10 мин.

Проклятый «Барселоной». Луиш Фигу: начало эры «галактикос» (Часть 2)

«Барсамания» предлагает вашему вниманию вторую половину статьи о нашумевшем переходе Луиша Фигу в стан заклятых врагов, где португалец впервые выйдет на «Камп Ноу» после своего переезда в Мадрид.

Глава 4: Возвращение

Фигу вернулся на «Камп Ноу» в качестве игрока «Реала» спустя три месяца. Перед телохранителями была поставлен задача охранять его. Принимали Фигу напряженно. Внутри стадиона фанаты кричали: «Умри Фигу!»

В книге Стива Макманамана «Эль Макка: четыре года с мадридским «Реалом»» описывается уровень шума, зафиксированного на стадионе испанским телевидением, который был выше, чем в любом ночном клубе. Тысячи белых платков развивались на ветру – традиция из корриды – призывая к убийству Фигу.

 

1

Во время предматчевой прогулки по полю, он тщетно пытался заткнуть пальцами уши, чтобы не слышать гневные выкрики, брошенные в его адрес. Еще больше раззадоривала зрителей реклама национального банка, в которой его репликой были слова: «Все что не делается - все к лучшему».

В книге Фила Болла «Morbo» рассказывается, как на протяжении всего «эль класико» на Фигу непрекращающимся дождем сыпались монеты, мобильные телефоны, мелкие камни и даже велосипедная цепь. Несмотря на это, после финального свистка все игроки «Барселоны» подошли к Фигу и обнялись с ним. Для них он был скорее старым боевым товарищем, нежели злодеем, которым изображали его в своих карикатурах фанаты «Барсы» и пресса. Самого же Фигу травля в прессе взбесила.

«Я не особо переживал из-за атмосферы», - рассказывал Фигу «Bleacher Report». «Я знал, что она будет плохой, отчасти потому, что об этом позаботились СМИ. Фанаты - это люди, у которых отсутствует собственное мнение. Они часто меняют свое отношение к чему либо, и все это благодаря СМИ. Это бизнес. В итоге пресса формирует общественное мнение. По крайней мере, я себе представляю это именно так, потому что СМИ всегда хочет воспользоваться ситуацией».

«В этом случае атмосферу начали накалять до игры. Даже учитывая принципиальность этого соперничества, для меня футбол остается спортом. Такие вещи не должны выходить из спортивных рамок, потому, что может произойти нечто плохое. То, о чем большинство потом будет сожалеть и раскаиваться. Я же вижу в этом только футбол. Безусловно, противостояние имеет место быть, но оно не должно перерастать в насилие».

Все же, некоторые издания в Каталонии чувствовали на себе вину из-за травли Фигу. Утром, в день матча, заместитель главного редактора каталонской газеты «La Vanguardia» Альфредо Абьян выпустил статью под названием «Que Figo nosperdone», что переводиться как «Фиго, прости нас».

2

Сальвадор Альсуис – глава Ассоциации журналистов Каталонии, провел совещание, на котором призвал всех репортеров смягчить давление на Фигу. По словам журналиста из «El Pais» Рамона Беса он сказал им, что они превращают «Камп Ноу» в небезопасное место.

Похоже, его призыв так и не был услышан. Когда в ноябре 2002-го в очередном «эль класико» Фигу вновь приехал на «Камп Ноу», встречали его еще хуже, чем двумя годами ранее.

«Атмосфера была еще более дикой, шум и гам стояли невообразимые», - рассказывает Ярза, который оба матча смотрел с южной трибуны.

Пако Павон играл в тот вечер в защите «Реала». Он вспоминает, как они подъезжали к стадиону перед матчем: «Полицейские сделали специальный коридор шириной метров пятьдесят от нашего автобуса до стадиона. Тем не менее, фанаты закидывали нас стеклянными бутылками, камнями, в общем, всем подряд. Они били стекла автобуса, но в окнах был дополнительный слой. Было похоже на мультфильм: «Смотри, еще один снаряд летит!» Я помню, как с одной стороны полетела бутылка, но автобус развернулся, и она попала в кого-то на другой стороне».

Забитых мячей в игре не случилось, что испортило всю романтику. Игру даже пришлось остановить в середине второго тайма, когда в течение 16-ти минут Фигу не давали исполнить угловой удар.

«Я помню, когда мы возвращались в раздевалки, Фернандо Йерро и Карлес Пуйоль говорили, что это позор, и кто-то должен успокоить фанатов», - рассказывает Павон.

