14 мин.

Ярослав Королев – единственный русский, выбранный в топ-15 драфта НБА. Считался сильнее Кириленко, но стал одним из худших пиков в истории

Пятнадцать лет назад «Клипперс» помогли российскому баскетболу ощутить необычайную гордость: под 12-м – самым высоким для России – пиком они выбрали форварда молодежного ЦСКА Ярослава Королева. Даже тогда в 2005-м, когда еще не так далеки были успехи сборной России в 90-х, когда сразу четыре россиянина появились на драфте-2004, а Андрей Кириленко съездил на Матч всех звезд, это представлялось необыкновенным. А сейчас – и вовсе кажется уже рекордом, который падет очень нескоро.

Королев продержался в НБА два года. После этого сменил десять команд за десять лет и завершил карьеру в 29.

Насколько неожиданным был выбор «Клипперс» в 2005-м?

Настолько, насколько вообще что-нибудь, сделанное «Клипперс», может считаться неожиданным.

Королев не воспринимался всерьез большинством мок-драфтов. Некоторые предполагали, что его агенты изучают интерес к слишком юному игроку (ему было едва 18) и могут снять его кандидатуру ближе к самой процедуре. После самого выбора главный эксперт по драфтам Джей Байлас сказал, что «выбор «Клипперс» приводит в замешательство», хотя потом добавил: «Клубы готовятся к драфту гораздо скрупулезнее, чем принято думать. Верю Майку Данливи, что Королев превратится в хорошего игрока. Но сейчас он таковым не является».

В 2005-м Королеву особенно нечем было похвастать: он практически не появлялся на взрослом уровне в чемпионате России. За главную команду ЦСКА он провел 2 минуты в Евролиге и 24 – в суперлиге, где набрал в общей сложности 12 очков, 3 подбора и 2 передачи. Он влюбил в себя скаутов на чемпионате Европе U18, где оставил о себе впечатление как о самом талантливом игроке на континенте – у него 16,3 очка и 7,5 подбора в среднем при 39% попадания из-за дуги.

Королев больше нравился как идея, как многообещающие данные, которые дают возможность нафантазировать будущую звезду. Draftexpress, самый авторитетный источник по драфтам, именно поэтому писал: «Если Королев все же не снимется, то его должны выбрать в конце первого раунда. Он слишком талантливый и многообещающий. Но для уровня лотереи драфта он пока ничего не показал».

Джонатан Гивони, впрочем, не отказался помечтать.

«В лице Королева мы имеем пойнтфорварда, 208 см, с идеальными габаритами для позиции легкого форварда, прекрасным атлетизмом и при этом навыками защитника… Для своих габаритов он очень быстр, очень хорошо координирован, сочетает резкость и отличный вертикальный прыжок. В общем, он невероятный атлет, особенно если учесть, что речь идет о европейском парне: у него есть все, чтобы заиграть.

Интересно отметить, что отец Ярослава – баскетбольный тренер. Это одна из причин, почему этот парень настолько фундаментально подкован и обучен. Он очень хорошо водит мяч – и в трафике, и в быстром нападении. Он почти не теряет скорости с мячом и пользуется обеими руками… Он отличный распасовщик. Рост дает ему преимущество – он хорошо пасует и в быстрых атаках, и после того, как стягивает на себя защитников. Ему нравится руководить атакой, но самое важное, что он не злоупотребляет этим. Он не пытается заслонить партнеров, не форсирует ситуации, игра сама приходит к нему.

Он не снайпер, но его бросок вполне стабилен. Он может бросать с дистанции, у него хорошая механика броска, он может бросать с ведения. При этом он не так часто пользуется броском, это не первая опция для него. Когда он получает мяч, то стремится отдать хороший пас, а если нет – то нацелен на проход. У него хороший первый шаг, и он легко обходит опекунов…

Королев показал, что у него есть все, чтобы стать прекрасным защитником. Он достаточно быстро передвигается в стойке, чтобы обороняться против соперников на своей позиции, благодаря габаритам и длине рук провоцирует потери, вдобавок играет старательно и выкладывается.

Королев – особенный игрок, с бесконечным потенциалом. У него природный талант к игре, высокий баскетбольный IQ, явная страсть к баскетболу – наблюдать за ним крайне приятно».

