8 мин.

В фигурке появится артистическая программа. Возможно, это единственный способ продлить карьеры Загитовой и Медведевой

В фигурном катании намечаются исторические изменения: вместо короткой и произвольной программ, вероятно, появятся артистическая и техническая.

Настолько радикальная революция на льду случалась дважды:

• с 1990-го отменили обязательные фигуры, «школу» – дисциплину, в которой оценивалось умение чертить коньками фигуры;

• в 2004-м появилась новая система судейства вместо устаревшей 6-балльной.

Что хотят поменять теперь?

Точной концепции пока нет. Непонятно, наградят ли самых техничных и артистичных отдельными медалями или первое место по-прежнему будут присваивать по сумме двух прокатов.

По словам вице-президента ISU Александра Лакерника, в артистической программе станет меньше элементов, а их стоимость снизится. Главными окажутся компоненты: их вес составит 60% от суммы баллов.

В технической программе, наоборот, упор сделают на сложность, а для интерпретации, скольжения и других внешних атрибутов останется 40% оценки.

Когда поменяют правила?

Реформа – не новость для фигуристов. Три года назад Лакерник уже заявлял, что короткая и произвольная программы – не слишком удачное решение, так как они отличаются только количеством элементов. Словосочетание «артистическая программа» звучало уже тогда: главный чиновник в фигурке предложил уравнять ее по длине с технической и вручать отдельные комплекты наград за каждую. Плюс еще один – по совокупности прокатов.

Сразу после сенсационного ЮЧМ-2018, где Александра Трусова исполнила два четверных, Лакерник привел еще одну причину для появления артистической программы: сложность не равна зрелищности, а постановки должны быть интересными для зрителя.

Быстрых перемен ждать не стоит: Олимпиада в Пекине точно пройдет в привычном формате. Вопросы такого масштаба решаются на конгрессах ISU, которые проходят раз в два года – следующий состоится в июне 2020-го в Таиланде.

Если правила примут, они вступят в силу не раньше сезона-2022/23.

Как сейчас оценивают компоненты?

Соотношение артистизма и техники никогда не было абсолютно одинаковым. В короткой программе отчетливее рамки: одиночники прыгают обязательный аксель, женщинам нельзя исполнять четверные, танцорам (им короткую программу заменяет ритм-танец) каждый сезон меняют паттерн.

В произвольной больше возможностей влиять на контент, а оценка за компоненты – решающая при равенстве баллов. На Играх-2018 в Пхенчхане Медведева и Загитова получили за произвольную идентичные вплоть до сотой суммы, но выше в протоколе оказалась Женя – за счет более высокой второй оценки. Впрочем, это уже ничего не решало.

Еще один нюанс – сейчас оценка за компоненты в зависимости от программы умножается на коэффициент:

• в короткой – 0,8 для всех, кроме мужчин;

• в произвольной: 2 – для мужчин, 1,6 – для женщин и пар, 1,2 – в танцах.

Это сделано, чтобы уравновесить их с технической оценкой.

Кому выгодны изменения?

Большинство актуальных сейчас звезд после Олимпиады в Пекине, скорее всего, завершит карьеру: шансы увидеть в артистической программе Медведеву, Загитову, Ханю и Чена не слишком велики. Но они еще достаточно молоды даже по меркам фигурного катания, а введение дисциплины, где у ветеранов большое преимущество перед бывшими юниорами, – хороший стимул задержаться в спорте.

Скорее всего, изменения поддержат США: у них явная нехватка техничных фигуристов (исключения – двукратный чемпион мира Нэтан Чен и вундеркинд Алиса Лью), зато всегда ценились классное скольжение и интерпретация музыки. Улыбчивый лик Джейсона Брауна, программы которого насыщены ледовыми фишками, но живут без четверных, так и просится на знамя реформы ISU.

Кому выгодны новые правила в фигурке? Теперь прыжки судят не так строго

Реформа может быть выгодна и японцам: у того же Шомы Уно в последнее время не ладится с техникой, но судьи традиционно ставят ему высокие компоненты. Кроме того, введение артистической программы – хороший шанс побороться за золото с непотопляемыми россиянками, которых почти никогда не удается обойти в технике.

В других видах спорта есть что-то подобное?

Ближе всех к фигурному катанию – если мы ищем сплав спорта и искусства – синхронное плавание и художественная гимнастика.

Строго говоря, синхронное плавание уже 2 года как артистическое – переименование затеяли, чтобы привлечь внимание к не слишком популярной дисциплине. Кроме того, в названии провели параллель со спортивной гимнастикой – artistic gymnastic в англоязычном мире.

