7 мин.

Орудия пыток и именитые бойцы. Чем запомнился турнир «Легенда»

Большие бои начинаются с большой подставы. Так и на этот раз. Лучшему и самому недооцененному из персонажей в российском ММА Александру Емельяненко прострелили руку. Или руки. Сейчас уже трудно восстановить всю последовательность трагических событий, как и не объяснить, почему за пару недель до боя он ночью оказался в странном месте в компании странных людей, которые «стали кидаться в него стульями и какими-то другими предметами мебели. Его била группа лиц». Я отчего-то представляю себе группу лиц с афиши «Легенды» – бойцы ММА, кикбоксеры и пр. Все бьют его руками, ногами, мебелью... Он воет от боли, ревет и кидается на людей, которые стреляют ему по рукам... В общем, непреодолимый конфликт.

Конечно, Емельяненко не мог больше тренироваться и подготовиться к главному реваншу своей жизни. Сулейманову оставалось только шутить, что «Александр никогда не был лицом промоушена! Максимум, бородой»... но правда в том, что он был лицом заявленного шоу – и он им остался. Его бородатую физиономию выпилили из афиш боев, но уже сил не хватило перемонтировать все промо-ролики и временами с больших экранов на арене строгим взглядом в зал смотрел Александр Емельяненко, Федор отвечал в камеру на вопросы о брате (на которые он по правде и не знал, как ответить), да и ходят слухи, что он все-таки появился в «Лужниках», но был чисто выбрит, и потому его никто не узнал. Даже родной брат.

А я ведь, начиная еще с августа, регулярно пытался так или иначе донести до них мысль – Саше Емельяненко НУЖНО искать замену. И не последний человек в организации меня уверял: «Мы регулярно встречаемся с ним, разговариваем»... Разговоры не помогли. Следующий, кто подпишет с ним контракт, должен использовать средневековые пыточные орудия и кандалы. Но это все потом. Главное пыточное орудие вечера – Алексей Олейник – бродил неподалеку от арены, дышал воздухом.

За соседним столом обнаружились внезапно Слуцкий, которого, как мне сказали, не должно было там быть – матч на следующий день, Джон Джонс фотографировался в холле с фанатами, мимо пробегали русская Бетти Пейдж и Майк Замбидис, повсюду сопровождающий своего менеджера всю в красном... Шурша платьем пронеслась фурией Наташа Буланова, пиар-директор, внутренний стержень, местами зачинщик и провокатор этого безобразия. Пронеслась Усейном Болтом и исчезла в другом конце коридора. Надеюсь, разминать сцепившихся Фаррисио Вердума и Фрэнка Мира - подумалось мне в тот момент. 

Тем временем обратный отсчет встал на ноль, с потолка спустился спецназ и начал что-то или кого-то искать, возможно, Сергея Бадюка. Шоу началось.

Вартанян должен был выйти с мачете или хотя бы с бензопилой. Отказаться снимать маску. Ну или хотя бы в бою показать чуть больше желания и воли к победе. Чувствовалось, что любит он джиу-джитсу, а бить людей – не любит. В такой ситуации ни маска, ни татуировки не помогут. Нужно мачете. 

Манхуф шел к рингу под что-то трогательное и классическое. Женщины и дети – те, что болели за него с детства, плакали в рингсайде. Я бы сказал, что его выход был лучшим – если бы не Олейник под Высоцкого. Манхуф же как-то без вариантов проиграл Забиту Самедову с  испачканной рекламным логотипом спиной, но посек его голову в странном месте, и в итоге Самедов за главный приз Гран-при не боролся. Выиграл его Павел Журавлев, оказавшийся единственным в этот вечер бойцом, кто кого-то нокаутировал. Дважды. И забрал $ 100 тысяч. За две победы неизвестно над кем в один день, в течение полутора часов. В Bellator за эти деньги нужно выиграть три боя в течение полутора-двух месяцев, например. Лучше бы на «Легенде» бонусы за нокауты и болевые раздавали.

