10 мин.

Множественные умы Лионеля Месси: как это было с «Райо Вальекано»

Вступление: 

Множественная личность — чрезвычайно редкое психическое расстройство, при котором личность человека разделяется, и складывается впечатление, что в теле одного человека существует несколько разных личностей, или эго-состояний. При этом в определённые моменты в человеке происходит «переключение», и одна личность сменяет другую. Эти «личности» могут иметь разный пол, возраст, национальность, темперамент, умственные способности, мировоззрение, по-разному реагировать на одни и те же ситуации. …Наиболее ярким примером является случай Билли Миллигана — человека, который вмещал в себя двадцать четыре личности.

24 отдельные личности, разные по интеллекту и устремлениям: взрослые и дети, мужчины и женщины, лица с криминальными наклонностями и тонко чувствующие художественные натуры, — ведут борьбу за обладание его телом, не позволяя ему контролировать свои действия. Множественная личность — своеобразный эксперимент природы над человеком; поистине, необычайное явление… 

В один момент сознание раздробилось на несколько частей, каждая из которых начинает вести самостоятельную жизнь. Отчего такое происходит? Изучение феномена дало следующий ответ: личность раскалывается ещё в детстве, когда человек испытывает сильный стресс. Существует теория, согласно которой каждый человек на планете хранит внутри себя не менее трёх личностей; разве это не может быть правдой? Разве не замечал никто, как мгновенно меняются желания наши и потребности, и совершаем поступки, которые от нас не ждали? Но далеко не каждый сочетает в себе двадцать с лишним личностей, одна из которых отвечает за ум, другая — за сноровку и ловкость, а третья пробуждается в момент смертельной опасности… Тем не менее, билли миллиганы среди нас. И я знаю одного. И вы тоже его знаете.

Он появился на свет в Росарио, что в провинции Сантра Фе. Его единственной страстью была и остаётся игра с мячом, которой он готов был отдать всего себя. Он был тих и незаметен, но мечтал вырасти в большого футболиста, который сможет играть в мяч сколько захочет, и остальные будут восхищаться им. Возможно, всё так бы и произошло, но в один день ему сказали: ты не вырастешь. Не вырастешь физически и останешься маленьким. Тогда ему было десять лет.

Стресс. Неспецифическая реакция организма, нарушающая его саморегуляцию. Надпочечники резко пускают в кровь ударную дозу адреналина, слепящего, заволакивающего разум. Ребёнок ушёл в себя, лишь бы как можно дальше от стресса — кто-то потом назовёт это аутизмом. Сознание десятилетнего мальчика съёжилось, забилось в угол, и в этот момент открыл глаза не он, но уже другой…

С этого момента он никогда не был один. В стрессовой ситуации выходили другие личности — сильные, умеющие постоять за себя и за того мальчика, который понял однажды, что никогда не вырастет, и мечте его не сбыться. Он был одним таким на белом свете — человеком, чьим талантом была любовь к игре. Но теперь он сидел на задворках их общего сознания и выходил лишь изредка, когда другие личности в его теле были уверены, что маленькому мальчику ничего не угрожает.

…Прошли годы, он уехал из Росарио и вырос в Барселоне, и с той поры ощутимо изменился. Он узнал вкус побед; теперь никто не может сказать ему, что мечтам не суждено сбыться и никто не может помочь. Он — муж и отец, мировая звезда и примерный семьянин. Теперь он может позволить оставаться самим собой; но его скрытые личности всегда с ним, и лишь очередная порция адреналина выпускает их наружу. Адреналин, который ему даёт его страсть, его талант и его наказание — игра в футбол.

В конце концов, идеальных людей не бывает. Даже среди спортсменов. Ни один спортсмен не может делать сразу всё, быть первым абсолютно во всех аспектах своего ремесла, быть хозяином Ойкумены. Ни один не может являться парагоном неограниченной власти своей.

Ни один.

Но он никогда и не был один.

Лига BBVA, XXVII тур. «Барселона» – «Райо Вальекано»

«Барселона» – «Райо Вальекано» – 6:1 (1:0)

Голы: Суарес, 6 – 1:0, Пике, 49 – 2:0, Месси, 56 (пенальти) – 3:0, Месси, 63 – 4:0, Месси, 68 – 5:0, Буэно, 81 (пенальти) – 5:1, Суарес, 90 – 6:1

«Барселона»: Браво, Алвес, Пике, Матьё, Альба (Адриано 70’), Маскерано (Ракитич 60’), Хави, Иньеста (Рафинья 65’), Педро, Суарес, Месси

«Райо Вальекано»: Альварес, Тито, Амайя, Ба, Инсуа, Трашоррас, Хосабед (Кини 65’), Какута, Буэно, Лика (Акино 69’), Лео (Манушу 82’)

Наказания:

«Барселона»: Маскерано, 29, Альба, 57 — предупреждения; Алвес, 80 — удаление.

«Райо Вальекано»: Тито, 27, Трашоррас, 56, Акино, 84 — предупреждения; Тито, 55 — удаление.

Арбитр: Хесус Хиль Мансано.

8 марта. «Камп Ноу», Барселона. 

Ходят слухи, что он может делать всё, что угодно. Те, кто в это не верят, могли сами прийти в любой воскресный день на «Камп Ноу» и убедиться: да, действительно может всё. Бывает ли, что один футболист сочетает в себе лучшие качества реджисты, роумдойтера и энганче? На то, как он это делает, пришли посмотреть 87 тысяч человек.