Сальгадо вспоминает, как какой-то хулиган бросил в Фигу нож, когда тот подавал угловой. При подаче следующего корнера другой фанат выкинул на поле свиную голову.

«Все вспоминают тот матч из-за свиной головы», - говорит Ярза. «Испанские СМИ нашли оскорбительным то, что кто-то бросил кровавую свиную голову на поле. Но это был всего лишь поросенок, так что голова была не больше ладони. Гораздо опаснее было бы, если кому-нибудь с престижных трибун пришло в голову кинуть бутылку из под виски».

Глава 5: «Галактикос»

Перес использовал Фигу в качестве троянского коня, чтобы проникнуть в «Белый дом» Мадрида. Сделав это, он приступил к исполнению своего плана, а именно - извлечению прибыли из маркетингового потенциала клуба. За год до того, как он вступил в должность, в 17 из 18 матчей на «Бернабеу» клубу не удавалось продать все билеты. Так что первым делом нужно было улучшить посещаемость.

Фигу был первым игроком нового проекта Переса под названием «Галактикос». Следом за ним были приобретены Зинедин Зидан, бразилец Роналдо, а самым спорным решением стала покупка Дэвида Бекхэма. По словам одного из служащих клуба, Торреса, англичанин был предпочтительнее Роналдиньо, так как бразилец был «слишком уж некрасив».

3

Идея Переса заключалась в том, чтобы создать небывалый ажиотаж, или как он сам это называл «иллюзию», вокруг его галактических звезд, и продавать это в качестве товара – в том числе и с помощью прав на телетрансляции – благодаря их обаянию. В качестве примера в книге Стива Макманамана «Эль Макка» описывается такой пример: когда Фигу присоединился к «Реалу», то половина прибыли от продаж футболок с фамилией португальца и от его рекламных контрактов переходили клубу.

Такое же соглашение, например, заключено с нынешними «галактикос», такими как Гарет Бэйл и Хамес Родригес. Подобные сделки как раз и помогают совершать громкие трансферы, ведь как правило, клуб продолжает рассчитываться за них не один год.

Его маркетинговая стратегия стала успешной. На протяжении последних десяти его клуб всегда пребывал на вершине рейтинга самых прибыльных футбольных клубов по версии бухгалтерской фирмы «Deloitte». Помимо скупки звезд первой величины, Перес так же грамотно вкладывает клубную прибыль в реконструкцию «Сантьяго Бернабеу» и популяризацию «Реала» во всем мире. В книге « Tales from The Secret Footballer» говорится, что к 2018 году на улучшение стадиона будет потрачено $320 млн., после чего продажи билетов на матчи будут приносить ежегодно $220 млн.

Нововведение с началом матчей в полдень, появившееся пару лет назад, призвано привлечь аудиторию из Азии, которая составляет половину армии поклонников «Реала». Восторг от очередной покупки «галактикос» заставляет владельцев сезонных абонементов и заокеанских болельщиков не отрываться от экранов телевизоров.

4

«Отличная идея – создать такой ажиотаж вокруг клуба», - говорит Кальдерон. «Я побывал в Гарвардском университете в качестве приглашенного лектора для студентов MBA. Они изучали эту концепцию в течение 10 лет. Вам нужно покупать игроков, чтобы создать ажиотаж. Это замкнутый круг. Нужно вкладывать деньги в это каждый год - делать бренд привлекательным, чтобы футболки с фамилиями игроков продавались, чтобы клуб был гламурным».

Парадокс заключался в том, что спортивные успехи «Реала» - большого клуба с блестящей историей – в эпоху Переса и его «галактикос» оказались мимолетными. По именам он собрал отличную команду. С приходом Фигу баланс сил сместился в пользу «Реала». В 2001-ом году клуб выиграл Ла Лигу. А в 2002-ом Зидан пушечным ударом в финале Лиги чемпионов увековечил себя в истории мадридского клуба.

Бэйла всегда будут помнить благодаря его гениальному забегу в финале Кубка Испании и голу в финале Лиги чемпионов. Бразилец Роналдо каждые три матча забивал не менее двух голов. Криштиану Роналду на протяжении шести лет был супербомбардиром. Хамес Родригес сверкал в прошлом сезоне. Даже Бекхэм смог расположить к себе «Бернабеу» благодаря своим бойцовским качествам. Заметными трансферными провалами были разве что Кака и Робиньо.

