9 мин.

Если бы в НБА были территориальные пики

Пока я неторопливо готовлю пятерку на все времена Рочестер Ройалз (постараюсь завершить до конца марта), а также раздумываю над новым выпуском «Баскетбола Новой Англии» (длительность раздумий неизвестна), я решил пнуть баскетбольный блог, слегка его оживив. Для этого пришлось задаться вопросом – где бы играли некоторые звезды НБА, если бы лига не отменила территориальные пики 35 лет назад?

С 1949 по 1965 годы в НБА, помимо драфта, были так называемые территориальные пики – когда команда могла выбрать вне очереди игрока из близлежащего колледжа. Всего таковым правом команды НБА пользовались 22 раза. В 1966 году НБА решила изменить правила драфта – во-первых, лига придумала розыгрыш первого выбора на драфте с помощью монетки, а, во-вторых, убрала территориальные пики.

Зачем нужны были территориальные пики вообще? В 40-е и 50-е профессиональный баскетбол был третьесортным заработком не только для баскетболистов, но и для владельцев команд. Ради привлечения зрителей на трибуны и повышения маркетинговой привлекательности франшиз лига решила дать командам возможность задействовать местных баскетболистов из соседних колледжей. Естественно, не всех, а самых ярких. Как, например, центровой из Университета Сент-Луиса Эд Маколи («Сент-Луис Бомберз»), звезда Университета Виллановы Пол Аризин («Филадельфия Уорриорз») или  двукратный чемпион NCAA в составе UCLA Гейл Гудрич («Лос-Анджелес Лейкерс»).

Правила территориальных пиков были следующие – чтобы задействовать это право, команда должна была отказаться от своего самого высокого выбора в первом раунде. Естественно, делать это имело смысл только в том случае, если местный игрок был сильнее тех, кто мог бы быть выбран в регулярном режиме. К примеру, в 1960 году «Лейкерс» не было смысла тратить территориальный пик какого-нибудь Джима Ханну из Университета Южной Калифорнии, потому что они имели второй выбор на драфте и взяли Джерри Уэста (из Западной Виргинии). В то же время (и даже в тот же год) «Цинциннати Ройалз» готовы были вообще все свои пики отдать за Оскара Робертсона, учащегося в Университете Цинциннати. Впрочем, у «Ройалз» и так был первый пик из-за провального сезона, поэтому Биг О одновременно считается как первым номером драфта, так и территориальным выбором.

Естественно, права на территориальные пики нельзя было обменивать. Равно как и игроков, выбранных под этими пиками, в течение нескольких лет – иначе это свело бы смысл такой привилегии на нет.

Другое правило заключалось в определении «местности». Территория покрытия правами на игроков составляла площадь радиусом 50 миль от арены команды. То есть если колледж, за который выступал юный баскетболист, находился не дальше 50 миль от резиденции клуба НБА, то у этого клуба было право драфтовать его вне очереди. В двух случаях это условие не выполнялось – «Филадельфия Уорриорз» очень сильно подмазала лигу, чтобы им позволили выбрать Уилта Чемберлена, который учился в Канзасе. «Воины» мотивировали это тем, что все детство Уилт провел в Филадельфии и там же ходил в школу (как будто в Филадельфии не хватает своих колледжей). Примерно то же самое произошло с «Цинциннати» и Джерри Лукасом – Лукас родился и вырос недалеко от Цинциннати, но поступил в университет в Коламбусе, что в сотне миль от арены «Ройалз». Но это хотя бы в одном штате, а вот «Уорриорз», конечно, внаглую усилились одним из лучших баскетболистов в истории – хотя у них был только третий номер на драфте. Иначе Уилт в 1959 году попал бы в «Цинциннати», у которых был первый номер, и на следующий год они объединились бы с Оскаром Робертсоном…

Впрочем, зная характер Уилта и его привязанность к Филадельфии, можно предположить, что Уилт отказался бы выступать за аутсайдеров «Ройалз» и продолжил бы барнстормить за «Гарлем Глоубтроттерс» до тех пор, пока его бы не обменяли в итоге в «Филадельфию». Это, в общем-то, и стало мотивом лиги разрешить «Уорриорз» взять Чемберлена на драфте. Иначе тот мог вообще не захотеть играть в НБА.

