3 мин.

Бешенл политишн

Думаю, буду прав, если скажу, что любой футбольный клуб мечтает стать на путь испанского «Атлетика». Ведь здорово когда в команде из одиннадцати – десять доморощенных игроков. Тут вам и желание играть в родной команде, особенно если команда эта соревнуется с лучшими клубами мира, и мотивация, и ответственность за результат, да страх облажаться, в конце концов.

Вот и Валерий Георгиевич, вернувшийся в родной Владикавказ, принялся по камешку создавать своего рода русский «Атлетик». За два месяца до начала сезона 11/12 «Алания» провела грандиозную работу.  Воспитанники, славившейся на всю страну осетинской футбольной школы, разъехавшиеся по командам Премьер-лиги, стали возвращаться на малую Родину. Правда, неохотно. Сослан Гатагов из двух «зол» выбрал «Спартак», Алан отправился к Силкину в «Динамо», Габулов-старший предпочел  Махачкалу, Джанаев решил остаться в Грозном, Сафрониди в Екатеринбурге, а о Дзагоеве, Цаллагове или Касаеве и мечтать не приходилось. Как вдруг с ярлыком «молодых и перспективных игроков» во Владикавказ пожаловали Гиголаев, Дудиев, Плиев, Джиоев, Таказов, Бураев, Дзодзаев, Клещенко. Местные воспитанники? – А то! Фамилии-то говорят сами за себя. Ну да ладно, к этой теме я еще вернусь.

Так вот «молодые и перспективные», о таком количестве которых, кстати, мало кто догадывался, победоносной поступью пошли по Первому Российскому Дивизиону. Глаз радовался, когда болельщик видел, как именно ребята с осетинскими фамилиями делали игру команды. Парой правой рукой через левую ногу чесали затылок, но ведь играли, и это было самое главное. 11:1 после первых четырех туров в пользу «Алании». Владикавказ грезит о возвращении в элиту, которое, между прочим, сейчас не за горами. Грезы быстро смыл брянский холодный душ. Газзаев-младший, видимо, решил поиграть в чехарду. Так или иначе «Алания» продолжала показывать неплохой результат. Мало того команда из Владикавказа дошла до Финала Кубка России, прошла один квалификационный раунд  Лиги Европы и едва не смыла турецкий «Бешикташ» с европейской арены.

Окрыленные успехом «молодые и перспективные» замахнулись на легкую победу во всем первенстве. Болельщики стали забывать о красивой игре с тремя-четырьмя «банками». Разве что тот самый августовский матч с турками не дал очередного повода усомниться в безусловном таланте «молодых и перспективных». Фанатов бросало, словно при малярии, то в жар, то в холод. И, в конце концов, «Алания» играла так, будто все уже решено. Ан нет, и «барсы» во втором и третьем кругах совершали валидольные прогулки к четвертому месту. Как точно подметил один из болельщиков: «Хорошо что другие команды играют еще хуже». Впрочем, иногда казалось, что хуже и некуда.

И тут на авансцену выходит то, с чего все началось. Цель – собрать команду целиком из «местных воспитанников» себя оправдала, но какой ценой и оправдала ил? Принцип фамильярности при формировании состава на очередной матч стал главной причиной появления на поле того или иного футболиста. Никому не известные игроки, успевшие поиграть, разве что во вторых составах команд российской элиты, вытеснили из команды опытнейших Стоянова, Иванова и Ганну. Команда, которую собрали из футбольных новичков, априори не могла стать главным фаворитом первенства. А ведь стала и дело тут вовсе не в игроках. Газзаев-старший, в свое время навел шороху в России, сделав чемпионом страны именно «Аланию», стал главной и единственной причиной, по которой с такой командой считались бы мощные «Мордовия», «Сибирь» или «Нижний Новгород». Импульс, полученный в начале сезона, игры с Маккаби на сборах, отсутствие давления, в конце концов, за пятьдесят тысяч болельщиков на первых двух домашних играх предали команде такую уверенность в себе, что она по инерции прокатилась еще полкруга, но смачные оплеухи, полученные от «Динамо», «Шинника», «Волгаря», «Сибири», еще в начале сезона могли дать понять что что-то надо менять и очень срочно.

Правильные слова произнес Валерий Георгиевич: «В отсутствии результата всегда и все винят не президента, не спортивного директора, не селекционного менеджера, а тренера и только тренера». Но в данном случае винить тренера нет смысла. Толку то? Любой родитель будет отстаивать даже самое неблагодарное дитя. Уже несколько раз болельщик тыкал своим разгневанным пальцем на главного тренера, но в итоге сами же и остались виноваты.

То что политика «Алании» постепенно приобретает оттенок «клановости», я, например, не сомневаюсь. Чего только стоит Зарубек Плиев. Выражаясь языком Александра Викторовича Бубнова: «Ноль ему что ли ставить?» Эдакой разносторонний игрок, у которого получается играть разве что на «скамейке», но тем не менее мы вряд ли найдем протокол, где не числится фамилия Плиева. А может быть история с Борисом Ротенбергом повторяется? Так сказать, в футболе бывает всякое…