Все это хорошо, но не тогда, когда «Клипперс» (которым как раз нужен был снайпер) были доступны Дэнни Грэйнджер, Антуан Райт, Джеральд Грин и Хакким Уоррик.

«Возможно, и было несколько игроков, которые… лучше готовы, – оправдывался главный тренер «Клипперс» Майк Данливи после церемонии. – Но с точки зрения командной химии мы бы не хотели их задействовать. Мы посчитали, что по этим людям слишком много вопросов. Лучше мы заполним лакуны ветеранами, а на драфте возьмем человека с наибольшим потенциалом».  

Как «Клипперс» могли это сделать?

В нулевых НБА только осознала, что не особенно эффективно использует европейский рынок, где уровень конкуренции выше, чем по студентам в Америке, а технически игроков готовят гораздо лучше. «Сперс» построили на этом упущении остальных династию, Новицки и Газоль стали признанными звездами, Андрей Кириленко убедил, что российский баскетбол не такая уж экстравагантность. И остальным захотелось чего-то подобного.

В поисках «нового Новицки» (а немец тоже не играл на уровне первой Бундеслиги) многие обожглись: «Детройт» взял Дарко Миличича, «Денвер» – Николоса Цкитишвили, «Клипперс» – Майкла Оловоканди.

«Клипперс» в случае с Королевым разглядели как раз такого русского Кукоча. По крайней мере, в потенциале.

«Конечно, на ум сразу приходит Кириленко, так как они оба русские, – говорил скаут «Клипперс» Фабрацио Беснати. – Но не думаю, что они игрока одного плана. Кириленко развился позже, хотя он повыше и более атлетичен, чем Королев. Думаю, что в возрасте 18-19 лет Королев более развит с точки зрения баскетбольных навыков».

Беснати после драфта утверждал, что наблюдал за Королевым в течение трех лет и видел его «не менее 15 раз».

Позже выяснилось, что все не настолько профессионально.

На самом деле, «Клипперс» пришли к выбору Королева спонтанно.

Клуб уже к тому времени разрывала внутренняя война во фронт-офисе: главный тренер Майк Данливи и генеральный менеджер Элджин Бэйлор не могли определить между собой главного и затащили в эту возню всех остальных.

В 2005-м Данливи решил все сделать по-своему.

Весной он приехал на «Финал четырех» Евролиги и оказался на матчах молодежных команд. Именно там Ярослав Королев всех и очаровал: форвард ЦСКА в рамках детского «Финала четырех» в среднем набирал 17,2 очка, 6,5 подбора, 3,2 передачи, 2,7 перехвата и 1,5 блока, а юные армейцы в итоге победили.

Сам игрок позже рассказывал, что и не думал ни о какой НБА. Но после того турнира в его жизни появился Марк Флейшер, агент Андрея Кириленко, и предложил выставить кандидатуру на драфт. Видимо, он же сделал все, чтобы никаких очевидных минусов у молодого русского игрока обнаружить не удалось: габариты, атлетизм, умения, страсть к игре, неэгоистичная манера, склонность к эстетичным передачам, интеллект и даже отец-тренер…   

Данливи от всего этого пришел в дикий восторг. И зачем-то задолго до церемонии пообещал Флейшеру, что «Клипперс» обязательно выберут его клиента, если тот не снимется с драфта. При этом не консультировался ни с Бэйлором, ни с людьми, работа которых состоит в том, чтобы отсматривать игроков.

«Я даже не помнил, кто такой этот Королев, – метался от ярости директор «Клипперс» по персоналу Бэрри Хеккер. – Я помнил тех людей, которые умеют играть в баскетбол, а этот парень ни хера не умел. Я сразу же сказал об этом Бэйлору: человек собирается выкинуть пик первого драфта, надо его сразу же уволить».

Но к 2005-му фронт-офис «Клипперс» уже доказал полную непригодность, а потому регулярные набеги Данливи, который через головы ответственных навязывал нужные ему решения, чуть не поощрялись. В итоге все закончилось тем, что тогдашний владелец «Клипперс» Дональд Стерлинг уволил самого Бэйлора и передоверил команду Данливи (тоже ненадолго).

