Мике Хаккинену – 56. Вот все о его битвах с Шумахером, переломе черепа и жизни после «Ф-1»
Поздравляем «Летающего финна».
28 сентября «Формула-1» празднует день рождения Мики Хаккинена – двукратного чемпиона мира в составе «Макларена», победителя 20 Гран-при, обладателя 26 поулов и 51 подиума. Даже после всех рекордов гоночного долгожительства от Кими Райкконена Мика все равно остается самым успешным финским гонщиком всех времен – и, поскольку в юниорках прямо сейчас нет сравнимых по таланту пилотов из Суоми, этот титул останется за ним еще пару десятилетий.
Больше всего Хаккинен прославился как «Летающий финн» и великий соперник Михаэля Шумахера. И у нас даже есть интервью с человеком, как раз и подавшим Мике его прозвище – благодаря одному удачному кадру.
«Нас было примерно десять человек фотографов, стояли в ряд. Я просто услышал скрип тормозов, поднял голову, навел камеру, и машина подлетела на поребрике очень-очень быстро, буквально за секунду. И у меня получилось четыре кадра. Болид приземлился и уехал в боксы. Я даже не был уверен, что все снял»
Но, конечно, противостояние с Шумахером оказалось все-таки ярче – причем оно началось еще в картинге!
«Мне было 14 или 15, когда мы с Шумахером впервые погонялись друг против друга на маленьком треке для картинга в Германии, – вспоминал позже Мика. – Я постоянно наблюдал за его траекториями — они поражали. Я моментально осознал, что он отлично направляет машину куда надо и попадает во все шиканы и повороты. В тот день я и понял, что этот парень будет главным и самым сложным противником. И это было круто!
Затем – новая встреча уже в «Формулах», еще до скандального столкновения на Гран-при Макао.
«Шумахер был настоящим героем в немецкой «Ф-3», – вспоминал «Летающий финн». – Британскую «Ф-3» в Германии считали намного медленнее местной, и когда я взял поул, все решили, что я сжульничал. А я просто выиграл гонку, побив рекорд круга, забрал трофей, побрызгался шампанским и поехал домой».
Шумахер не стал бы великим без сильного соперника. Им оказался Хаккинен
«Твой двигатель звучит как старый трактор!». Хаккинен вспоминает соперничество с Шумахером
Кто же был круче? Чисто по титулам и победам Михаэль однозначно уделал Мику 7:2 и 91:20 соответственно. Просто потому, что финн оказался гонщиком немного другого плана.
«Он был подобен Ронни Петерсону, – вспоминал Хью Эбсэлом – владелец команды из «Формулы-3», за которую выступал Хаккинен. – Дайте ему хорошую и быструю машину – и за ним не угонится никто. Но Мика ничем не мог помочь с понимаем, что происходит с болидом. Инженерные способности у него явно отсутствовали. На вопрос о соответствии настроек его требованиям он пожимал плечами и говорил: «Никаких проблем, все хорошо!»
«Михаэль целиком и полностью полагался только на голову. Сенна – он гонял сердцем. Кем-то средним был Штефан Беллоф, мой напарник по «Тирреллу» в 1984-м. Он не был таким же гением, как Михаэль, больше свободным духом… Как Жиль Вильнев.
Как можно сравнить Мику и Михаэля? Думаю, по чистой скорости Хаккинен был быстрейшим напарником в моей карьере. Быстрейший. Даже быстрее Айртона. У Мики был замечательный милый подход к гонкам – без единого сомнения, особых мыслей или внутренних помех. Он ни о чем не думал – просто садился и ехал умопомрачительно быстро».
«По чистой скорости Хаккинен быстрее Шумахера». Общий напарник Мики и Михаэля в «Ф-1» сравнил легенд
И в 2000-м финн все доказал немцу – хоть и проиграл в итоге титул, но тот самый момент в Спа «Формула-1» запомнила навсегда.
«До этого Михаэль несколько раз выдавливал меня на траву на скорости за 300 км/ч, – вспоминал после Хаккинен. – Я был чудовищно зол, так что он дополнительно меня замотивировал».
Что Мика сам думает о тех временах?
«Главная причина, по которой мне нравилось противостояние с ним – Михаэль был очень стабильным. Хоть иногда он и был чересчур жестким и агрессивным. Стабильно агрессивным! (Смеется). С Михаэлем ты всегда знал, что тебя ждет.
Мы пытались вместе зависать и подружиться, но ничего не вышло. Что-то просто не сошлось. Когда я закончил, ничего не изменилось. И это грустно. Но ладно. Между нами осталось уважение. Может, мой стиль работы не совпал с его мировоззрением, и наоборот.
Я – из маленькой Финляндии с небольшим количеством населения. Финансовая поддержка, доступная в Финляндии, и близко не сравнится с возможностями, которые есть в Германии. По маркетинговым причинам тоже лучше иметь в команде немецкого пилота, чем, скажем, мистера Ноунейма из Финляндии (Смеется). У меня было не так уж много рычагов влияния. Я рассчитал все это и просто говорил себе: «Мика, продолжай, и ты займешь свое место».
А ведь карьера «Летающего финна» моглазакончиться еще в 95-м – после кошмарной аварии Мики в Аделаиде. Будущий двукратный чемпион раздробил основание черепа и не мог дышать, врачи делали ему трахеотомию прямо на трассе, а Хаккинен после отблагодарил больницу шикарным подарком.
В 95-м врач спас жизнь Мике Хаккинену прямо на треке. Он ответил подарком на $2 млн больнице доктора
С днем рождения, «Летающий финн»!
Фото: Gettyimages.ru/Andreas Rentz, Marcus Brandt, Michael Cooper; globallookpress.com/Sophia Kembowski
О "Летучем голландце" автор, видимо, не слышал.
сразу захотелось заново пересмотреть те шикарные зарубы, которые выдавали они с Михаэлем
а в 2002 стало понятно, что Макларен в кризисе, и победить Феррари с их менеджментом и админ ресурсом - это как обыграть шулера его краплеными картами. вот и решил, что возвращаться нету смысла.
В видосе с его шикарным бельгийским обгоном так же бесподобен и божественный визг моторов.
У Кими было 6 технических сходов в первых 7 гонках сезона 2002. Так что вношу поправку. Такое может выбить из колеи кого угодно, кроме Кими.