15 мин.

1994. «Барселона» в Москве

2-го марта 1994 года в Москве состоялась встреча между "Спартаком" и "Барселоной" в рамках розыгрыша Кубка европейских чемпионов УЕФА. Сегодня блог "Хронограф" предлагает вашему вниманию рассказ об этом визите каталонцев в столицу России.

Ка­талонские идолы в последние годы зачастили на Восток: 91–й год - Киев, 92-й - опять Киев, осенью того же года - Москва, спустя год - в третий раз Киев, и вот снова - Москва.

Но если до поры до времени эти поездки озабоченности у ис­панцев не вызывали, то теперь все иначе. Жестокое поражение от ЦСКА и осенний киевский ожог сделали свое дело.

Ромарио, подбадриваемый шутками Кике, все равно тер­зался какими-то внутренними сомнениями. Ноги бразильца не­рвно подрагивали, а залитые кровью глаза как будто пытались просверлить дыру под своими же ногами. Как всегда подтянутым, обстоятельным и сдержанным выглядел Салинас. Феррер, Хуан Карлос, Амор, Бакеро, напротив, сияли, слушая бесконечные ти­рады молодого Гвардьолы. Воз­вышающаяся над всеми голова Надаля долго искала багаж, и каталонский универсал покинул таможенную зону последним. Стоичков мило фотографировался с прибывшими испанскими болельщиками, но традиционно отказывался от интервью. И Лаудруп не изменился нисколько - по-прежнему эталон интел­лигентности.

Никого из прибывших не смущал скрывшийся за окном московский мороз. Потому что, отправляясь в очередной раз в Россию, испанцы были готовы к худшему. Все мысли о легком успехе они оставили в Испании

Отель «Пульман»

Еще в понедельник, едва переступив порог «Пульмана», пресс-атташе «Барселоны» Рикардо Машенчес поразил меня своей вежливостью:

Список игроков? По­жалуйста. Кто приехал из дирекции клуба? Минуточ­ку, сейчас скажу. Пресс-конференция? Во вторник в 12.30 ждем вас в холле отеля «Пульман».

...Вторник. Отель «Пульман». 12.29. Рикардо Машенчес, мило улыба­ясь, подходит ко мне:

О, как прекрасно, что вы приехали! Пресс-кон­ференция начнется через 5 минут.

Пять минут растянулись по-испански (или по-рус­ски?) на двадцать, и пресс-конференция началась в 12.49. Когда я входил в зал, Машенчес так же при­ветливо проговорил:

Пресс-конференция проводится только для ис­панских журналистов. Корреспондентам других стран, в том числе и Рос­сии, задавать вопросы запрещается. Таковы прави­ла нашего клуба.

Кстати, - добавил Ма­шенчес, провожая меня к одному из кресел, - с игро­ками вам тоже не удастся поговорить. Сначала они будут отвечать на вопросы испанских журналистов, а потом пойдут отдыхать.

Я ответил, к удивлению пресс-атташе, что моя га­зета уже взяла интервью у всех игроков в Шереметь­еве, так что, мол, премного благодарен.

А не скажете ли, поче­му «Барселона» отказалась от утренней тренировки? Может, на экскурсию по городу собирается или еще куда?

- На экскурсии у нас нет времени. Мы приехали иг­рать в футбол. Сегодня ут­ром футболисты после лег­кого завтрака отдыхали, сейчас по нашему распо­рядку они полчаса будут общаться с представителя­ми прессы. Потом обед, потом вновь отдых. В 18.00 проведем тренировку в Лужниках. Затем вновь от­дых. В среду накануне игры ни один футболист «Барсе­лоны» не покинет «Пуль­ман» до матча.

«Лужники»

Первоначально предпо­лагалось, что «Барсе­лона» проведет во втор­ник две тренировки – утрен­нюю в манеже «Спартака» и вечернюю непосредственно на поле битвы в Лужниках. Но, как уже сообщал «СЭ», ут­реннюю тренировку испанцы отменили. Причина - нет у них никакого желания пере­ходить с естественного газона на искусственный, а потом наоборот. К тому же, как рас­сказали испанские журналис­ты, больше одной тренировки в день перед матчем на выезде «Барселона» почти никогда не проводит.

