10 мин.

Играя в идеальный мир

«There is a master hand here. It is no case of sawed-off shotguns and clumsy sixshooters». Arthur Conan Doyle

Именно так, никаких больше обрезов, уродливых револьверов и прочего бреда. Сегодня мы подводим итоги года, страшного, жестокого и отвратительного – а разве были на нашей памяти другие, с тех пор как угасли надежды и ушли настоящие герои… А на умы и совесть тех, кто остался и заправляет, не смогут повлиять, ни избрание Пакьяо в конгресс Филиппин и последующее триумфальное шествие по головам соперников (кстати, в рейтинге CNN одно из 20 событий, изменивших мир), ни трагедия Эдвина Валеро. Но вот мы здесь, в конце 2010го, постарались забыть о грустной истории чемпиона с портретом Уго Чавеса и флагом Венесуэлы на груди, да и избрание Пакьяо наш мир не слишком потрясло и не очень-то изменило. Филиппины, знаете ли, далеко, а здесь в Москве снег, неприятный ветер швыряет его в лицо, трещат и валятся обледеневшие деревья и периодически взвизгивает сигнализация придавленного автомобиля.

Но даже здесь только совершенно отмороженный человек может вам сообщить, что боксер года – не Серхио «зашивайте-уносите» Мартинес. Бой с Павликом, а затем и уничтожение Пола Уильямса – это классика, достойная всех первых призов как боксер года, апсет года, нокаут года, ну и так далее. Но только за всеми этими номинациями стоит, сдается мне, некий комплекс вины – обозреватели и аналитики массово пытаются реабилитироваться за то, что не замечали Мартинеса еще год, два назад…

К боксеру года мы еще вернемся, а пока окинем взглядом все прочее. Все завалы судейских карточек, с краткими комментариями по ходу боя на полях, все нокауты, все глупые интервью, гигабайты видео и сохраненные в браузере закладки… Постепенно мы нащупаем жесткую картонку, потертую фотографию без уголка, кадр, который вполне вместе с несколькими другими можно назвать центральным в этом году. Это mug shot Флойда Мэйвезера – снимок боксера в полицейском участке после очередного задержания. Их было в этом году несколько – выбирайте любой. Обвинения в стрельбе, нападении на своих охранников, на подругу… Флойд пока на свободе. На фотографии он улыбается. Наверное, думает: как так бывает – еще вчера я ел с Доном Кингом лобстеров, смотрел петушиные бои и считал деньги, а теперь чертовы копы снимают чертовы отпечатки пальцев…

И вот уже мы забываем о главном: Флойд – акула. Злой пес. Скорпион. Несмотря на жалостливый взгляд, истерическую реакцию на критику, проблемы с самоконтролем вне ринга – в квадрате он всегда собирается и… ну, вы знаете. Его не за что награждать в этом году, но он есть, нависает и не дает о себе забыть. Каждый бой Пакьяо и каждое второе его интервью – это напоминание о Мэйвезере. Вот поэтому здесь эта фотография, и никуда от нее не деться.

Предлагаю отвлечься. Можно музыку включить. Я большую часть года слушал Blue Jukebox Криса Ри или Fun Lovin’ Criminals. Впрочем, сейчас лучше подойдет Том Уэйтс. Rain Dogs. Тяга к музыке в этот момент неслучайна, мне просто нужно переключиться. Последние несколько дней я пытался выбрать нокаут года и раунд года (нескучное, в принципе занятие) и пытался освежить в памяти все то, что видел в этом году. Нокауты: смертельное прикосновение Кличко – Чемберс, брутальное отрывание головы в бою Френкель – Маккаринелли, двухраундовый шок Мартинес – Уильямс, один раунд Бейли – Бонсу, апперкот Александер – Уранго… при желании – хоть даже Абрахам – Диррелл. Но по произведенному на публику эффекту, итог безальтернативен, и вновь примеряет корону Серхио Габриэль Мартинес.

Похожая история с раундами. Второй в бою Мозли – Мэйвезер, четвертый или пятый в бою Хуана Мануэля Лопеса с Рафаэлем Маркесом, третий в Маркес – Кацидис, какой-то там в бою Кальдерон – Сегура, шестой (это там где удары по затылку, размен и драка после гонга) в реванше Хопкинс – Джонс. При большом желании выпендриться, можно найти отличный вариант даже в поединке Дарчиняна против Барселоны. Пока смотрел, запутался. Пусть будет Мэйвезер – Мозли. Куда проще объявить, скажем, колумбийца года – это Карлос Тамара. Он сделал то, что и должен был сделать колумбиец: вынырнул из ниоткуда, сотворил апсет, нокаутировал оппонента, уступая по очкам – и вскоре после этого пропал.

