятную ситуацию для броска.

Только через пару часов после матча отошли эмоции, и промелькнула мысль, что повреждение может быть совсем не таким серьезным, как показалось на первый взгляд. Возможно заморозка, массаж и правильная разминка дадут возможность американцу сыграть во второй домашней для Спартака встрече.

Когда во вторник я оказался в зале, первым делом взгляд зафиксировал №23 на табло. Значит, все действительно оказалось не так страшно, и Леванс примет участие в игре. Это потом мне рассказали, что для этого он забил на рекомендации врачей, и рискнул своим здоровьем, чтобы попробовать что-то сделать для уже обреченной, казалось бы, команды.

Как показала вчерашняя игра, настроение тренерского штаба Спартака в течение суток, которые разделили две петербургские встречи команд, было сильно отличным о моего. Команда подготовилась дать последний бой превосходящему в классе сопернику. Химки с самого начала матча ушли в небольшой отрыв, который сохранялся до середины 4й четверти. Команды обменивались удачными сериями в нападении, однако 5-10 очков упорно не хотели сокращаться. При этом, тренерский штаб санкт-петербургской команды провел огромную работу, практически лишив соперника его козырей. Рикки Минарду не давали идти в проходы под кольцо, Лопесу не давали бросать открытых трешек. Против Мозгова была избрана достаточно примитивная, но очень действенная тактика: против него выпускали Егора Мещерякова, который на голову ниже Тимофея, но намного подвижнее. Он играл с центровым Химок за получение, практически лишив команду возможности нагружать его под кольцом.

Все это приносило определенные плоды, с переменным успехом, разумеется. Химкам так и не удалось довести свое преимущество до комфортного, лишив себя нервной концовки. При этом у Спартака проблем было предостаточно, до определенного момента очки набирали только 4 человека, с которыми уже плотно работала оборона химчан. Очки давались все труднее. Очень не хватало результативной игры от Колесникова и Мещерякова. И если Егор компенсировал это самоотверженной игрой на своей половине площадки, то что происходит с Евгением мне непонятно до сих пор.

Перед началом игр на вылет Колесников виделся мне джокером Спартака со скамейки. У него один из лучших трехочковых бросков в команде, что он не раз демонстрировал в регулярном чемпионате. Казалось, что в случае проблем в нападении, Шерф может смело выпускать 24го номера на площадку, и половину своих дальних бросков он обязательно реализует. Видимо, эта половина еще впереди.

Чуть меньше пяти минут до конца 4й четверти, у Спартака -7. Кто в тот момент мог подумать, что одним из главных героев встречи станет игрок, которого сутки назад увели с площадки? К тому моменту он не набрал ни одного очка, хотя бегал резво, и всем своим видом демонстрировал партнерам и соперникам, что он в порядке. Филдс набрал 8 очков подряд, и что-то у Химок сломалось. Потом последовали очки Дедушкина, очередные трехи от Зозулина и Уайта. Игра была переломлена. В одной из пауз Келли Маккарти на правах капитана собрал партнеров в центре площадки и попытался их завести, но в действиях подмосковной команды появилась растерянность. Они явно не планировали возвращаться домой, чтобы сыграть решающий матч серии. Они собирались начать подготовку к полуфинальной серии, но не вышло. +3 для Спартака за 24,8 до конца матча. Последовали фолы, штрафные, но робкая попытка вернуть игру под свой контроль не увенчалась успехом.

Серия переезжает обратно в Химки, и для питерцев это равносильно победе. В определенный момент появилось ощущение, что каждый человек, находящийся в зале, принимал участие в игре. Зал жил борьбой команды, чутко реагируя на все происходящее на площадке. Такого в Питере я не видел с решающего матча за 3 место между Динамо СПб и УНИКСом, но это другая история. Мне кажется, то, как была одержана эта победа – уже огромное достижение команды. Вопреки всему: судейству (про него я предпочту промолчать), травмам, усталости, обстоятельствам, мощи соперника – каждый игрок и вся команда вместе шли к поставленной цели.

И знаете что, победа в 5 матче серии уже не кажется чем-то из разряда теории вероятности. Если нам будет сопутствовать удача, наша Команда способна на многое. Проблем, конечно, остается много: результативность скамейки, травма Раковича, усталость игроков короткой ротации (у Химок очки набирало большее количество игроков, чем у нас получило нормальное игровое время). Но мы верим!

Ну и на последок самое приятное для меня: Джеймс Уайт – один из самых любимых мной баскетболистов. Случается такое, что определенный игрок может полюбиться раз и навсегда. Когда лучший данкер современности перешел в Спартак моей радости не было предела. За то время, которое прошло между окончательным изгнанием Уайта из НБА и настоящим моментом, он превратился в одного из лучших игроков нашего чемпионата. Он значительно прибавил в понимании игры и разнообразии своих действий на площадке. Теперь Джеймс способен не только врываться под кольцо и ставить через соперника в своем высоченном прыжке. Он может реализовать бросок с дистанции, отдать передачу. Кроме того он явно хорошо влился в коллектив и оказывает огромную поддержку своим партнерам. По статистике он является лучшим игроком четвертьфиналов СЛ в этом году. И даже не глядя на игры в остальных парах, я могу сказать, что с большой долей вероятности это тот случай, когда цифры отражают реальное положение вещей.

Я надеюсь, что Джеймс надолго задержится в нашем городе.