Интересно, кстати, что раньше бывали случаи, когда «Барса» даже на матчи евротурниров прибывала вечером за день до игры. Подобное, например, произошло в сен­тябре прошлого года в Киеве, когда тренировка на Респуб­ликанском стадионе состоялась через два часа после при­бытия «Барселоны» в столицу Украины. Но, если помните, в Киеве каталонцы уступили -1:3, и им с огромным трудом затем удалось пробиться в сле­дующий этап Кубка. После этого «Барса» на ответственные международные матчи прибывает за два дня до игры. В 17 часов свою трениров­ку на лужниковском поле на­чал «Спартак», а в 17.45 к стадиону подъехал автобус «Барселоны». На поле игроки один за другим начали появ­ляться около шести. И сразу же были атакованы любите­лями автографов. Особенно досталось бразильскому фор­варду Ромарио и датчанину Лаудрупу. Как только они вышли из подтрибунного по­мещения, их тут же взяли в плотное кольцо и долго не выпускали.

Попытки взять у футбо­листов интервью или задать кому-либо из них хотя бы пару вопросов были пресече­ны Кройфом сразу же: «Се­годня - никаких интервью. До игры я вообще запретил игрокам общаться с журна­листами. Все вопросы – на пресс-конференции». Даже испанские журналисты не смогли обстоятельно погово­рить с игроками «Барсело­ны», что поделать, слово тре­нера – закон.

Выходившие на поле игро­ки сразу же начинали ежить­ся от холода. Все, кроме Ху­лио Салинаса, были в утеп­ленных тренировочных кос­тюмах. И лишь только Микаэль Лаудруп не надел перчат­ки. Что ж, это объяснимо – все-таки он родом из Дании, где прохладно тоже бывает.

А вот шапку на голову на­деть не догадался никто. И напрасно. Игроки всего-то не­сколько минут побегали на поле и поняли, что без голов­ного убора очень холодно. Кто-то из администрации «Бар­сы» побежал за шапочками. Надели все, кроме Кройфа, который поначалу наотрез от­казался.

Но потом все же сдался. В середине тренировки голлан­дец вдруг бросил своих подопечных на поле и стремглав бросился в раздевалку.

Бр-р-р! - крикнул на ходу Кройф, - Холод-то какой! Впервые в жизни я надел шапку!

Как вам поле?

Сегодня, честно говоря, не очень. Надеюсь, завтра бу­дет получше.

Футболисты тем временем разделились на две группы. Образовав круг, игроки передавали мяч друг другу, а двое пытались перепасовку эту пре­рвать. Игрок, коснувшийся мяча последним перед тем, как передача была прервана, вставал в круг. Вот Хосе Мари Бакеро пытается верхом пе­ревести мяч стоящему напротив партнеру, но находящий­ся в круге Ромарио в краси­вом прыжке передачу эту пре­рывает.

Игра эта продолжалась до­вольно долго - почти полтренировки, которая, в свою оче­редь, проходила около часа. Наконец перепасовка закон­чилась. Футболисты присту­пили к легкой разминке, а некоторые начали ударами с дальней и средней дистанции тренировать Андони Субисаррету. Это позволяет почти со стопроцентной уверенностью утверждать, что ворота в мат­че против «Спартака» будет защищать именно он.

После тренировки игроки «Барселоны» направились в раздевалку. Зная о требова­нии Кройфа, с просьбами об интервью к ним уже никто не приставал. Лишь Субисаррета размышлял вслух: «Это надо же - как холодно! Сейчас я хоть побегал, а что будет завтра? Полевые игроки пос­тоянно в движении, а как быть мне? Совсем, наверное, замерзну».

А вот это уже зависит от спартаковцев - работать бу­дет Субисаррета или стоять без дела. Понятное дело, не хочется, чтобы испанский гость замерз на поле Лужни­ков.

19 ГРАНДОВ И ОДИН МИСТЕР

Увеличить

Хулио САЛИНАС

Судя по всему, вы приехали неплохом настроении?

- Нет оснований грустить. «Барса» выиграла три матча подряд и в Москве имеет все основания на успех, а значит, на путевку в полуфинал.

Но без вас?

- Да, сейчас я редко выхожу на поле, но Мистеру (так в Ис­пании называют Йохана Кройфа) всегда виднее.

Однако в сборной вы про­должаете играть роль первой скрипки?