Кстати, об апсетах. Фернандо Монтиэль – Хоцуми Хасегава. После того, как в бою с Вальдесом Монтиэля чудом спасли уже после объявления вердикта в пользу соперника, казалось, что мексиканец кончился, но – это просто нужно видеть (см. последние секунды раунда). А потом Монтиэль достал где-то таблетки молодости – и это был еще один удачный его год. Поражение Кальдерона также трудно было предсказать, но кого и когда интересовал Iron Boy? Монтиэль вполне мог стать лучшим мексиканцем этого года, но лавры украл Хуан-Мануэль Маркес. Ну и черт с ним.

Проспект года: Саул Альварес. Лемье и Клеверли тоже хороши, на пятки им наступает Кубрат Пулев. Но Альварес подарил Балдомиру 12 тысяч перед тем как его нокаутировать – считайте, что купил место в моем продажном рейтинге.

Проспект в категории отцы и дети: Вилфредо Гомес-младший.

В номинации Classic old school: Монте Барретт. Был провальный 2009-й, у него челюсть хрупкая как стекло, закончились раунды, но осталось 9-10 минут настоящего боя. Всю эту мощь он обрушил на голову Дэвида Туа и практически победил его – нокаутом.

«Главное – Воля» или номинация «one more round!», – имени Диего Корралеса: Чед Доусон вовсе не так безнадежен, как могло показаться. Да, он проигрывал бой Жану Паскалю по очкам и не похоже было, что спасется. Эдди Мустафа Мухаммед в его углу перед 11 раундом потребовал сделать уже что-то – и Доусон сделал. С первых секунд он жесткой комбинацией сотряс голову соперника, загнал к канатам и навалился многоударными сериями… Только гранитный подбородок Паскаля и выдержка не дали ему опуститься на колено при первых попаданиях. Но Доусон и не думал останавливаться. Неизвестно, получилось бы что-то из этого или нет, но Доусон слишком наклонился вперед, столкнулся с Паскалем головами и кровь, брызнувшая из рассечения, лишила его последнего шанса.

Полет года – летайте вместе с HBO, летайте просто так: мало что сравнится с тем, как выпрыгнул между канатами из ринга Кермит Цинтрон в бою с Полом Уильямсом, покинувший после этого арену на носилках. Разве что Саид Оуали, которого Рэндалл Бейли приземлил за канатами ничуть не менее экстравагантным способом. А если бы это сделал в свое время с Кличко Эдди Чемберс? А он ведь мог – не догадался, и тратил силы довольно-таки бестолково.

Ограбление года: сейчас, конечно, больше всего шумят по поводу боев Хука с Лебедевым и Хопкинса с Паскалем. Еще вспоминают Кармазина и его ничью с Сильвестром. Но истинное лицо современной коррупции – у судей боя Бейбута Шуменова с Габриэлем Кампильо. Бейбут вместе с братом купили всех, а остальных просто избили. Ну и, знаете, меня смутили бои Томаша Адамека с Эстрадой и Арреолой. И не разделяю желания Тедди Атласа после этого делать бой Поветкина с Адамеком – в США. Бесславно сольют по очкам.

Заб Джуда года: Юриоркис Гамбоа. Феноменальная скорость, жесткий удар, высокий риск и большие ожидания.

Премия им.Скотта Харрисона (за злоупотребления): почетно вручается сборной Великобритании в лице Рикки Хаттону (выпивка, наркотики) и Джо Кальзаге (кокаин). Не забываем про Келли Павлика (алкоголизм).

Премия им. Хоана Гузмана (для выступающих не в своем весе): вручается Хоану Гузману и сборной Армении – Артуру Абрахаму и Вику Дарчиняну.

А теперь, внимание. Снова Том Уэйтс – Cemetery Polka. Выбираем событие года. Мэйвезер – Пакьяо? Кличко – Хэй? Кличко – Поветкин? Кличко – Валуев? Ну и какому бою из этих вы больше всего удивились? Может, травме Владимира Кличко? Или бою Джеймса Тони в ММА? Событие года – определенно, турнир Super Six в суперсреднем весе, оставляющее нам новых чемпионов и порванных и зашитых бойцов, выбывающих на покой.

