11 мин.

Ферстаппен бежит из «Ред Булл» даже с зарплатой в $55 млн из-за мегаскандала с шефами? У Макса два варианта

А ведь казалось, альянс бесконечный.

Еще в январе казалось, что альянс трехкратного чемпиона «Формулы-1» Макса Ферстаппена и «Ред Булл» бесконечный: у сторон подписана лучшая актуальная сделка на гигантские 55 миллионов долларов в год до 2028-го, система поддерживает все инициативы лидера по продвижению товарищей из симкоманд в реальный киберспорт, рекорды серии падают год за годом, а машина все улучшается и улучшается… Из реальных рисков разрыва – только откровенные интервью самого Макса о нежелании заниматься спринтами, хейте городских гонок и расширения календаря – да и в них речь шла не о возможном досрочном уходе, а о раннем завершении карьеры когда-то после конца действующей сделки.

Но… Февраль и март все поменяли: в «Ред Булл» вспыхнул грандиозный и громкий мегаскандал с потенциальными домогательствами и неприемлемым поведением бессменного шефа гоночной команды Кристиана Хорнера. Он привел к бесконечным взаимным обвинениям, расследованиям и отвратительным медиасливам: сперва юристы набивали 150 страниц дела против Хорнера, затем его оправдали, затем всем в паддоке пришли скрины возможной «обвиняющей» переписки, а отец Макса Йос потребовал ухода Кристиана, потом за потенциальную организацию утечек в прессу начали расследовать уже советника компании по автоспорту Гельмута Марко – босса всех пилотов системы, старого компаньона и строителя гоночной структуры… Все больше и больше напоминало гражданскую войну за власть с компроматом, армрестлингом связями и деньгами и личной лояльностью ключевых фигур.

Пилоты старались держаться в стороне, но когда дело дошло до Марко, Макс Ферстаппен уже не выдержал и сам открыто высказался: без Гельмута его в «Ред Булл» не будет.

«Думаю, нужно относиться к Гельмуту с большим уважением. Ценить то, как он вместе с Дитрихом [Матешицем] собрал команду. Гельмут всегда поддерживал Кристиана [Хорнера] – даже в более сложные для команды времена. Я тоже часть этого пути, я не зря подписал контракт до 2028-го.

«Я не вижу варианта, при котором Гельмут уйдет. Я всегда давал четко понять, что он должен остаться в команде. Я не могу продолжать выступать без него. Каждый должен оставаться при своей роли, как это всегда было, особенно после смерти Дитриха Матешица. У каждого свои задачи, и я отметил, что так должно быть и в будущем, пока Гельмут жив.

Наши отношения зашли очень далеко, и, конечно, я очень предан ему. Я всегда говорил об этом каждому в команде, каждому, кто стоял выше. Я говорил, что он играет важную роль при принятии мной решения о будущем.

Так что очень важно, чтобы он остался в команде, как и, конечно, все остальные, потому что наш успех – заслуга всей команды. Необходимо, чтобы все ключевые люди продолжили работать вместе. Мне кажется, что если мы потеряем такой важный столп – то это не очень хорошо скажется на моей ситуации. Я сказал об этом команде».

В итоге расследование против Марко закрыли – он и сам остается в «Ред Булл», и Ферстаппен никуда не переходит. Но – «в данный момент».

Ведь Кристиан Хорнер уже высказал ключевые слова: «Ред Булл» никого не будет удерживать только на основании написанного на «куске бумаги» и «никто не может быть важнее команды». Однако и причин для ухода Ферстаппена большой шеф не видит – но, опять же, «никогда не говори никогда, если захочет – уйдет».

Тема с потенциальным трансфером действующего чемпиона, доминатора и главного робота пелотона, конечно, не могла пройти мимо команды, только-только потерявшей главную звезду. Босс «Мерседеса» Тото Вольфф, судорожно думающий над заменой прыгнувшего в омут «Феррари» Льюиса Хэмилтона на 2025-й, сразу же высказался положительно об идее заполучить и Марко, и Макса – особенно если удастся что-то сделать с машиной.

А потенциальный переход в «Мерседес» инсайдился Ральфом Шумахером как «запасной план» на случай обвала ситуации в «Ред Булл» – якобы базовые переговоры уже шли.

И да, сами по себе обсуждения и слухи идут все активнее – например, осведомленнейший редактор самого уважаемого и старого гоночного издания Великобритании Autosport Адам Купер написал большую колонку о двух вариантах для потенциального перехода Ферстаппена! Причем проанонсировал решение уже на ближайшее время – либо Макс действительно уйдет, либо примет решение все же остаться.