- Сборная и клуб имеют мало общего. Равно как и взгляды Кройфа и Клементе.

Вам не раз приходилось иг­рать против наших команд, даже забивать им. Вы можете обоб­щить знания о них?

- Конечно же. Ваши коман­ды всегда хорошо готовы физически. Но с другой стороны, Россия - это всегда отврати­тельные поля, холод и вообще какое-то сумрачное настроение. Однако я не сомневаюсь в том, что мы избежим прошло­годнего варианта, когда «Бар­са» проиграла «Спарте» (Салинас имеет в виду ЦСКА).

Игроки «Спартака» вам зна­комы?

- Я даже не думал об этом.

Хон Андони ГОЙКОЭЧЕА

В последнее время ваше амплуа меняется постоянно?

- Да, это зависит от сопер­ника. Иногда я играю впере­ди, но часто – на место за­щитника .

- Если вы появитесь на поле в среду, то какую позицию займе­те?

- Я не уверен, что Кройф назовет меня в числе 11 из 19 футболистов, приехавших в Москву.

Сказываются еще послед­ствия вашей прошлогодней трав­мы?

- Нет, я быстро пришел в себя и сейчас нахожусь в опти­мальной форме. Я не выступал в трех последних матчах, но готов играть против «Спарта­ка».

Мы помним вас как клас­сного правого крайнего форвар­да. И вдруг вы оказываетесь защитником.

- Я никогда не играю чисто­го защитника. Моя стихия - атака. Я всегда думаю только о чужих воротах.

А о «Спартаке» вы что дума­ете?

- Я знаю, что ваш лучший футболист – Онопко – пропус­тит этот матч. Он единствен­ный знакомый мне игрок «Спартака».

ИВАН

«Спортинг», из которого вы перешли в «Барселону», коман­да иного класса. Однако адап­тировались вы на удивление лег­ко.

- Тяжело было только вна­чале, но сейчас я хорошо узнал игроков, познакомился с городом и чувствую себя ком­фортно.

Вы с успехом преодолева­ете конкуренцию со стороны звезд?

- Я стал показывать футбол хорошего качества, и Кройф не оставил это без внимания. Я даже нашел оптимальное для себя место - в центре полуза­щиты, но чуть справа.

Ваше появление в суббот­нем матче против «Депортиво» означает гарантированное мес­то на поле в среду?

- Конечно же, нет. Потому что в «Барсе» на каждую по­зицию есть не менее двух претендентов. Но с другой сторо­ны, мы - не «Милан», стремя­щийся проводить игры чемпионата и еврокубков разны­ми составами.

Для вас Лига чемпионов и испанский чемпионат - соревнования, имеющие мало общего?

- Да, качество игр в Лиге на несколько порядков выше.

«Спартак» повышает ее уро­вень или напротив?

- Я знаю, что «Спартак» - молодая команда и то, что в ее воротах стоит лучший российский голкипер Харин.

Нет, Харин никогда не вы­ступал за «Спартак», а сейчас он играет в Англии.

- Очень жаль, тогда мои зна­ния о «Спартаке» равны нулю. Но, поверьте, эта цифра возрас­тет после установки Кройфа.

РОМАРИО

Вы что-то знаете о «Спар­таке»?

- Немного. Только то, что это - большая команда.

Вас не волнует, какими за­щитниками она располагает?

- Нет.

Чего вы ждете от этого мат­ча?

- Тяжелой игры.

«Барселона» не радует сво­их поклонников стабильностью, и многие считают, что без Ро­марио она бы сейчас просто бед­ствовала. Вы согласны с такой точкой зрения?

- Ни в коем случае. «Бар­селона» тем и славится, что имеет 18 равных по классу игроков.

В «Барселоне» вам легче дышится, чем в «Эйндховене»?

- Безусловно. Это - моя команда.

Но последнее время ее ли­хорадит.

- Футбол есть футбол. Пять игр были плохими, три следу­ющие - хорошими. Все меня­ется.

«Сарагосе» вы забили два гола, «Осасуне» - три, «Вальядолиду» и «Депортиво» - по одному. Сколько забьете «Спар­таку»?

- Не знаю.

Кике ЭСТЕБАРРАНЦ

Вы не жалеете, что покину­ли «Тенерифе», где были неза­менимым?