Впрочем, по словам главного тренера сборной России Татьяны Покровской, изменение оказалось чисто косметическим: спортсмены по-прежнему исполняют техническую и произвольную программы. В обеих оцениваются исполнение и художественное впечатление, но в произвольной есть оценка за сложность, а в технической – за предписанные элементы.

В фигурке – странная дисциплина: катаются женскими командами (но пускают мужчин) и мечтают об Олимпиаде

Младшая сестра художественной гимнастики – эстетическая. Соревнования здесь судят три бригады: одна оценивает технику, другая – качество исполнения, третья – артистизм. Многие обязательные элементы знакомы по художественной гимнастике – прыжки, повороты, равновесия – но их исполняют без предметов. Индивидуального зачета нет – только групповые упражнения.

Дисциплина, о которой вы вряд ли слышали – арт-фехтование. Все движения участников отрепетированы заранее, а происходящее напоминает спектакль или историческую реконструкцию. Отдельные бригады судей оценивают технику и артистизм – все как у фигуристов. В арбитры берут не только профессиональных фехтовальщиков, но и специалистов по режиссуре, актерскому мастерству и костюмам.

В фигурном катании такое уже было?

Идея с делением программ на артистическую и техническую не нова: точно такой же принцип действовал на чемпионатах мира среди профессионалов. Эти соревнования гремели в конце прошлого века: среди мужчин в лидерах были Курт Браунинг и Брайан Бойтано, а у женщин борьба шла между японками и американками.

Система судейства не отличалась от любительских соревнований, а арбитрами часто становились бывшие фигуристы. Для такого формата соревнования в технике и артистизме были идеальным вариантом: завершившие карьеру спортсмены уже с трудом катали две полноценные программы, зато охотно примеряли новые образы и хулиганили на льду. В артистических программах активно использовали реквизит – например, танец о Клеопатре Анжелика Крылова начинала в костюме мумии, а Филипп Канделоро выкатил на лед настоящую декорацию – все как в хорошем шоу.

Реформа – это хорошо?

Сначала о плюсах – они точно есть. Артистическая программа позволит фигуристам экспериментировать с новыми связками, оригинальными поддержками и дорожками – сейчас творчество заперто в рамки жестких технических требований. Больше шансов на медали появится у вторых номеров из топ-сборных и фигуристов от слабых федераций. Правда, для этого изменения должны произойти не только в правилах, но и в головах арбитров, привыкших судить по зачетке.

Новые правила – шанс прекратить споры между любителями сумасшедшей сложности и поклонниками чувственного катания в выразительных постановках. «Зрело женское катание» из ругательного выражения превратится в отдельный соревновательный вид, а в техническом зачете зажгут бесстрашные квадисты. Возможно, наконец-то разрешат четверные у женщин в обеих программах: сейчас они легальны лишь в произвольной.

Проблема в том, что этот план хорош только на бумаге.

Фигурное катание – безумно субъективный вид спорта. Современные технологии крайне неохотно приживаются на ледовых аренах – правильность ребер, величину недокрутов, высоту и пролет прыжков все еще определяют на глаз. В этом есть прелесть: программы захватывают не хуже культовых мелодрам, а болельщики годами спорят на темы отточенности жестов и выразительности образов. Но в такой субъективности легко перейти грань, когда спорт станет шоу, а медали начнут не завоевывать, а получать за выслугу, имя тренера или гражданство.

Условную британку с плавным скольжением и достойной «Оскара» интерпретацией не поставят выше россиянки или японки – даже когда те выглядят хуже. Дебютантка проиграет более титулованной сопернице, если не прыгнет выше головы. На оценку влияет даже стартовый номер: первым разминкам по умолчанию отказывают в сложных связках и музыкальности.

Фигурка тосковала под классику без слов. Теперь – музыкальная революция, которую возглавила Загитова

Хотя реформа явно нацелена на одиночников, уместнее всего она в танцах на льду. Техническая программа стала бы настоящей проверкой на мастерство: нынешнюю систему часто ругают за то, что качество исполнения зависит от нескольких заученных шагов – ки-пойнтов. Болельщики со стажем помнят обязательные танцы: топовые дуэты исполняли их так, что танго на льду было не отличить от паркетного. Артистическая программа стала бы полем для творчества: вновь появились бы шедевры уровня «Мемориала» Грищук – Платова или «Болеро» Торвилл и Дина.

Фигурное катание хотят сделать доступнее и интереснее для массового зрителя. Вот только совсем не хочется, чтобы соревнования стали похожи на типичный выпуск телевизионного ледового шоу.

⛸У нас есть инстаграм ФК – там много видео, фото и классного ретро. Подписывайтесь!

Фото: Gettyimages.ru/Jamie Squire; globallookpress.com/Yutaka/Aflo Sport, Tao Xiyi/Xinhua; Gettyimages.ru/Oleg Nikishin