3 мин.

Про MMA, бокс, ТВ и битву форматов

Боксерская общественность в возмущении, до сих пор все закипают и плюются – Оскар Де Ла Хойя предпочел боксу MMA. Причем неделю назад он не появился на поединке своего бывшего соперника и нынешнего бизнес-партнера Шейна Мозли на поединке, организацией которого занималась его компания Golden Boy, на арене, напротив которой стоит статуя самого Де Ла Хойи. Может, он просто посчитал, что людям хватит и статуи…

Гэри Шоу заявил, что ребята из Affliction заплатили Оскару семизначную сумму за этот красивый жест, но может статься, что он только завидует. А Оскар просто ищет новые перспективные проекты. Его компания Golden Boy Enterprises вкладывает деньги в недвижимость, индустрию развлечений, финансовые институты и еще черт знает куда. Ну и почему бы не в MMA. В конце концов, еще пару лет назад у UFC годовой доход с PPV превысил 200 млн долларов, чего тут стыдиться? Ну и, опять же, основной конкурент этих боев не бокс, а вовсе даже рестлинг – организация WWE Винса МакМэхона, который в прошлом году заполучил в свое шоу Флойда Мэйвезера, и выложили за одно его участие 20 млн.

У нас по центральному ТВ бои Емельяненко мы пока не лицезреем. Изредка гостит там профессиональный бокс, но по большей части бои не с участием наших боксеров, а все то, на что Владимир Гендлин способен уговорить спортивную дирекцию Первого канала. Де Ла Хойю они помнят, а кто такой Кириллов – не знают. И, кстати, по слухам, даже после пространных объяснений себя не стесняются. Отсутствие на генеральном рупоре ТВ боев наших звезд MMA – это упущение Финкельштейна, а то и явная халтура с его стороны. В самом деле, если здесь и сейчас можно получать доллары от американского ТВ, то на какой черт инвестировать в далекое и неизвестно-такое-ли-радостное будущее и прикармливать аудиторию, которая точно так же может от спорта отвернуться. Хотя болела же вся страна за национальную футбольную сборную задолго до прошлогоднего Евро – и не такое терпели.

Число тех, кто следит за MMA в нашей стране, с каждым годом растет. Это закономерные плоды серьезных вложений в PR-кампанию и наличия такой фигуры, как Емельяненко. Но, опять-таки, где телевидение? В прошлом-позапрошлом году РЕН ТВ показывали бои смешанного стиля, если не изменяет память, bodog fight. И еще турнир из Лужников или из Ледового. Но всерьез рассматривать это как какой-то шаг, имеющий продолжение, не стоит. Те же самые РЕН ТВ заключили рекламный контракт на целый год с пивным партнером, и теперь им все равно, что показывать в разделе «Мировой бокс» – хоть чемпионов, хоть перворазрядников. Тут по доброте душевной им отдали почти задаром несколько боев Дениса Шафикова, а еще боксерское шоу со звездами первого тяжелого веса из Петербурга, реально на продаже боев у нас из промоутеров никто не зарабатывает.

Каждый, кто приходит в профессиональный бокс с попытками заработать, сталкивается с тем, что все нестабильно, не регламентируется и не поддается прогнозу-анализу. Нет системы регулярных турниров, хотя бы приблизительной сетки, от которой можно было бы отталкиваться. Это затрудняет переговоры. В свою очередь, в MMA вполне эффективный формат – это лига. Проводить серию профессиональных боев с целью определения лучшего боксера в формате турнира пробовал Седрик Кушнер, в его Thunderbox участвовали несколько супертяжеловесов, победитель отхватил 100 тысяч долларов. Нечто подобное скоро попытаются сделать и у нас, уже в рамках Кубка Кости Цзю, правда, за основу возьмут, наверное, другую весовую категорию. Еще поклонники бокса с мало-мальским стажем помнят бесплодные попытки организовать турнир Superfighter. Денег не хватило…

А все ведь очень просто, телевидение дает деньги на то, что пользуется у аудитории успехом. Поэтому поиск новых путей и решений продолжается.