3 мин.

Возврат к «голливудщине»?

Моуриньо – всё. Новость об увольнении Жозе всколыхнула футбольную общественность не столько самим фактом ухода тренера из «Челси», а перспективами его дальнейшего трудоустройства. «Бавария» - в числе наиболее обсуждаемых возможных вариантов. Вот лично мне это очень не по душе.

Есть вещи, которые хороши сами по себе, по отдельности, но в сочетании рождается торжество дурного вкуса и нелепицы. Неправильно носить отличные, сверхудобные и стильные кроссовки с костюмами «Бриони». При этом вы можете считать себя кем угодно: бунтарем, анархистом, «Особенным» - неважно кем. Это только ваше внутреннее самооправдание. Со стороны вы всё равно будете смотреться, как минимум, странно. Любая хорошая вещь нуждается не только в фоне, не уступающем ей по качеству, но и сочетающемся с ней по духу и смыслу.

Так вот с командами и тренерами ситуация примерно такая же. Моуриньо в «Баварии  2016» - это совсем не то, что Моуриньо в «Баварии 2006», к примеру. Жозе сочетает в себе то, от чего клуб в течении долгого времени целенаправленно избавлялся: от пресловутого статуса «ФК «Голливуд», от перманентных интриг и склок в раздевалке и в офисных кабинетах, от игры в жесткий, незрелищный и направленный исключительно на результат, футбол, от доминирования порядка над индивидуальностью. При этом я ни в коей мере не исключаю полезность некоторых из этих факторов,  даже подтверждаю их. Просто констатирую факт того, что всему своё время и место.

В период «смуты и сумятицы», длившийся несколько лет после ухода из клуба Оттмара Хитцфельда, «Баварию» шарахало от Магата к Клинсманну, от тоталитаризма к анархии. Команда  потеряла  лицо, игровой почерк и не видела перед собой вектор развития. При этом пережитки «голливудщины» были очень сильны, громогласные амбиции руководства, привыкшего к успехам при Хитцфельде, со стороны смотрелись как «пук в муку» на фоне провальных выступлений на европейской арене. И приход Моуриньо в ту «Баварию», в тот сформированный хаос, готовый разродиться очередным большим взрывом в виде новой клубной игровой галактики, был бы полезен и понятен.

В принципе, так и получилось в итоге. Команду возглавил Луи ван Гаал, не менее автократичный и самовлюбленный павлин, сочетающий в себе тренерскую гениальность и презрение к окружающим. Разница была лишь в видении игровой модели, а методы достижения цели у Луи и Жозе были во многом схожи. Но в ту «Баварию» Моуриньо не пришел бы по определению. На тот момент «Бавария» просто не соответствовала его статусу лучшего тренера в мире, переход рассматривался бы самим Жозе исключительно как «понижение в классе», чего самопиар португальца не мог бы допустить ни при каких обстоятельствах. Кроме того, финансовые аппетиты тренера та «Бавария» не могла удовлетворить. А Моуриньо не привык тренировать «впроголодь».

Луи ван Гаал со своей ролью «футбольного учителя» справился. Он сумел заложить фундамент, смог направить развитие команды в определенное русло. Да, «рытьё канала» в лучших традициях тоталитаризма сопровождалось многочисленными имиджевыми, финансовыми и людскими издержками и скандалами, а в итоге планомерно завершилось революцией – диктатора сняли и на его место пришел мудрый тренер, сумевший не только достроить стены на доставшемся в наследстве фундаменте, но и покрыть их крышей и сделать отличный отделочный ремонт. Команду перестало трясти, слоган «Mia San Mia» перестал вызывать усмешки и наполнился реальным содержанием. Ливни трофеев и финансов стали логичным итогом. Хайнкес вернул клуб в элиту мирового футбола. В такую «Баварию» уже не стыдно было приглашать не то, что Моуриньо, но даже Гвардиолу. Что руководство клуба и сделало. Правильно оно поступило или нет – это другой вопрос. О пребывании Гвардиолы в «Баварии» скоро будет отдельный материал. Факт в том, что руководство клуба пожелало стать «владычицей морскою». Дед пока еще зовет рыбку, она еще не вернула его с бабкой к разбитому корыту. И у бабки еще есть время одуматься и отозвать деда от берега. Потому что приход Моуриньо с большой долей вероятности и станет тем самым возвратом к "голливудщине", от которой мы так планомерно избавлялись в последнее время и о чем уже стали забывать.