8 мин.

25 лет назад Скотти Пиппен засадил через Патрика Юинга. Ничего более унизительного в НБА не происходило

Главный данк в истории лиги.

Скотти Пиппена определили две вещи: фрустрация и злопамятность.

Его самого мы так по-хорошему и не узнали как следует – он остался в истории в вечной сцепке с Джорданом, в образе «идеального напарника», в статусе игрока вспомогательного, сконцентрированного на защите и при этом вечно комплексующего – из-за денег, из-за своего восприятия, из-за роли.

Но лучше всего его охарактеризовал противоречивый май 94-го, кульминацией которого и стал самый великий данк в истории НБА. Данк Скотти Пиппена через Патрика Юинга.

Это величие нисколько не субъективно, оно сложилось из целого перечня компонентов.

Во-первых, для такого рода моментов нужен особенный антураж. Данк состоялся в шестом матче серии полуфинала Востока – «Чикаго» к тому моменту не только уступал 2-3, но и в последний раз играл на исторической арене Chicago Stadium.

Высочайшие ставки, высочайший уровень ответственности, высочайшее напряжение.

Во-вторых, для такого рода моментов нужна особенная история взаимоотношений между участниками.

«Буллс» ненавидели «Нью-Йорк», мегабрутальный, агрессивный, пытающийся подавить физикой. Ненавидели гораздо больше, чем менее атлетичных «Пистонс».

И при этом уничтожали их каждый год подряд.

В 89-м.

В 91-м.

В 92-м.

В 93-м.

Много спорных ситуаций, много личных конфронтаций, много плохо скрываемой ненависти.

Все это исключает любую случайность.

В-третьих, для такого рода моментов нужна личная драма.

Скотти Пиппена на протяжении первой половины карьеры всегда считали помощником Джордана, причем помощником слабохарактерным и вяловатым.

Это проявлялось в сериях с «Детройтом», где ему долго припоминали мигрень в седьмом матче 90-го.

Это проявлялось в сериях с «Нью-Йорком», где на его защиту от Ксавьера Макдэниэла и других вставал лично Джордан.

В 94-м Пиппен уже сильно изменился – даже внешне. Форвард начал заниматься физухой и уже мог самостоятельно давать отпор нью-йоркской шпане.

Важно – он хотел давать отпор нью-йоркской шпане.

В-четвертых, необходим целый ряд событий, эмоциональной кульминацией которых и станет сам данк.

И это тоже было.

Та серия – главная для понимания того, кем мог бы оказаться Пиппен, если бы не…

После ухода Джордана «Буллс» перегруппировались вокруг него, смогли одержать 55 побед и затащили финалиста от Востока в семиматчевую серию. Пиппен вошел в первую символическую сборную, в первую сборную защитников и финишировал третьим в голосовании за MVP.

В третьем матче серии с «Никс» Пиппен отказался выходить на решающую атаку. Это случилось после того, как Фил Джексон расписал комбинацию не под него, а под его вечного неприятеля Тони Кукоча.

В пятом матче «Чикаго» должен был вырвать игру в Мэдисон-Сквер-Гардене, но арбитр Хью Холлинз зафиксировал мифический фол, именно на Пиппене.

Тот год был одной из редких реальных возможностей, возможно, вообще единственной для Пиппена, чтобы показать себя как лидера, как одного из лучших игроков НБА. Он сам хорошо это понимал и поэтому так болезненно переживал ситуацию с тайм-аутом. Если бы не странный свисток Холлинза, который дал нарушение уже после того, как мяч был выброшен, то «Буллс» с большей долей вероятности закончили все в шести матчах и сыграли бы в финале и без Джордана.

К чему это? К тому, что Пиппен был очень зол.

В-пятых,  этот данк был очень хорош сам по себе.

«Буллс» разогнались через всю площадку и вывели своего лидера практически идеально – он получил простор, набрал скорость и взлетел так, что семь футов Патрика Юинга перестали выглядеть сколько-нибудь угрожающе.

Все условия не только соблюдены, но и максимизированы: семифутер, спешащий на блок, потрясающая динамика, данк «через», а не «рядом», звездный состав, амплитуда прыжка, отсутствие помощи руками, замес при приземлении…

В-шестых, все мелочи легли идеально: насмешливая улыбка на лице Пиппена, мяч – точно в кольце, не задевает дужку, жертвенная поза Патрика Юинга, который действительно очень хотел помешать, а не просто подставлялся, «вхождение в тело», вспышки камер, вздымающаяся рука, то ли забавляющаяся с ребенком, то ли опускающая меч возмездия…

Здесь нет ни одного неидеального штриха, словно был замешан божественный фотошоп.

