Конец прекрасной эпохи. Как мы будем прощаться с Рондо
«Исчерпывающе и без лирики» – так был охарактеризован в комментариях текст Романа Сприкута поясняющий ситуацию со слухами относительно обмена Рондо. Поэтому я решил добавить «лирики» и порассуждать об эмоциональной стороне сложившейся ситуации и найти виноватых.
Итак, начнем с того, что…
Во всем виноват Рондо.
Первый и главный эмоциональный позыв. Он нас предал. Он, как все остальные недозвезды НБА, жадный до денег и легких титулов (об этом позже). На уважение и преданность клубу ему плевать.
На самом деле, это не совсем так. Точнее, совсем не так. Давайте попробуем взглянуть на ситуацию в команде глазами Рондо.
Итак, Рэджон Рондо:
Возможно, лучший классический разыгрывающий в лиге;
Мистер трипл-дабл;
Лучший ассистирующий игрок лиги;
Системообразующий игрок в нападении;
Баскетболист, который выходит на принципиально новый уровень игры в плей-офф;
Лучший игрок «Бостона» в ПО 2012;
Один из двух лучших игроков команды в Финале 2010;
На данный момент имеет один из самых недооценных контрактов в лиге, который был без вопросов подписан в интересах клуба.
В подобной ситуации современные реалии НБА диктуют баскетболисту требовать многого от клуба: усиления состава, привлечения звезд, близкой к максимуму зарплаты, возможности участвовать в принятии важных решений.
Вместо этого, Эйндж:
Разваливает до основания боеспособный состав;
Набирает игроков, которые, может быть, будут представлять реальную силу в лучшем случае через пару лет;
Нанимает тренера, которому нужно определенное время, чтобы освоиться в лиге;
Пытается усилить состав постольку-поскольку (лично у меня сложилось именно такое впечатление);
Планирует сливать еще как минимум один сезон;
Однозначно намекает, что не будет платить Рондо максималку.
Это все можно было бы покорно принять, но Рэджон уже не мальчик и прекрасно отдает себе отчет, что его прайм не может продолжаться вечно.
И вдобавок, на глазах Рондо меняют капитана и легенду клуба, потому что «это выгодно всем сторонам сделки». «Бостон» – клуб, с самыми богатыми традициями в лиге, который никак за них не держится. Пока у руля Дэнни Эйндж в клубе может произойти все что угодно, и ни один игрок не имеет никаких гарантий.
Какого черта Рэджон должен пытаться усидеть на этой пороховой бочке и ждать пока закончится перестройка, перспективы которой крайне туманны.
Рондо слишком много сделал для клуба, чтобы перестать добиваться его уважения, он, зная себе цену, хочет иметь контроль над ситуацией, и, по-моему, вполне заслуживает этого права.
Но тогда выходит, что…
Во всем виноват Дэнни Эйндж.
Это тоже неправда.
Дэнни выбрал свой стиль, свою стратегию, и это единственное, за что в этой лиге он готов держаться до последнего. Кроме самоуверенного, местами самодовольного выражения лица и салатового поло Эйндж носит еще и ответственность за судьбу величайшей франшизы в истории НБА. Он не может допустить, чтобы команда оказалась в болоте, он не имеет права содержать ветеранов клуба, останавливая его развитие на добрый десяток лет, он не может позволить себе платить максималку Рэджону Рондо.
Всех звезд лиги можно условно разделить на две категории: те, к кому едут другие звезды, и те, кто сам переезжает, чтобы иметь возможность играть вместе со звездой. При всех неоспоримых достоинствах, Раджон не является тем, к кому едут звезды. И это проблема Рондо, а не Эйнджа.
В итоге получается, что Рондо слишком хорош, чтобы держать его в команде, которая стремится получить наивысший пик на драфте, но недостаточно хорош, чтобы, обладая самым большим набором активов для обмена в лиге, получить к нему вторую звезду. В такой ситуации у Эйнджа есть только один реальный выход.
Эйндж, с момента создания чемпионского состава 2008, совершил множество неоднозначных ходов, но не его вина, что Аллен предпочел более высокие шансы на вторую победу в чемпионате, Пирс с Гарнеттом постарели, а пятерка 9-20-34-5-43 на данный момент боролась бы максимум за выход в плей-офф, только чтобы в первом раунде затащить одну домашнюю игру на опыте и на зубах.