Мне этого не понять, как и в принципе этих теплых чувств, которые испытывают коллеги к кикбоксингу. Он как спорт остался идеологически глубоко в 90-х, и потому недолго протянул. Дело даже не в том, что ММА наседает – просто внезапно закончились деньги и интерес ТВ. Последними судорожными движениями Гран-при К-1 изрыгнуло нескольких чемпионов мира в тяжелом весе, которые ушли в бои смешанного стиля и выступали там с разной степенью успешности. Последними достойными упоминания были Оверим и Крокоп, и на них историю можно официально считать законченной. Все эти соображения я озвучивал по ходу боев и ни Макс Воронов, ни мои друзья из федерации кикбоксинга, сидевшие рядом, не особенно протестовали. 

Временами мимо столика развинченной походкой, слегка шатаясь, двигались сильно пьяные женщины в вечерних платьях и на каблуках, с довольным визгом пробегали чьи-то дети, шумно топая маленькими ножками – или убравшийся в хлам Ренато «Бабалу» Собрал, достаточно свирепый, чтобы душить людей до потери сознания, но недостаточно трезый для того, чтобы осмысленно выбрать себе жертву. У входа в зал Бадюк, пугая гардеробщиков и официантов, делал широкими небыстрыми движениями бой с тенью – спецназ его, видимо, так и не нашел.

Лучшим боем вечера предказуемо оказался поединок Яковлева с Дейли. У Яковлева был план на бой, была неплохая физическая готовность, а к финалу боя проснулся и азарт – в последнем раунде он уже вытаскивал Дейли за ноги из-под канатов, чтобы добить. Вообще, ринг выглядел таким себе hommage Прайду. Вместе с голосом Прайда, который так отчаянно верещал со своим японским акцентом, что душа в пятки уходила. Атмосфера работала.

Но даже это не могло заставить зал поверить в то, что у Крокопа есть шансы. Его сегодня могли бы победить и Емельяненко с простреленными руками, и жена Алексея Олейника, которая тоже неплохо борется...  Когда Олейник душил Мирко, он даже не зафиксировал толком захват на шее, руки обхватывали голову соперника, он набрасывал кольца, словно удав, сдавливал череп и сам посматривал на свободную руку оппонента, чтобы не пропустить момент, когда тот начнет стучать по настилу. Крокоп сделал на мгновение страшные глаза – и застучал. 

Как Олейник «задушил» Крокопа. Видео

«А что, у нас теперь сдаются, когда делают захват головы?», – выдал шутку дня Джон Джонс. 

Я отправился забирать свою сумку из комнаты, где ее оставил. Я помнил только, как выглядит дверь и где примерно это находится. Как это обычно бывает, я ее не глядя бросил в комнату, где раздеваются ринг-герлз. Этого следовало ожидать.

– О, удачно зашел, – не смог я сдержаться...

– Нет, вы чуть-чуть опоздали, – улыбнулись мне в ответ. 

Я отправился домой и лег спать с твердым желанием проспать целую вечность. Конечно, мне этого не удалось. Всего лишь красивая идея, как например реванш Емельяненко – Крокоп. Вся «Легенда» началась с красивой идеи. Я не могу сказать в точности, о чем думали организаторы шоу, но выглядит это как лучшее из Cirque du Soleil, Гран-при Прайд с Федором и Вандерлеем Сильвой и, наверное, с небольшой долей ufc-шного пафоса, превращающего каждый ивент в праздник для присутствующих там фанатов жанра. Проблема только в том, что вся красота, вся атмосфера и послевкусие так и не покинут пределы крохотного в сущности сообщества поклонников ММА. 

Есть хорошие бои, есть послабее, но проблема пока основная в этом и не в сомнительной спортивной значимости бой, например, Олейник - Филипович. 

Я не самый большой фанат того же Прайда. Меня не мучает ностальгия и вселенская тоска, когда я слышу имена их лучших бойцов, я не впадаю в бессильную злобу, когда мне говорят, что Zuffa купила и уничтожила лучшее, что было в этом спорте. Даже если вдруг это (про лучшее) правда. Но главная причина, по которой многие люди помнят и страдают - Прайд подарил новых героев. На этом выдохся. С новыми героями в российском ММА как-то пока не очень. Есть над чем подумать. Пока, совместными усилиями, удалось породить только одну легенду - единственную и неповторимую mma-dog Снежанну. Ну а что, уже персонаж. Уже бренд. Горжусь личным знакомством. Может, пора в андеркарде собачьи бои делать?