7 мин.

Худший свисток сезона в НБА? Накосячил тот же арбитр, что год назад проспал фол на Леброне

«Никс» в ярости.

Самое интересное в баскетболе – когда исход матча решается на последних секундах, с сиреной. Как могло быть сегодня в игре «Хьюстона» и «Нью-Йорка» при равном счете 103:103. Как минимум нас ждал овертайм напряженного матча, как максимум – красивый победный бросок.

Самое грустное – когда на исход такого матча влияет ошибочное решение арбитра, и вместо овертайма или спасительного броска мы видим не просто штрафные за 0,3 секунды до конца, а несправедливые штрафные.

«Хьюстон» вводил мяч в игру после таймаута, Джейлен Грин заигрался в проходе и попал под блок, мяч отлетел к центру площадки, где его поймал Аарон Холидэй (младший брат Дрю Холидэя из «Бостона») всего за секунду до сирены – и в пол-оборота резко выпалил в сторону корзины. Был близок, не попал, но… свисток. Судьи увидели нарушение со стороны Джейлена Брансона.

Арбитры пошли пересматривать этот эпизод на повторе, но только чтобы убедиться, что нарушение случилось до сирены – протокол НБА не подразумевает отмену фола даже при пересмотре момента на видео. Такое возможно только при тренерском «челлендже», но Том Тибодо истратил свою единственную возможность оспорить судейское решение раньше в матче.

И на этом все было кончено для «Никс» – Холидэю нужно было попасть всего один раз из трех попыток, он попал дважды, намеренно смазал третий, чтобы игровое время включилось, 0,3 секунды истекли бы, а «Нью-Йорк» не успел взять тайм-аут. Так и произошло: Тибодо после подбора запросил тайм-аут, но судьи вновь пошли к монитору и определили, что он не успел этого сделать за отведенную треть секунды.

Том, конечно, был в ярости. Не из-за тайм-аута, на самом деле. Просто это добавило эмоций к напряженным отношениям Тибодо с арбитрами, один технический в середине игры он за споры уже получил. И в концовке, как и все игроки и болельщики «Никс», был уверен в ошибке арбитров, зафиксировавших фол у Брансона.

Соперник же был уверен, что все было справедливо. «Я пытался получить мяч для броска. Увидел, как его отбросили от кольца, и он попал ко мне. Хотел бросить трехочковый, а Джейлен влетел мне в грудь», – так описывает контакт Холидэй.

Вот только не прошло и получаса после окончания игры, как судьи публично признали, что опозорились.

«Во время просмотра повтора после игры мы увидели, что атакующий игрок смог вернуться в нормальное положение. Таким образом, контакт, произошедший после выпуска мяча, является второстепенным и незначительным относительно броска и не должен был фиксироваться как фол», – признал в послематчевой беседе с журналистами глава судейской бригады Эд Маллой, тот, что объявлял все решения в микрофон и получил максимум «факов» от разгневанного Тиббса.

Еще ракурсы:

«Великолепно. Великолепно», – сарказм от Тибодо на послематчевой пресс-конференции был толще, чем его талия времен работы в «Миннесоты». Джейлена Брансона трижды спрашивали о судейском решении, и трижды он отвечал идентично: «Хороший свисток. Следующий вопрос».

Нет гарантии, что «Никс» одолели бы «Рокетс» в гостях в овертайме, но такого поражения они точно не заслужили. Кто-то задается вопросом, зачем Брансон вообще полетел искушать судьбу (и судей), пытаясь помешать сверхсложному и сверхдальнему броску – но в современной НБА снайперы уже настолько навострились, что попадают и такое. И ведь действительно Аарон Холидэй, выходящий в последних играх вместо травмированного лидера «Рокетс» Фреда Ванвлита, едва не попал в кольцо.

«Обидно вот так проигрывать», – резюмировал Тиббс.

Как мы вообще дошли до такой концовки?