Но теперь перейдем к вопросу, вынесенному в заголовок этой заметки. Что бы было, если территориальные пики остались в силе после 1965 года?

Для расчета этого я выбрал колледжи в радиусе 50 миль от городов, в которых базируется команда НБА (считать от точного расположения арены было бы слишком сложно, да и разница в 3-5 миль не существенная). Так что никаких исключений для Филадельфии. Если колледж находится в радиусе двух команд (Лос-Анджелес, Нью-Йорк), то право на игрока имеет команда с более высоким пиком. Игроков, попавших в НБА из школы в расчет я не брал, хотя ЛеБрон Джеймс в таком случае попал бы в итоге в «Кавз», ведь его родной Акрон находится в 30 милях от Кливленда. Смысла в этом немного – все равно через 7 лет он увезет свои таланты.

С 2003 года я детально брал выборку в топ-10 пиков на драфтах – то есть предполагается, что это были те «can’t-miss» игроки, ради которых любая франшиза была готова отказаться от выбора в первом раунде. Для более ранних годов, когда было значительно меньше команд, я брал только самых заметных баскетболистов.

Если бы территориальные пики существовали, то выпускник UCLA Карим Абдул-Джаббар играл бы за «Лейкерс» не с 1975 года, а сразу с 1969 (то есть играл бы в одной команде с Уилтом). В 1974 году к нему присоединилась бы другая звезда Университета Калифорнии в Лос-Анджелесе – Билл Уолтон, и этот фронткорт никто и никогда бы не сдержал. Страшно подумать, сколько титулов взяли бы «Лейкерс» в 70-е.

Руди Томьянович из Университета Мичигана не стал бы легендой «Рокетс», не получил бы в челюсть от Кермита Уошингтона, а играл бы в «Детройте». Потом стал бы тренером «Пистонз» и наверняка в 1992 году, став главным после ухода Чака Дейли, обменял бы Айзейю Томаса (или хотя бы Джо Думарса, а то и обоих) на какого-нибудь центрового, сделав команду наподобие своего чемпионского «Хьюстона». В итоге у Детройта могло быть больше титулов НБА в 90-е.

Самое большое веселье случилось бы в «Вашингтоне», тогда еще «Буллетс». В 1985 году они бы задрафтовали Патрика Юинга. Потом в 1989 году после службы во флоте к нему присоединился бы Дэвид Робинсон. В 91 и 92 году состав усилился бы еще Дикембе Мутомбо и Алонзо Моурнингом, и мы бы увидели самый высокорослый состав в истории НБА – не сажать же на скамейку кого-то из этих ребят, правда? Разыгрывать стал бы Юинг, а на место второго защитника встал бы Джо Смит, которого выбрали бы в 1995 году. Хотя, быть может, и не выбрали бы, если «Вашингтон» был нацелен именно на Шиди, которого «Буллетс» выбрали под четвертым номером на том драфте. В любом случае, четыре центровых из Зала Славы Баскетбола в одном Вашингтоне – это слишком много тестостерона.

Часто баскетболисты на закате карьеры приезжают в родные места. Но с действием территориальных пиков Крису Уэбберу не пришлось бы 14 лет мотаться по лиге, чтобы в итоге оказаться в родном Детройте. Чонси Биллапс прямо с драфта попал бы в родной Денвер. Кидд смог бы выступать за «Голден Стейт» (как и Абдур-Рахим). Бэрону Дэвису не нужно было бы ждать 9 сезонов, чтобы поиграть в родном Лос-Анджелесе. Он сразу выступал бы за «Клипперс». Впрочем, зная «Клипперс», ничего нельзя сказать наверняка. Они могли бы выбрать кого-то другого.

