6 мин.

Штраф Гобера на 100 тысяч за критику арбитров – самый большой в истории НБА. Почему так много?

Центровой стал чуть беднее.

Похоже, каждый високосный год у Руди Гобера в марте – весеннее обострение.

Четыре года назад, почти что ровно день в день, 9 марта 2020-го французский центровой высмеял новые санитарные правила НБА, которые лига срочно вводила из-за ковида. Вызывающий комедийный перформанс Гобера заключался в том, чтобы потрогать все микрофоны и диктофоны журналистов на послематчевой пресс-конференции. Всего через два дня именно Гобер стал «нулевым пациентом» НБА: антисанитарный Руди первым в лиге сдал положительный тест на коронавирус. С того момента сезон НБА был приостановлен.

Прошло много времени, 2020-й кажется каким-то далеким прошлым, и даже Гобер больше не играет за «Юту». Второй сезон центровой выступает в «Миннесоте» – одной из самых прогрессирующих команд года. Гоберу – фавориту в борьбе за звание Лучшего обороняющегося игрока НБА (а у него их уже три) – теперь разрешено трогать почти все.

Кроме репутации лиги.

8 марта 2024-го Гобер с «Миннесотой» приехал в гости к «Кливленду». Ярких конфликтов игра вроде бы не сулила – экс-одноклубник Руди в «Юте» Донован Митчелл, отношения с которым после того эпизода с микрофонами стали напряженными, сейчас травмирован. Но даже без своего лидера «Кэвз» вцепились в соперника – и на последней минуте, уступая 1 очко, Джарретт Аллен активно боролся с Гобером за подбор, надеясь обеспечить команде спасительное владение.

В этой борьбе судьи увидели фол со стороны француза – его шестой, что означало удаление с площадки.

Руди и до того был недоволен работой бригады Скотта Фостера (самого нелюбимого игроками арбитра НБА). После шестого фола Руди решил и седьмой получить – технический. Гобера возмутил акробатический пируэт Фостера в центре площадки, ведь фолы под кольцом обычно свистит тот арбитр, что находится у лицевой. И француз показал недвусмысленный жест в адрес Скотта:

Чем и подвел команду: «Кливленд» реализовал технический штрафной, перевел благодаря этому матч в овертайм, где его и выиграл.

Весельчак Майка Нори, руководивший «Миннесотой» в том матче, был невесел и попытался объяснить срыв Гобера: «Думаю, что судьи свистели примерно одинаково в обе стороны. Обе команды были немного расстроены, но это баскетбол.

Нам просто нужно быть умнее. Я думаю, он сделал это автоматически. Мы все знаем Руди. Нет более профессионального человека, чем он. Очевидно, он чувствует себя ужасно из-за того, что сделал».

Сам Гобер проявил этот профессионализм по-своему, заявив после матча: «Ошибки случаются. Судьи тоже совершают ошибки. Иногда мне кажется, что это нечто большее, чем просто ошибки. Все в этой лиге знают об этом. Я считаю, что ситуацию нужно исправлять.

Я снова стисну зубы и буду плохим парнем, который говорит то, что я считаю правдой. Вероятно, лига снова меня оштрафует, но я считаю, что это вредит нашей игре. Ставки и все такое становятся все более серьезной проблемой».

На следующий день уже НБА показала «жест с деньгами» в адрес Гобера – оштрафовала его на 100 тысяч долларов.

100k?! За что так много?

Для Гобера, который в этом году заработает 41 млн, это небольшая плата за «свободу слова». Но вообще – да, это крупнейший штраф в истории, который лига выписала игроку.

Но нужно пояснение – во-первых, в эту категорию не входят удержания за дисквалификации (из недавнего – Дрэймонд, душивший как раз Гобера, потерял почти миллион за 5 пропущенных матчей) или за самовольный пропуск матчей (Кайри, Бен Симмонс). Во-вторых, в отдельных случаях штрафовать может клуб, а не лига. И тут рекорд – 500 тысяч Владимиру Радмановичу от «Лейкерс» за нарушение условий договора / сокрытие причины травмы / покатушки на сноуборде.

100 тысяч – это максимальный штраф, который дисциплинарный комитет НБА может выписать без дисквалификации.

И такой штраф выписывался пока всего дважды.

За что могут оштрафовать на 100 тысяч?

Судей в НБА ругают еженедельно – и в прошлом сезоне, и в этом штрафы за публичную критику арбитров лидируют по общей денежной массе (если не считать автоматические штрафы в 2 тысячи за любой технический фол). Но обычно наказание не превышает 25-35 тысяч.

Эксперт по зарплатам НБА Бобби Маркс в соцсетях показал выдержку из Коллективного соглашения. Максимальный штраф полагается всего двух случаях: «тамперинг», то есть публичное зазывание в клуб игрока другой команды, и «поведение или высказывания, пагубно влияющие или наносящие ущерб интересам спорта, НБА или команды».

До Гобера такой ущерб оценили в 100 тысяч прошлым летом, когда Джеймс Харден публично обвинил генменеджера «Филадельфии» Дэрила Моури во лжи.

В общем, за один жест или за толстые намеки на пресс-конференции Гоберу наверняка выписали бы стандартный штраф в 25 тысяч, но комбинацию таких нарушений лига не стерпела. Тем более что для Руди это не первый штраф в сезоне – он стал на 25 тысяч беднее по итогам потасовки с «Голден Стэйт». А «Миннесота» – самая штрафуемая команда НБА.

По подсчетам Spotrac.com, «Тимбервулз» уже накопили 295 тысяч штрафных долларов. И до Гобера с критикой на арбитров уже обрушивался (после победного матча!) Энтони Эдвардс.

Карл-Энтони Таунс тогда встал на защиту одноклубника в соцсетях, но сделал это тонко и на штраф не напоролся.

Эдвардс пока зарабатывает не так много, как Гобер или Таунс, но со следующего сезона вступит в силу его супермаксимальное продление, поэтому защитник продолжает критиковать судей, не сильно тревожась о возможных штрафах. Сегодня, после матча с «Лейкерс»: «Это нелегко, когда один человек у соперника бросает штрафные чаще, чем вся ваша команда. Сложно бороться за победу в таких условиях».

Можно было бы подумать, что внезапный взлет «Миннесоты» на верхние строчки таблицы вскружил «Волкам» голову, но это не первый сезон, когда клуб штрафуют намного чаще среднего. В прошлом году «Тимбервулвз» уступили только «Мемфису» по общей сумме штрафов (259 тысяч), Гобер получил -25k за критику судей, а еще 15 за то же нарушение добавил в фонд и главный тренер Крис Финч.

В позапрошлом году, еще до перехода Гобера, «Миннесота» тоже была в топ-3 (248 тысяч).

А вот в сезоне-2020/21 было последнее место и всего 30 тысяч.

На что идут штрафы?

Нет, не на психологическую помощь обиженным судьям. И не на повышение их квалификации.

Все штрафы и удержанную во время дисквалификаций зарплату лига отправляет на благотворительность – эта практика существует еще с 1990-х.

Возможно, игроки «Вулвз» просто очень щедрые и добрые люди, готовые жертвовать нуждающимся. Но если «Миннесота» хочет добиться успеха в плей-офф, ее игрокам стоит повзрослеть, перестать нарываться на штрафы и конфликты с судьями. На матчах в апреле, мае, июне будут работать все те же самые Скотты Фостеры, и на всю страну обвинять их в предвзятости и финансовой заинтересованности – не лучшая идея.

Фото: East News/AP Photo/Sue Ogrocki; Gettyimages.ru/David Berding