Тем не менее, после первоначального успеха под руководством Висенте Дель Боске, менеджеры «Реала» изо всех сил пытались вернуть клубу ту движущую силу, которая была раньше. Игроки среднего класса – как тот же Клод Макелеле в 2003-ем или Хаби Алонсо в 2014-ом году - часто приносились в жертву, чтобы сохранить равновесие. С 2000-го года Мадрид выиграл всего три чемпионата Испании – весьма скромный результат. По большому счету и вовсе один, не считая тех двух, которые команда выиграла под руководством Дель Боске – тренера, которого Перес унаследовал, а затем уволил, как не слишком современного.

По словам обозревателей, Перес слишком сильно вмешивается в дела команды. В течение трехлетнего срока он уволил шесть тренеров, четыре спортивных директора и избавился от двадцати игроков. Кальдерон объясняет вмешательство Переса наличием у того «комплекса Франкенштейна», что возвращает Флорентино к его инженерному прошлому.

«Он всегда говорил, что любой инженер, как например он сам, мог стать лучшим тренером. Он не верит в то, что тренеры так уж важны. Вот почему он их так часто меняет... Флорентино думает, что сам может передать их идеи».

«Он все время что-то меняет. Он зациклился на том, что Касильяс больше не нужен «Реалу». Так же как в прошлом он был одержим идеей избавиться от Рауля. Он уверен, что Роналду, Бэйл и Бензема должны играть вместе. Я убежден, он сказал, что они обязательно должны так играть, даже когда после прошлогоднего сезона тренер уже не хотел возвращаться к схеме 4-3-3».

Перес отказал «Bleacher Report» в просьбе об интервью. «Президент не дает интервью отдельным представителям прессы», - услышали мы ответ из пресс-службы «Реала».

Глава 6: Наследие

Фигу объясняет свой переход тем, что хотел заработать больше денег и выиграть больше титулов. И он добился своего. До того как покинуть «Реал» и перейти в миланский «Интер» в 2005 году, он выиграл два чемпионата Испании и Лигу чемпионов с мадридским клубом.

После ухода португальца «Барселона» оправилась в свободное плавание. На вырученные от продажи Фигу деньги они стали скупать игроков, среди которых были Марк Овермарс и Эммануэль Пети, по большому счету провалившиеся в каталонском клубе. Потеря Фигу сказывалась на команде в течение трех безтрофейных сезонов. Казалось, верхушка клубной иерархии «Барселоны» была больше заинтересована в травле Луиша, нежели в поиске проблем внутри клуба.

«Барселона» восстановила свое обаяние во времена президентства Жоана Лапорты. Тот сумел подписать Роналдиньо и бразилец, сыграв огромную роль в победе «Барсы» в Лиге чемпионов в 2006 году, вернул былое величие на «Камп Ноу». А в том, что Лапорта выкупил выпускника академии мадридского «Реала» у «Мальорки», поклонники сине-гранатовых видели некий акт возмездия за предательство Фигу. Камерунец превратился в суперфорварда и талисмана клуба.

В период правления Лапорты по просьбе премьер-министра Португалии были предприняты попытки примирить Фигу с клубом. Фигу жаловался, что не мог побывать в Барселоне – где, кстати, у его жены был собственный японский ресторан, который ей пришлось закрыть – и не услышать критики в свой адрес. Успехи в попытках устроить примирительную встречу между Фигу и Лапортой стремились к нулю, тем не менее, Лапорта призывал португальца попросить прощения первым.

«Это позор, что такой выдающийся человек и игрок, как Луиш Фигу, который был иконой клуба, не может жить в Барселоне, потому что ему тут не рады», - делиться своим мнением Корретха.

5

Несмотря на все это, Фигу говорит, что не сожалеет о своем решении перейти через великую испанскую футбольную пропасть. Он с тоской вспоминает те жаркие ночи, когда он выходил на поле «Камп Ноу» в майке мадридского «Реала».

«В какой-то момент ты понимаешь, что это уникальный опыт», - говорит он. «Не думаю, что есть еще хоть один спортсмен, который выходил играть один против стотысячной толпы. Это хорошие воспоминания».

Автор статьи - Ричард Фитцпатрик, проживающий в Барселоне. Он автор таких книг, как: «El ClasicoBarcelona vs.Real Madrid» и «Football's Greatest Rivalry». Регулярно сотрудничает с BBC, «New York Times», «Irish Examiner» и «Irish Times».

Перевод: Арсен Гаязов