Ну, тогда, возможно, что…
Виноват ЛеБрон/Кармело/Кевин Лав/Дэвид Стерн/Адам Сильвер/etc.
В современной НБА действительно не осталось больших или маленьких рынков, команд с историей или без таковой. Сейчас есть игроки, которые совместными усилиями создают себе команды там, где им это кажется более удобным. Есть игроки, которые предпочитают деньги спортивным интересам. Есть очаги сопротивления, которые отказываются жить по-новому и даже иногда выигрывают титулы, опираясь на старые проверенные ценности. Но причины этого лежат намного глубже, чем конкретные решения конкретных людей.
Последнее время мы каждое межсезонье наблюдаем новый сериал с одинаковой завязкой, шаблонным сюжетом и часто ожидаемой развязкой. Меняются имена, декорации и антураж, но суть одна и та же. Значимые игроки стремятся иметь настоящую значимость, они хотят сами контролировать ситуацию, в которой оказываются. Это настолько логично, что Рондо не были нужны другие причины, чтобы вести себя так же.
ЛеБрон, Кармело или Кевин Лав, когда принимали свои решения, руководствовались только одним принципом: каждый выбирал то, что считал лучшим для себя, не пытаясь каким-либо образом воздействовать на сознание остальных игроков лиги. НБА принадлежит игрокам, а не франшизам. В современном обществе, стремящемся к построению ролевых моделей и идеализации кумиров, просто не могло быть по-другому.
Вывод.
Никто не виноват.
Я уже несколько месяцев назад осознал для себя, что карьера Рондо в Бостоне подходит к концу, и примирился с этим. В этом плане последние слухи и дежурные опровержения ничего не меняют. В данном случае нет принципиальной разницы, кто сделает первый шаг. Не важно, просил ли Рондо об обмене на самом деле, в какой форме и о чем вообще шел разговор.
Просто обстоятельства сложились так, что пути расходятся, и мой личный выбор принять это без внутренних истерик.
Рондо с Эйнджем попрощаются тихо и без особых эмоций, с улыбками выйдут к прессе и будут рассыпаться в дежурных благодарностях друг другу за чудесно проведенное время.
Можно утонуть в негативе к сложившейся ситуации, обвинять в происходящем кого-либо из упомянутых мной персонажей, либо придумать своего. Но, по-моему, намного правильнее будет посмотреть за феноменальным выступлением Раджона в последних матчах за «Селтикс» (а оно будет таковым, год-то контрактный), и с благодарностью отпустить навстречу новым вызовам и свершениям.
Есть ли вероятность, что Рэджон все же останется? На самом деле шанс мизерный, но воображение пытается раздуть его до более осязаемого. В конце концов, он еще никуда не ушел.
Так что Дэнни, наезжая на Рэда в 89-м, был полностью прав. В те годы он уже был ГМом 21-го века. А Рэд, при всей его легендарности, оставался в 70-80-х.
Время лояльности ушло. Люди больше не работают всю жизнь на одной работе (а до начала 90-х в Америке во многом так и было, огромная масса квалифицированных специалистов работала в одной фирме всю жизнь), спортсмены не играют в одной команде. И если клуб хочет перестраиваться, а легенда клуба еще поиграть, то, увы, легенда уходит. И хорошо, если уходит как Пирс из Бостона, а не как Шак из Лейкерс.
Во-первых, владельцы готовы платить налог. Они не готовы были платить налог и сливать одновременно. А платить и бороться за серьезные цели - готовы.
Во-вторых, самый высокий налог в лиге платят команды, которым до чемпионства ничуть не ближе, чем нынешнему Бостону. 1-2 раунд ПО без шансов на Финал мы же не считаем близостью к чемпионству? (Для сравнения, предлагаю заглянуть в платежку САС)
В-третьих, сама по себе уплата налога не сделает Бостон контендером. Наоборот: если поторопиться залезть в налог ради того, кто не приблизит тебя к чемпионству, ты лишишься возможности потом получить того, кто приблизит.
Бостон готов платить налог на роскошь, и весь период большого трио мы его платили.
Вик не готов платить налог на роскошь в тот период развития, когда команда не попадает в ПО и ни на что не претендует. И это правильно не только с финансовой точки зрения, но и с точки зрения той структуры, которую имеет нынешняя ставка налога.