12 мин.

Перес уничтожен: результаты – боль, «Ред Булл» давит и тестит сменщиков

Кажется, новый контракт на два года не поможет.

А вы помните, что у недавнего доминатора «Формулы-1» и вообще топ-команды «Ред Булл» вообще-то два пилота? Да, помимо Макса Ферстаппена, бьющегося за победы и подиумы, у Серхио Переса такая же машина, а не перекрашенный «РБ» скромной команды-сестры.

Хотя по результатам не скажешь: сравните темп набора очков до Гран-при Великобритании:

Соперники радуются: за день до домашнего этапа босс всего гоночного «Макларена» Зак Браун вышел в прессу с подначиванием – благодаря перфомансам Переса у оранжевых даже после провального старта еще остались шансы на титул и мощное продвижение на спонсорском рынке.

«Недостаточно хорошие выступления Серхио дают шанс нам, – подчеркнул Браун. – Думаю, если мы будем так же отыгрывать очки, как в последние шесть гонок, то поборемся.

Полагаю, борьба будет эпичной. Похоже, «Мерседес» набрал темп, «Феррари» где-то рядом – Шарль [Леклер] выигрывал не так давно. Есть четыре коллектива, которые будут побеждать в гонках – просто потрясающе. Жаль, что сезон не начинается сейчас».

«В его распоряжении лучшая машина в «Формуле-1», если не считать «Макларен», но он вообще не может держаться в одном темпе с Максом Ферстаппеном, – высказался чемпион 1996-го Дэймон Хилл. – В результате на стартовой решетке Перес обычно на 4-5 позиций ниже Ферстаппена. И для «Ред Булл» – учитывая то, что команда стремится зарабатывать как можно больше очков, – это настоящая катастрофа. Не говоря уже о том, что команде хотелось бы, чтобы Перес прикрывал Ферстаппена. Но он просто не может приблизиться к нему по скорости».

Понимают ситуацию и в команде – например, советник компании по гоночной программе Гельмут Марко отмечал неизбежное внутреннее давление даже от любого человека с базы:

«Кубок конструкторов очень важен для команды и всех сотрудников, – сказал Марко F1-Insider. – Ведь чем выше мы закончим, тем больше бонусов получит каждый. Так что Перес под давлением, и должен действовать.

Мы все ждем, что Серхио снова возьмет себя в руки. В прошлом ему уже несколько раз удавалось выйти из разных кризисов. Да и любой гонщик будет смотреться не слишком здоросо на фоне Макса».

Шеф «Ред Булл» Кристиан Хорнер соглашался с потерями:

«Наблюдая за ним, мы снова и снова видим, как сначала его темп, кажется, висит на волоске, а затем все приходит в норму. Он хороший пилот. У него крутой характер.

В первых пяти гонках сезона Серхио был очень конкурентоспособен, а в пяти последних наоборот. Мы хотим вернуть Серхио образца пяти первых гонок этого сезона. И он сам знает, на что способен на самом деле и упорно трудиться, чтобы этого добиться.

Будучи напарником Макса Ферстаппена ты понимаешь, что противостоишь лучшему гонщику. И нам нужно, чтобы Серхио поддерживал Макса, потому что сейчас нам противостоят два «Макларена», две «Феррари» и два «Мерседеса». И нам очень нужно, чтобы впереди было и две машины «Ред Булл».

Но действительно: если посмотреть, кто оказывался впереди Переса в квалификациях за сезон…

При «усреднении» дистанции и условий всех кругов к базовым показателям разрыв между напарникам «Ред Булл» действительно оказывается почти наибольшим в пелотоне:

А без поправок на километраж выходит, что Серхио сейчас как раз на тех уровнях, которые заканчивались для Албона и Гасли увольнениями:

На фоне проблем Чеко появилась информация и о будущих тестах резервиста программы Лиама Лоусона на актуальном болиде в рамках съемочного дня сразу после Гран-при Великобритании – именно после похожих заездов в прошлом году «Ред Булл» уволил Ника де Вриса и вернул в боевой кокпит «Альфа Таури» Дэна Риккардо с прицелом на место в основной команде.

И австралийца до сих пор не списали: по инсайду источника в топ-менеджменте «Ред Булл» от немецкого AMuS, если Перес продолжит слабые выступления, то выбор будут делать между всеми тремя пилотами «РБ» с учетом результатов Лоусона.