- Нет, все начинают с мало­го. Я не могу играть постоянно в «Барселоне» - команде мирового уровня. Но когда Кройф доверяет мне место в составе, я делаю все возможное, чтобы зарекомендовать себя.

Кройф пробует вас на раз­ных позициях, не так ли?

- Я играл уже на обоих флангах и в центре нападения, но к постоянным перестанов­кам привык еще в «Тенерифе».

«Спартак» вы знаете также плохо, как и ваши одноклубни­ки?

- Боюсь, что еще хуже. Я играл в «Тенерифе» и мало ез­дил по Европе. Зато знаю Радченко, играющего за «Расинг», - там у меня много друзей.

Хосеп ГВАРДЬОЛА

Вы играете ближе к защите или к середине поля?

- Я считаю себя полуза­щитником.

Мне кажется, что в послед­нее время фактор чужого поля сказывается на игре «Барсы».

- Нет, система игры одна и та же. Иногда возникают про­блемы с реализацией идей.

«Барселона» пропускает иногда немыслимое число го­лов. Такой вариант исключен в матче со «Спартаком»?

- Нет, это же футбол. Тем более «Спартак» - очень при­личная команда. Я видел его матчи с «Монако» и «Галатасараем», тогда российская команда проповедовала атакующий футбол.

Вы знаете кого-то из игро­ков «Спартака»?

- Онопко и еще несколь­ких. К примеру, быстрого цен­трального нападающего. Но русские фамилии слишком сложны для меня.

Альберт ФЕРРЕР

Говорят, что Феррер ис­правляет сейчас ошибки Кумана, а те, что не исправляет, пре­вращаются в голы.

- Нет, Куман - очень хоро­ший игрок, и каждый просто выполняет на поле свою роль.

- Вы считаете себя главным защитником одной из лучших ко­манд Европы?

- Я благодарен Кройфу, ко­торый уже два года постоянно доверяет мне место в основе. Но моя роль вовсе не первая. И вообще в «Барселоне» нет пер­вых и последних ролей.

Почему вы играете только справа?

- Иногда я смещаюсь на противоположный фланг, даже пробую себя на месте крайнего полузащитника, но против «Спартака» буду действовать в обороне.

Андони СУБИСАРРЕТА

Как вы чувствуете себя пос­ле игры с «Депортиво», которую вам пришлось пропустить?

- Никаких проблем я не испытываю.

Вы везде первый - и в «Бар­селоне», и в сборной. Трудно быть первым?

- Но я же тренируюсь не меньше, чем раньше, серьезно готовлюсь к играм и не подвержен соблазнам звездной бо­лезни. Уже восемь лет я играю примерно на одном уровне.

Вы имеете какое-то мне­ние о передней линии «Спарта­ка»?

- Ее составляют мыслящие игроки и достаточно быстрые. Но если не ошибаюсь, главная сила русских в защите. Там ведь у вас играет Онопко, а ворота защищает прекрасный голкипер.

Сколько голов вы можете себе позволить от «Спартака»?

- Столько, сколько позво­лят нам по сумме двух встреч взять 4 очка.

Микаэль ЛАУДРУП

- Что вы знаете о «Спартаке»?

- «Живьем» мне никогда не приходилось видеть вашу команду. Я наблюдал за ее иг­рой по телевизору. Впечатля­ет. Уверен, что предстоящий матч будет очень интересным.

В январе «Барселону» ли­хорадило - она проиграла не­сколько матчей. В чем вы видите причину неудач?

- Трудно сказать... Может быть, в том, что нам бывает тяжело собраться против сла­бых соперников. Но когда на­ступает время ответственных игр„ «Барса» может подгото­виться и провести матч на са­мом высоком уровне. За пос­ледние семь дней мы выиграли три встречи и в субботу самую важную - у «Депортиво».

Не боитесь холодной пого­ды?

- Мне приходилось играть при минусовой температуре. Меня больше беспокоит состояние поля. Смогут ли его под­готовить? От этого зависит многое.

В испанских газетах мель­кали сообщения, что вы получи­ли травму?

- Да, последние три недели у меня были небольшие трав­мы – ног и локтя. Сейчас я в полном порядке.

Вы выглядите немного ус­талым...

- Я всегда не лучшим обра­зом переношу переезды. Но в день игры я буду свежим.