Лучшая фраза – это, конечно, глава HBO Sports Росс Гринберг, рассказывавший нам в этом году, как американские зрители вновь начали путать одного Кличко с другим. Похожи настолько, что даже на Виталия на Veltins Arena в Гельзенгирхене собираются 60 тысяч человек, решив, что он Владимир, а на Владимира эти же тысячи приходят, решив, что боксирует то ли действующий, то ли несостоявшийся мэр города Киева Виталий.

Владимира, кстати, я хотел сначала объявить лучшим артистом 2010го, но ввиду последней травмы и отмена боя с Чизорой вы можете меня не так понять. Но я не имел в виду ничего оскорбительного, дорогие марсиане. Эта номинация должна была отмечать по сути того, кто лучше всех смотрится в ринге, кого ждут и кого покупают. А покупается и продается лучше всего Эммануэль Д.Пакьяо. Но он не боксер года, и ни один из его боев в 2010-м – не бой года. Я долго думал и твердо в этом уверен.

Мэнни Пакьяо доминировал в бою с Клотти но не смог ничего поделать с неуступчивым африканцем, а Маргарито незадолго до Пакмэна был жестоко нокаутирован. Не забудьте, что и предыдущие его жертвы – Хаттон и Котто – были выбраны по известной схеме. Боб Арум и Мэнни, между тем, почти заставили нас всех поверить в то, что ценность этих побед практически такая же, как у боя Хэглер – Хернс. Но нравится ли нам после этого Пакьяо меньше или мы забудем дату следующего его боя? Кстати он будет против экстренно состарившегося Шейна Мозли. Это, в общем, не плохо. Мозли обычно делает хорошие бои, это выработанная у него за десятилетия привычка, и я не помню ни единого случая, чтобы сдался и сломался – как бы плохо дела не шли. И с Пакьяо его посмотреть будет интересно. Вот только вся беда в том, что фигуру Пакьяо искусственно надувают, делая ее невообразимо большой – и это скоро начнет очень сильно бросаться в глаза.

Пакьяо слишком много значит. Он главный герой боксе, продает PPV миллионами, привлекает игроков в казино, а зрителей на стадионы, открыл новый азиатский рынок, и работать дальше в этом направлении выгодно абсолютно всем и каждому – Бобу Аруму, HBO, воротилам из Вегаса… Забыть о Флойде нелегко, но очень хочется, – чтобы картина мира была совсем идеальной.

«Тут чувствуется рука специалиста. Это не работа бандитов с обрезами и нескладными шестизарядными револьверами. Старого мастера можно узнать по одному мазку кисти». Артур Конан Дойл

Старый мастер вернулся. Дон Кинг понемногу вновь начал заявлять о себе в 2010-м, и в 11-й мы вступаем с новыми ожиданиями. Уже 29 января Дон вернет большие шоу в Детройт, штат Мичиган – родина многих великих бойцов. Девон Александер, довольно солидно смотревшийся в этом году против недооцененного Тимоти Брэдли, объединительный бой в первом полусреднем. В андеркарде – два ничего-себе-проспекта Вернон Пэрис против Тима Коулмэна. Но анонс года – совсем не это. Главный и лучший пока проект – к черту Пакьяо, Мэйвезера, Кличко и Поветкина, мы за тех, кто ХОЧЕТ драться: Рикардо Майорга – Мигель Анхель Котто. 12 марта, в MGM Grand. Но запасаться поп-корном можно уже сейчас, Майорга уже заявил, что Котто никто и звать его никак – размялся. Он постепенно будет набирать силу, звереть, заводить себя и соперника, а затем – кто знает? Котто не постеснялся вломить своему дяде, а Майорга даст ему предостаточно поводов для веселья. Полетят бомбы, разбитую бровь Мигеля приклеят к заднице, а ребра Эль Матадора снова треснут. Я размышляю и не могу найти логического обоснования, причины, по которой меня так радует этот бой, который опоздал лет на 5. Может, дефицит эмоций в боксе. А может, просто я сентиментален...

Лязгающий звук, Том Уэйтс бухает в моих стреньких колонках...

«Uncle Vernon, Uncle Vernon,// independent as a hog on ice// He′s a big shot down there at the slaughterhouse// He plays accordion for Mr. Weiss»… Tom Waits – Cemetery Polka