Но как же такое возможно, если в начале июня после Гран-при Монако Переса официально продлили по схеме 1+1 до 2026-го?

Нидерландское издание RacingNews365 уверяет, что даже в действующем соглашении с Пересом есть опции разрыва – просто его нереально было активировать в доминирующей машине: Серхио не мог проигрывать больше 100 очков и 5 позиций в общем зачете напарнику. Судя по всему, одновременно, ведь почти весь 2023-й №11 так и провел – а до Великобритании он как раз не только уступал 119 баллов Максу, но и как раз занимал 5-е место с перспективой проиграть оставшиеся 6 очков Пиастри и выпасть за грань разрыва контракта.

Дизайн сделки точно строился по принципу «если мы построим ультраболид, то провалы Чеко не страшны (подтверждено!), а если пелотон сравняется, то это явно будет такой провал, который вопросов не вызовет».

Второй расчет тоже сработал: со сложной машиной Серхио так окатывался назад в квалификациях и тонул в середине, что публика уже буквально ждет «когда же?» и гадает «на кого же?».

Оттуда же – и инсайд RacingNews365 о последнем предупреждении Пересу: якобы если он не прибавит до летнего перерыва, то опция контракта непременно будет активирована.

Жалеет ли «Ред Булл» о досрочном продлении?

«Это очень трудный вопрос, – отреагировал Хорнер на медиасессии. – В моменте не думаешь, что все так сложится. В тот момент было абсолютно логично подписать Серхио. Первые пять гонок Чеко в этом году впечатлили, но последние – совсем ничего не дали. Мы хотим Серхио снова в топ-5, и он это знает. Когда ты не набираешь очки, ты в неустойчивом положении. Чеко должен их набирать, и он это знает.

Он работал на симуляторе на неделе. Он вкалывает и пытается понять, что с ним происходит. Что мы постоянно видели его способность возвращаться в хорошую форму. Мы надеемся увидеть это и в ближайшее время. Вот почему мы и подумали, что новый контракт ему поможет».

Новый провал на Гран-при Великобритании

На фоне слухов, угроз и давления Перес… Квалифицировался 19-м из-за вылета в гравий в первом же сегменте.

Да, Ферстаппен тоже вылетел в таком же стиле из-за сложных дождевых условий и повредил днище, но все-таки сумел выровнять машину, добраться до асфальтированной зоны, вернуться в паддок и в итоге забрать место на втором ряду.

Перес же не выпрямил болид на въезде на камни, а потому и безнадежно увяз. Единственный в пелотоне – хотя вылетали еще полдюжины гонщиков.

«Меня застали врасплох условия, – описал ситуацию Перес. – Я пытался прогреть шины в девятом повороте, но при переключении передач вниз заблокировал заднюю шину и выехал за пределы трассы. В итоге я потерял болид, выехал в гравий, и на этом все закончилось.

Очень обидно так подводить команду, ведь уик-энд до того момента был сильным, на мой взгляд. Мы просто не смогли показать темп.

К сожалению, я оказался, наверное, первым, кто проехал тот поворот на «сликах», на холодных шинах, так что все сошлось, и вот результат. Даже через 20 минут это наверняка был сложный поворот. Как бы то ни было, я признаю, что облажался. Завтра будет новый день.

У меня контракт с командой, и я переверну ситуацию. Меня ничего не отвлекает, ничего такого. Я просто хочу вернуться к своей форме и сосредоточиться на важных вещах. Я полностью сосредоточен на работе, и она заключается в том, чтобы принести результат завтра. Мне не нужно думать больше ни о чем.

Если я о чем-то беспокоюсь, то о себе. Я хочу как можно скорее вернуться к своей форме и полностью на этом сосредоточен. Я просто пытаюсь найти решения. Думаю, мы добиваемся прогресса. Мы готовы найти еще несколько десятых, и тогда наша жизнь будет совсем другой, мы вернемся туда, где находились в начале года.

Впереди длинный сезон. Я достаточно давно в этом бизнесе, чтобы точно понимать, что делать и как перевернуть ситуацию, и я не сдамся. Я переверну положение».

И как, перевернул?