Увеличить

Йохан КРОЙФ: «Зима? Нет проблем!»

Кройф был пунктуален, но заметил, что все вопросы могут касаться только пред­стоящей игры.

Насколько важен для вас результат матча против «Спартака»?

- Этот матч имеет для нас большее зна­чение, чем два предыдущих. Мы обяза­тельно должны выиграть. В случае пора­жения «Спартак» потеряет даже теорети­ческие шансы на выход в полуфинал, и через две недели в Барселоне мы легко решим все свои проблемы в групповом тур­нире.

В среду ваша тактика будет атакующей?

- Тактика не будет иметь большого зна­чения.

-?

- Серьезно. Главное - чтобы все игроки чувствовали себя хорошо, были психологи­чески настроены на победу, а поле оказа­лось бы в удовлетворительном состоянии. Оно-то меня и беспокоит.

Считаете, поле не в порядке?

- Его я лично увижу сегодня вечером (разговор происходил во вторник днем. А вот мой ассистент Тони Брюс Слот уже дважды был в Лужниках - в день нашего прибытия и сегодня. Он располагает полной информацией.

Но в разговорах с коллегами из Испании вы сказали, что состояние поля вас вряд ли удов­летворит.

- Есть сомнения: сумеют ли русские приготовить газон соответствующим обра­зом.

Вас не пугает мороз?

- Меня? Вы, наверное, смеетесь. Я - голландец, а в Голландии зимы нежаркие.

А игроков?

- Куман - голландец, Лаудруп - датча­нин, Ромарио провел пять сезонов в Гол­ландии. Никто из них не боится снега. Что касается остальных, то у них уже был опыт игры в холод - полтора года назад в Москве против ЦСКА. Но в это время года играть в Москве очень сложно. Мне кажется, что некоторые руководители ФИФА и УЕФА не представляют себе, что такое футбол. Такое впечатление, что они всю жизнь провели за письменным столом и никогда не выходили на поле. Иначе, как объяснить, почему они не понимают столь важных вещей.

Что вы знаете о «Спартаке»?

- Мы обладаем обширной информацией. Серьезно готовились к встрече в Москве. Тони Брюс Слот специально ездил в Гол­ландию, где в феврале почти три недели провел «Спартак», и наблюдал за вашей командой.

В разговоре с одним из нас в ноябре после матча «Барселоны» с «Галатасараем» в Стамбуле вы отозвались о «Спартаке» следующим обра­зом: «Что можно сказать о команде, которая так слабо стартовала?». Вы не изменили своего мне­ния?

- Не надо спешить. Все надо делать шаг за шагом. В тот момент мы были заняты предстоящей игрой с «Монако». Теперь пришло время «Спартака». Это очень силь­ная команда. Дисциплинированная, с от­личной организацией игры. В Монако «Спартаку» не повезло. Слишком быстро французы забили гол. Не случись этого, игра была бы совсем другой.

Значит ли это, что вы стали побаиваться «Спартак»?

- Нет такой команды, которую бы я боялся.

А «Милан»? Если у вас все сложится удачно, то в финале, что и предрекают многие, вы може­те встретиться с ним.

- Во-первых, я не боюсь «Милана». Во-вторых, мне не нравится стиль игры италь­янцев. Они демонстрируют довольно скуч­ный и нудный оборонительный футбол. Если мы встретимся с «Миланом», то я отлично знаю противоядие против него. Хотя италь­янская игра строится от обороны, именно в обороне они делают много ошибок.

В последних матчах вы стали больше ис­пользовать игроков защитных линий. Не значит ли это, что вы отказались от атакующего стиля? Или это связано с неудачами в. конце января и начале февраля, когда в чемпионате Испании «Барса» потерпела несколько поражений?

- Мы остались атакующей командой. Собираемся и со «Спартаком» играть в атакующий футбол. Это наш девиз. Почему до сих пор все упрекают нас в нескольких поражениях! Нет таких команд, которые бы выигрывали все! Это невозможно. После неудач мы выиграли несколько матчей, а в субботу нанесли поражение лидеру. Поче­му, например, предъявляют претензии Куману? Это великолепный игрок. Ключевой футболист. Когда необходимо, он на своей позиции отыграет лучше всех в мире.

Источник: "Спорт-Экспресс", № 37, 1994

Автор: Majk