Уже тогда, в 2005-м, Draftexpress оценил действия «Клипперс» на драфте суровой двойкой. И напрашивающимися обзывательствами.

«Клипперс» показали всем, почему они «ЭлЭй Клипперс» – сразу же зарезервировали себе выгодную позицию на следующем драфте. Они слишком рано пообещали, что непременно выберут Ярослава Королева, и заплатили за это тем, что упустили игроков гораздо более сильных и гораздо более подходящих для команды прямо сейчас. Они еще и усугубили всю эту ситуацию тем, что всем рассказали об этом обещании – и тем самым в который раз напомнили, почему последние 20 лет выступают в качестве главного объекта насмешек в НБА».

Даже Билл Симмонс был в недоумении: «Вместо Дэнни Грэйнджера они взяли русского парня, который точно не поможет им еще три-четыре года». 

Что пошло не так?

Хм, примерно все?

«Клипперс» показалось недостаточным всего вышеперечисленного, и дальше они выдали мастер-класс по тому, как не нужно работать с молодыми игроками. «Клипперс» вели себя настолько демонстративно, что в какой-то мере освободили от ответственности за проваленную карьеру с самого Королева.

Ок.

«Клипперс» не учли уровня соперников и того, что фантастический баскетбол Королев показывал против молодых игроков и в пустых залах.

«Клипперс» непостижимо связали себя обещанием перед драфтом.

«Клипперс» отдали высокий пик, хотя спроса на Королева со стороны конкурентов особенно не было.

Но дальше действовали так, как будто сам драфт – это чистая лотерея, и раз уж поставил не на ту лошадь, то можно выбросить билет и ждать следующего года. Не сделали вообще ничего для того, чтобы хоть как-то реабилитироваться.

Сначала они привезли Королева в Штаты.

Молодых европейцев часто драфтовали на будущее: они могли несколько лет развиваться в Европе и переезжать уже сложившимися игроками. Люди вроде Николы Йокича взрослели в привычной для себя среде, дома, где им уделяется повышенное внимание и создаются самые комфортные условия, а в НБА их ждут только тогда, когда они уже более-менее готовы к конкуренции. И при этом сами команды понимают, за что платят.

«Клипперс» же настояли, чтобы их новичок выкупил контракт у ЦСКА.

Королев оказался в Лос-Анджелесе в 18 лет, до этого о не выходил не то что против игроков из НБА, а просто против людей старше 20. Ему пришлось адаптироваться к другой стране, другой культуре, другому языку на фоне того, что его уровень и близко не соответствовал стандартам лиги.

Затем они так и не показали, что и пытаются его хоть как-то развивать.

Варианты могут быть самыми разными: есть пример Янниса Адетокумбо, на которого делали ставку и выпускали на 25 минут уже в первом сезоне, есть пример сотен других молодых игроков, которые проводят большую часть первого сезона в G-лиге. Но «Клипперс» обе эти опции показались слишком скучными. Королев появился в «Клипперс» в сезоне-05/06 – одном из лучших в истории клуба – и оказался неуместен в команде, борющейся за выход в финал конференции. При этом «Клипперс» не отпускали его в D-лигу и вообще не давали ему времени, даже в предсезонных играх. Королев за два года получил 168 минут и набрал за карьеру в НБА 39 очков и 16 подборов. В 2006-м «Клипперс» приехали в Москву, чтобы встретиться с бывшей командой Королева: на родном паркете в выставочном матче для российских болельщиков россиянину досталось от щедрого Майка Данливи 3 (три) минуты. Ему не давали даже разминаться с командой НБА – большинство матчей Королев смотрел в гражданском.

Наконец, «Клипперс» как будто так и не поняли, зачем им нужен Королев.

По его словам, перед завершением двухлетнего контракта он встречался с руководством и получил предложение остаться в НБА еще на два-три сезона. Но когда травмы получили Шон Ливингстон и Элтон Брэнд, «Клипперс» пришлось кем-то их подменять и подписывать новых игроков: чтобы освободить место в ростере, они выкинули и человека, на которого всего два года до того потратили драгоценный лотерейный пик.

«Клипперс» списали Королева еще до того, как тому исполнился 21 год.