В-седьмых, для такого рода моментов нужен особенный антагонизм. И здесь его навалом.

Юинг пыжился заблокировать Пиппена так сильно, что потерял равновесие, упал и был вынужден цепляться за соперника.

Тот отпихнул его, перешагнул через него да еще и задержался на долю секунду, когда проносил трусы над головой центрового.

В случае с Пиппеном все выглядит настолько естественно и само собой разумеющимся, что не допускает ни малейшего уклонения от спортивных правил – здесь нет ни показательного намерения унизить Дадли от Шакила О’Нила, ни вспомогательной руки в лицо от Бэрона Дэвиса, ни дополнительной экспрессии от Шона Кемпа. Форвард «Чикаго» всего лишь взлетел, оседлал оппонента, по инерции вошел в него, дал занюхнуть ему своих труселей…

И настолько увлекся этим процессом, что даже не подал руку Питу Майерсу, который раздумывал то ли ему радоваться, то ли оказывать психологическую помощь пострадавшим.

Пиппен нисколько не занимался смакованием произошедшего. Что так же было бы искусственно.

Не меняя курса, он двинулся к центру площадки и на секунду вышел из образа лишь для одного – чтобы повернуться к бросившемуся на него Спайку Ли и произнести: «Сажай свою задницу на место».

Лишь затем улыбнулся и легонько отпраздновал этот момент с партнерами.

В-восьмых, важно, чтобы данк не нужно было «объяснять», чтобы он разрывал сам по себе.

Пиппен показательно ничего не делает. Все происходит органично, без искусственного нагнетания – Майерс что-то бросает стоящему на коленях Юингу, игроки «Никс» бросаются на подмогу и начинают пихать всех вокруг, прибегают арбитры, которые пытаются урегулировать ситуацию, зал начинает сходить с ума и на головой Юинга почти по-киношному слишком уместно вырастает табличка «Это баскетбол, а не футбол»…

Данк подобен бомбе. Обманчивое спокойствие одним движением сменяется развернувшимся хаосом, неуютным, клокочущим, окатывающей гостей волной позора.

В-девятых, Пиппен получил технический. Технический! В 90-е! Потому что арбитрам стало кого жалко, и возникла потребность хоть чем-то компенсировать пострадавших!

И наконец, такого никогда не бывает, но здесь один момент потрясающим образом вобрал в себя идеальную характеристику одной из легенд НБА.

Здесь была и фрустрация – из-за судейской ошибки, из-за того, что неудачи помешали раскрыть индивидуальность в отрыве от Джордана и прочей ботвы с «идеальным партнером».

Здесь было и злопамятство – особенные чувства к «Никс», к Юингу, к тем, кто продолжал не верить в него даже после такого сезона.

Здесь был самый настоящий Скотти Пиппен, за две недели переживший феноменальную драму и использующий ее как топливо для этого полета.

Он будет продолжать войну с «Никс» и дальше – находить самые разные поводы для подколов. Будет говорить Юингу, что во время всезвездного уикенда право голоса есть только у людей с чемпионскими перстнями. Отмечать, что «Никс», конечно, хорошая команда, но никогда не побеждает в те моменты, когда это нужно. Сожалеть о том, что они так и не стали никем, кроме достойных претендентов.

Он будет твердить, что, несмотря ни на что, считает 94-й одним из лучших сезонов своей карьеры.

«Мне нравилось, что я расту и развиваюсь как игрок, что у меня получается стать лидером. Впервые в жизни я почувствовал себя в роли полноценной звезды. С Майклом у меня не всегда была такая возможность. То, что он ушел, дало мне возможность вырасти. И когда он вернулся, я встал рядом с ним как равный, а не оставался за его спиной».

А еще до последнего отрицать наличие какого-либо злого умысла при совершении данка.

«Это был один из типичных матчей против «Никс» – нас раздражало, что они постоянно хватают руками, держат и делают подобные вещи, – вспоминал Пиппен. – Думаю, после того данка я немного переборщил, когда пытался вытолкнуть Юинга на трибуны. Но никакого злого умысла тут не было, чистая инерция».

Но повторил ли он это вновь?! Ну а вы сами-то как думаете?

Фото: Кадры трансляции; Gettyimages.ru/Jonathan Daniel