Кстати, что касается «Клипперс» и их потрясающей работы на драфтах. Я почему-то сомневаюсь, что «Сакраменто Кингз» выбрали бы игрока Университета Пасифик Майкла Оловоканди (первый номер драфта 1998) в качестве территориального пика на драфте, где у «Кингз» был седьмой пик, а выбрать в порядке общей очереди можно было бы Бибби, Уильямса, Джемисона, Картера, Пирса, Новицки или даже хотя бы Ларри Хьюза или Эла Харрингтона...

В 1996 году разыгрывающий Джорджия Тек (нет, это не имя разыгрывающего, это название колледжа) Стефон Марбери (вот это уже его имя) был бы выбран «Атлантой Хокс». На том же драфте «Вашингтон», уставший от центровых, выбрал бы Аллена Айверсона в 1996 году. Стивен Френсис тоже попал бы в «Вашингтон» с драфта 1999, и бэккорт «Уизардс» мог бы похвастаться максимальной скоростью, полным отсутствием розыгрыша и зашкаливающей эгоистичностью. Кого-то забыли? Ах да, Кит Ван Хорн был бы игроком «Юты».

Теперь ближе к нашему времени. Вполне могло статься, что из одного «унылого захолустья» (копирайт Чарльза Баркли) ЛеБрон Джеймс прошлым летом перебирался бы в другое «унылое захолустье», ведь при системе территориальных пиков Дуэйн Уэйд играл бы в «Милуоки». Ну а Крис Бош перебирался бы в Висконсин не из хладного Торонто, а из солнечной Джорджии, ведь его первый контракт был бы заключен с «Атлантой».

К сегодняшнему дню Брендон Рой играл бы в «Оклахоме», будучи выбранным «Сиэтлом» (и, вероятно, остался бы с живыми коленями), Эндрю Богут – в «Юте», а Джош Чилдресс – неизвестно где, но в «Олимпиакос» за золотом он уехал бы не из Атланты, а из «Голден Стейт». Есть ли больше золота, чем в Золотом штате? Брук Лопес сказал бы при территориальных выборах, ведь он тоже играл бы за «Уорриорз».

Кстати, к Брендону Рою в Оклахому приехал бы и Блейк Гриффин, игравший за университет этого славного штата. В то же время Расселл Уэстбрук достался бы «Лейкерс». В принципе, в 2008 году «Клипперс» выбирали бы раньше «Лейкерс», но, учитывая, что «парусники» в итоге выбрали Эрика Гордона, то под территориальным выбором им бы подошел О Джей Майо. Сам же Гордон оказался бы в «Индиане». Так что «Клипперс» в кои-то веки сделали что-то правильно. Им отсутствие территориэлз пошло бы даже на пользу – до 2009 года – и мы снова возвращаемся к Блейку Гриффину. Впрочем, и трейд Перкинса в «Оклахому» мог бы и не состояться, ведь Джефф Грин с 2007 года играл бы за «Вашингтон». Учитывая это, и «Бостон» мог бы пролететь мимо Рэя Аллена.

От будущего «Новичка года» к прошлым – два выпускника Университета Мемфиса Тайрик Эванс и Деррик Роуз играли бы за… «Мемфис»? Да, но только второй. Потому что в 2009 году у «Мемфиса» был второй номер на драфте, и они спокойно могли бы взять Тайрика Эванса и без помощи территориальных пиков, но зачем-то остановили выбор на Табите. Из того драфта 2009 года Стивен Карри попал бы в «Шарлотт», Джеймс Харден – в «Финикс», а ДеМар ДеРозан – в «Лейкерс».

Ах да, за Брайана Скалабрине боролись бы «Клипперс» и «Лейкерс». Мир был бы намного хуже, если бы территориальные пики были в силе.