Вот что говорил про это «Советскому спорту» Сергей Базаревич, тренер Ярослава Королева в молодежной команде ЦСКА, а потом в московском «Динамо».

«У Ярослава Королева было все для того, чтобы превратиться в нападающего экстра-класса. Но давайте посмотрим на его карьеру. Выяснится, что по большому счету он, кроме молодежной команды ЦСКА, нигде не играл. В армейском клубе Королев работал под моим руководством. Я видел в нем огромный потенциал. Четко выделялись лидерские качества, Ярик не боялся взять игру на себя, обладал хорошим баскетбольным чутьем.

В НБА Ярослав уехал рано. Он оказался к этому не готов: ни морально, ни физически. В 18 лет Королев стал богатым человеком, купил себе дом в Лос-Анджелесе. Обычно знаменитые баскетболисты имеют такое только на пике карьеры. Ярик, к сожалению, тот пик уже прошел. Скорее даже пика в полном смысле так и не достиг.

Я пытался сделать из него игрока еще полтора года назад. Тогда «Клипперс» не стали продлевать с ним контракт, и он вернулся в «Динамо». Доверял ему, когда стал в «Динамо» главным тренером. В прошлом сезоне звал его в команду под «русский проект» и гарантировал игровое время. Королев отказался. Его не устроили условия контракта. Спрашивал, кто будет с ним играть рядом».

Что было дальше?

Вне «Клипперс» ничего не наладилось.

За десять лет после НБА Ярослав Королев сменил девять команд: дважды возвращался в Россию, где играл за московское «Динамо» и санкт-петербургский «Спартак», в течение нескольких лет все пытался пробиться в НБА через летние лиге и D-лигу, провел три года в Испании и еще два в Греции.

В 29 лет он закончил, так как «травмы мешали наслаждаться баскетболом». Сейчас Королев управляет баскетбольной школой в Лос-Анджелесе, тренером в ней работал его отец Игорь Королев.

Он всегда повторяет, что полностью доволен карьерой. Хотя нигде ему так и не удавалось подняться чуть выше роли не слишком заметного стабильного игрока ротации в клубе-середняке европейского баскетбола.

«Жалею ли я? Я сам провел множество часов, размышляя над этим вопросом. И в итоге пришел к выводу, что ни за что не стал бы ничего менять. Хотя бы потому, что решения, которые я принимал, привели к тому, что сейчас у меня есть любимая семья. Плюс мое попадание в НБА помогло родителям осуществить давнюю мечту о переезде в США, теперь они живут и работают там. Да и в конце концов, кто в 18 лет откажется от предложения отправиться в НБА? Я таких не знаю», – говорил Королев в интервью «Спорт-экспрессу».

Не совсем легко понять, почему игрок с идеальными физическими данными и впечатляющими навыками, так ничем в баскетболе и не запомнился. Даже если – зная особенности российского баскетбола – предположить, что доминирование в молодежных турнирах связано с некорректной датой рождения, то это не многое объясняет. Скорее, дело в том, что та же самоуспокоенность и удовлетворенность отличали его и «в процессе»: журналисты всегда «ничего не понимали», а сам Королев оставался доволен тем, как складывается его баскетбольный путь. Для остальных же он стал примером того, как идеальные задатки необязательно приводят к формированию баскетболиста высокого уровня. Для этого нужно что-то еще, нечто, что не всегда даже поддается емкому описанию.

В 2005-м Королев рассказывал о своей баскетбольной семье.

«У меня не было другого выбора. Когда я учился в школе, мне было 13-14 лет, и мы задавались вопросом: «А почему я вообще занимаюсь баскетболом?» И вот меня спрашивали, и я тоже думал: «Действительно, а почему же я занимаюсь баскетболом?» «Да потому что, на самом деле, у меня не было другого выбора. Вот почему».

Проклятье «Клипперс» существует! 50 лет они не могут выйти в финал Запада из-за травм, промахов на драфте и ошибок на последних секундах

Фото: East News/AP Photo/Nick Ut, AP Photo/Henny Ray Abram, AP Photo/Douglas C. Pizac; cskabasket.com; ykbball.com; instagram.com/ykbball; Gettyimages.ru/Lisa Blumenfeld, Stephen Dunn