«Никс» – одна из лучших команд лиги в этом сезоне, некоторые эксперты уже отправляют команду в финал Востока после удачного дедлайна. «Рокетс», напротив, после бодрого старта скатились в болото, проиграли 13 из последних 18 матчей и только что вернулись с выезда, где уступили 4 раза подряд.

Но «Нью-Йорк» сильно замедлился в последние недели. Накопилась усталость из-за нагрузок Тибодо и отсутствия сразу нескольких ключевых игроков: олл-стара Джулиуса Рэндла, прекрасно вписавшегося О Джи Ануноби, обоих центровых – не играющего уже несколько месяцев Митчелла Робинсона и его сменщика Айзейи Хартенштайна. Уже несколько матчей подряд «Никс» играют ввосьмером – не редкость для команд Тибодо, но качество этой восьмерки оставляет желать лучшего.

И все же есть великолепный Брансон, постепенно привыкают к новой команде пришедшие пять дней назад из «Детройта» Богданович и Беркс. «Никс» уступали, догоняли и вновь отпускали соперника всю игру, но в четвертой четверти в очередной раз уперлись, сравняли счет и заслуживали овертайма:

Арбитры решили иначе.

И хотя оправдывался за ошибку (и подтверждал решение после просмотра видео на площадке) глава бригады Эд Маллой, само решение принимал другой арбитр. Джейсин (именно через «и», не «Джейсон») Гоубл.

Вы, возможно, помните его. Год назад он уже портил концовку одного яркого матча – там, напротив, при равном счете не заметил очевиднейший фол. Тот самый захват руки Леброна Тейтумом, который не дает покоя болельщикам «Лейкерс» до сих пор:

В тот раз большинство накинулось на главного арбитра Эрика Льюиса (семья которого, как позднее выяснилось, болеет за «Бостон» – после этого Льюис завершил карьеру), потому что фол пропустили все три арбитра. Но ближайшим к эпизоду был все-таки Гоубл.

Сейчас личность судьи, отработавшего некачественно, установлена сразу.

Джейсин Гоубл работает в НБА лишь восьмой сезон, за его плечами только 9 матчей в плей-офф – и это число, кажется, не будет расти с такими свистками от Джейсина. В лиге больше известен его брат Джон, отработавший уже более 1000 матчей, включая 8 – в финалах НБА. Старший брат перетащил младшего в басктебольное судейство, убедив бросить работу в полиции Майами (не отдел нравов). Два года назад Гоублы стали первой парой братьев, назначенных в одну судейскую бригаду в плей-офф.

С тех пор Джон укрепляется в статусе одного из самых авторитетных арбитров лиги (и очень дотошных – в прошлом году он свистел пробежки вдвое чаще среднего по НБА), а что хорошего можно сказать про Джейсина… по крайней мере, он совершает ошибки как спортивный арбитр, а не как полицейский.  

После прошлогоднего факапа Гоубла в Бостоне вице-президент НБА по работе с арбитрами Монти Маккатчен заявил: «Будем работать, чтобы искоренить такие ошибки», – и объяснил проблему с судейством «нехваткой базовых навыков» у молодых судей. Профсоюз арбитров тогда выпустил публичное извинение, которое начиналось с «Как и все люди, арбитры делают ошибки…».

Брансон не Леброн, вряд ли он получит персональное покаяние от судей за неправильное решение.

Работа спортивного арбитра – неблагодарная. Игроки после грандиозных ошибок могут отправиться на скамейку запасных, но получат зарплату, даже если не будут выходить на паркет. Совершивший ошибку молодой судья получит меньше назначений на матчи, а значит, и меньше заработает. Игроков хвалят за хорошие моменты, судей – никогда, в их сторону летит только критика.

Но иногда эта критика – абсолютно заслуженная. Судейство в НБА обязано стать лучше, чтобы мы могли и дальше хвалить и ругать именно тех, кто и должен решать исход матчей: игроков, а не арбитров.

Фото: East News/AP Photo/Michael Wyke; Gettyimages/Michael Reaves