После провала в квалификации «Ред Булл» заранее решил создать второй машине запас в моторах и сменил силовую установку, отправив Серхио на пит-лейн. Фактически он превратился в тест-кар по работе шин для Ферстаппена, финишировал 17-м в 2-х кругах от лидера и упал-таки на заветную 6-ю позицию.

Можно списывать результат в гонке на старт с пит-лейн, но все-таки Серхио же сам оказался в такой ситуации из-за вылета!

И босс это отметил:

«Никто больше, чем Серхио, не хочет снова обрести свою форму. Мы должны набирать очки на этой машине, недопустимо их не набирать. Конечно, у нас в команде возникает разочарование, когда обе машины находятся так далеко друг от друга. Поэтому было обидно потерять Серхио в первом сегменте квалификации. В Сильверстоуне мы были уверены, что Перес должен быть в топ-6. Его вылет в гравий испортил нам планы. Ведь мы очень хорошо понимаем: чтобы выиграть Кубок конструкторов, нам нужны оба гонщика», – заявил Хорнер.

«Сейчас лучшее время для небольшого отдыха и возвращения в форму перед Венгрией и Бельгией – двумя очень важными уик-эндамами, – прокомметировал Перес после финиша. – Оглядываясь, у меня была самая сильная пятница за последнее время. Так что, думаю, в тоннеле видится некоторый свет.

Я знаю, в каком положении нахожусь, но не могу позволить этому отвлечь меня. Нужно сосредоточиться на следующих двух этапах – они приоритетны, чтобы вместе с командой выйти из сложного периода».

Но кое-что начали подозревать уже и эксперты с бывшими гонщиками! Ситуация – действительно критическая:

«Ему хотя бы надо зарабатывать очки, – отметил и обычно лояльный к кому угодно чемпион 2009-го Дженсон Баттон. – Пусть даже он будет финишировать не сразу за Максом [Ферстаппеном]. Команда не может допустить, чтобы такое продолжалось бесконечно. 

Думаю, в следующей гонке, если он снова не заработает очки, то вскоре его должны будут высадить и дать место кому-то еще.

Тяжелая ситуация – я знаю, что для пилота это неприятное чувство, жуткое положение. Но для команды важен чемпионат»,

«Оправданий больше нет. Данные не лгут. Для «Ред Булл» это очень тяжелая ситуация, потому что команда так долго позволяла ей усугубляться, – высказался бывший пилот программы Роберт Дорнбос в эфире Ziggo Sport. – Я просто чувствую боль этого парня. Он попытался все быстро уладить – в том числе потому, что семья Ферстаппена этого хотела. Они хотели, чтобы Перес просто подписал контракт, и не было отвлекающих факторов с Карлосом Сайнсом и всеми остальными, присматривающимися к месту».

«На самом деле сейчас я просто пытаюсь найти решения для нынешних условий. Думаю, что мы добились хорошего прогресса. Мы вот-вот достанем пару десятых с круга и на нашей машине, жизнь изменится – вернемся к состоянию в начале года.

Особенно когда на следующем Гран-при я тоже получу новую версию днища.

В Великобритании обновление получила только одна стороны гаража (единственная версия апгрейда днища машины стояла на болиде Макса Ферстаппена, Хорнер это подтвердил. По оценкам Гельмута Марко, в теории оно дает 6 пунктов прижимной силы, что конверстирцется в 0,15 секунды с круга треке вроде «Сильверстоуна» при прочих равных. Хорнер опроверг выигрыш, отметив, что он в любом случае теоретический, а на деле зависит от условий, шин и подбора настроек – Sports’’).

Все знают, что по сравнению с остальными у нас меньше времени в аэротрубе и симуляторах, поэтому мы на нас сильнее влияют ошибки при обновлениях», – уточнил затем Перес для Motorsportweek.

Но вообще инсайдеры передают о подготовке еще одного апгрейда – еще на 0,15 секунды с круга.

«[Обновление] должно сработать. Иначе это будет выглядеть не очень», – прокомментировал инсайд советник «Ред Булл» Гельмут Марко.

Вот только помогут ли все они Серхио, если он и на нынешней машине не может квалифицироваться в топ-10? Спасут ли его оставшиеся до дедлайна Гран-при в Венгрии и Бельгии?

Что еще почитать об остановке в «Ред Булл»?

Фото: Gettyimages.ru/Rudy Carezzevoli, Mark Thompson; Panoramic/Keystone Press Agency/Global Look Press