Он не принимает участия в первом голе: атаку завершает Луис Суарес, и трибуны рукоплещут голу. Они кричат и радуются вместе с командой, и так же радуется Месси — тот самый, безмятежно любящий игру всем сердцем, всем существом своим. Нет поводов для тревоги — под ногами поле «Камп Ноу», трибуны поют, и «пчёлы» радостно летают от своей штрафной до чужой, оставляя множество свободного пространства между зонами. Он может играть так в своё удовольствие часами напролёт, и демоны его пока спят. Он смотрит на эту игру, забавляясь, пока Жерар Пике удваивает счёт. И был он искренне счастлив — до того момента, когда в штрафной площади «Райо» упал Суарес. Пенальти.

Слегка смущаясь, берёт мяч в свои руки; устанавливает на точку и рассеянно чешет нос. Я должен что-то исполнить?.. Немного нервничает. Он уже, было дело, не забивал пенальти, и его за это, кажется, кто-то ругал. Или это был он сам? 

Он разбегается неторопливо и бьёт; в момент удара что-то ёкнуло в груди, и мяч, летевший в створ, ловит вратарь. В оцепенении он смотрит перед собой: он не забил. Снова не забил пенальти. Это ошибка, и маленький Лео в ней виноват. 

Стресс. Неспецифическая реакция организма, нарушающая его саморегуляцию. Надпочечники резко пускают в кровь ударную дозу адреналина, слепящего, заволакивающего разум. Он снова, как и много лет назад, съёживается, уходит в тёмный угол, закрывает глаза…

Я открыл глаза.

Я снова здесь. Это значит, что Лео, маленькому Лео снова нужна помощь. Я здесь, чтобы сделать это за него.

Голкипер сам подходит ко мне и даёт мяч; мол, бей. Смеюсь. Вокруг меня снова трибуны «Камп Ноу», и они хотят, чтобы я исполнил какой-то пенальти? Пожалуйста. Если вам так угодно.

Я — мастерский удар Ладислао Кубалы, и мяч летит в сетку; ни один вратарь не сможет дотянуться до такого удара. И я оборачиваюсь на табло: 3:0, и у нас есть ещё полчаса. Что я могу сделать за полчаса? 

Я — Марадона, нанизывающий защитников соперника на шпагу одного за другим; я прохожу полполя с мячом в ногах, и они не могут отобрать его у меня.

Они ещё пытаются сопротивляться, но ещё не понимают, что для них сегодня всё кончено. Я — Самюэль Это’О, коршуном бросающийся на вратаря и перекрывающий путь для паса; тот ошибается, теряет мяч, и Суарес уже хотел забивать сам. Усмехаюсь. У меня есть ещё двадцать восемь минут.

Я всё реже выхожу на поле, ведь Лео научился управляться без меня. Но сегодня мне хватит и того зелёного прямоугольника 40x20 — по правде сказать, мне всегда его хватало, больше и ни к чему.

Я — голевое чутьё Герда Мюллера, расстреливающего ворота в упор. 4:0! У нас есть ещё двадцать семь минут. Я снова закрываю глаза.

Один игрок не может уметь абсолютно всё. Я — не один. Мне не нужно учиться дриблингу у Иньесты, пасу от Хави, видению поля от Бускетса. Я — Андрес Иньеста, мяч порхает, и я двумя точными движениями перекладываю его с ноги на ногу. Меня сбивают, я падаю на газон — и поднимаюсь уже другим человеком.

Я — пушечный залп Роналда Кумана, палящего из мортиры в дальний угол; вратарь отбивает мяч, крадя у меня лишнюю минуту. Быть может, он ещё не понял, кто сегодня противостоит ему. Кристиан «пчела» Альварес, ты знаешь, кто сегодня забивает тебе голы?

Я — Пеле, продавливающий оборону соперника, и я посылаю мяч мимо вратаря. Я потерял счёт своим голам: я словно растворяюсь в них, они — мой эфир, и я свободно парю в этом безмятежном пространстве. Есть ли имя ему? Каждый мой гол — это крупинка золота, и я самый богатый в мире человек. 

У меня осталось двадцать минут, и я не ищу уже нового гола, я пресытился ими. Из глубины поля идёт филигранная передача на Педро, и, кажется, она выполнена мной. Потому что я — мастерски точный пас Хави Эрнандеса, тот самый, от которого ты не имеешь права отказаться. Мы можем позволить себе не забить очередной момент — на табло цифра «пять», и это означает маниту. «Райо Вальекано» не уедет без своей маниты. 

Я смотрю на Пако Хемеса, главного тренера «Райо», который стоит у бровки и уже не улыбается, но складывает руки на груди. Он не заслуживает этой участи, ведь он такой же, как и его команда — смелый и отчаянный, благодаря таким и существует футбол в его первозданном виде. Я больше не смотрю на Пако Хемеса. Он — хорош, и они хороши, но с нами состязаться они не в силах.

Пожалуй, думают они, лучше бы он не промахивался сегодня с пенальти. Может, и не было бы этого хет-трика.

Кажется, они начинают что-то понимать.

Я — Сесар Родригес, и делать хет-трики для меня так же естественно, как для тебя ходить и дышать.

У меня есть ещё пять минут. Через пять минут в газетах напишут, что на моём счету больше забитых голов, чем сыгранных матчей. Я — Паулиньо Алькантара, и никто в сине-гранатовой футболке ещё не забивал больше меня. Хорошо, что у меня ещё есть эти пять минут.

Я сделаю всё, чтобы остановить этот момент.

Я — это прострельный пас, алаверды от Хави, ответный реверанс Суаресу. Он начал это пиршество, пускай он его и завершит.

Автор отчета: De Roj