Рассуждения инсайдера: «Мерседес» и сам не слишком заинтересован, второй внезапный вариант – самый комфортный

«Картина проста: Ферстаппен не хочет оставаться, если Хорнер сохранит пост босса и власть. И не хочет оставаться, если Марко уйдет.

Ключевой причиной возможного расставания с «Ред Булл», помимо внутрикомандных трений, стали бы сомнения в способности компании создать конкурентоспособный двигатель в 2026 году. Очевидно, что для новичков Red Bull Powertrains / «Форд» и «Ауди» это куда более тяжелая задача, чем для текущих поставщиков.

Ферстаппен в 2024-м сильно отличается от того парня, подписавшего долгосрочный контракт 2 года назад – он очень повзрослел и закрепился в роли лидера мнений как чемпион мира. Он не боится честно высказываться о своих опасениях насчет календаря и вообще о любых сомнительных новациях серии. Также он многократно говорил об огромном давлении, нежелания просто торчать здесь еще 10 лет без цели при отсутствии других интересов к достижению – ведь титулы он уже взял. Потому с таким набором внутреннего напряжения в «Ред Булл» и неопределенности с мотором он, вероятно, вновь пересмотрит приверженность сделке – и не исключен выбор стороннего варианта для перезагрузки мотивации».

Однако Купер же отмечает: в «Мерседесе» запутанная ситуация с пилотами. Считается, что лидером команды после ухода Льюиса Хэмилтона в «Феррари» в 2025 году должен стать Джордж Расселл, а в «Формуле-2» выступает перспективный юниор Андреа Кими Антонелли. Долгосрочный выбор Ферстаппена фактически ставит крест на его продвижении, а «Мерседес» уже терял так возможность подписать суперперспективного юниора в 2014-м без возможности куда-либо продвинуть – тем юниором был… Сам Макс, ушедший в систему «Ред Булл» за моментальное место в «Торо Россо» с обещанием быстрого повышения.

Алонсо, в отличие от Ферстаппена, скорее всего, согласится на однолетний контракт или соглашение по схеме «1+1» в силу возраста, в то время как Максу необходимы долгосрочные гарантии.

Потому сам «Мерседес» на самом деле не слишком заинтересован в Ферстаппене, зато у Макса появляется внезапный новый отличный вариант!

Трехкратный чемпион является «опцией номер один» для «Астон Мартин», убежден редактор Autosport, а переход «стал бы куда более понятным», чем в «Мерседес»: «Ферстаппен оказался бы последним кусочком пахла, который завершил бы все остальное, что сделал [владелец команды Лоренс] Стролл с того момента, как взял под контроль «Форс-Индию» летом 2018 года».

Во-первых, в случае ухода Фернандо в «Астон Мартин» сложится куда более понятная ситуация в плане пилотов. Во-вторых, зеленый бренд как раз открыл новый суперзавод в Сильверстоуне за 250 млн («лучший из действующих в «Ф-1») и набрал туда кучу инженеров из команд конкурентов – включая тот же «Ред Булл»: например, бывшего главу отдела аэродинамики Дэна Фэллоуза. Во-третьих, коллектив набрал ход и в 2026 году объединит усилия с «Хондой», а это крайне важно: «Никто не понимает и не уважает «Хонду» больше Ферстаппена», – говорит Купер, предполагая, что Макс уверен в успехе производителя и после смены моторного регламента.

Кроме того, Ферстаппену-младшему и его отцу Йосу должно понравиться, что в «Астон Мартин» очень прямой процесс принятия решений («это команда Стролла»), нет интриг и политики. Лоренс, в отличие от «Мерседеса», сделал бы все возможное для того, чтобы Макс был по минимуму обременен спонсорскими и маркетинговыми обязанностями – то есть избавил бы чемпиона от той части «Ф-1», которую он ненавидит.

Пока «Астон Мартин» полностью доволен Алонсо и мечтает его сохранить (конечно, ведь это проще, чем разбираться с огромным контрактом Ферстаппена!), но если Фернандо все-таки уйдет в «Мерседес»… А это точно выяснится в ближайшие месяцы.

А «Мерседес» и правда не заинтересован?

Восьмикратные чемпионы и правда оказались в непростой ситуации: с одной стороны, им нужно поддерживать медиамашину команды, чтобы продолжать зарабатывать, но с другой требуется думать и о будущем, чтобы с в самом деле не вышло как с Ферстаппеном в 2014-м – парень уплыл и теперь их побеждает.

Про всю сложность дилеммы «Мерседеса» мы делали отдельное исследование – с тех пор мало что изменилось, изучите его!

Уход Хэмилтона взорвет «Мерседес» как бренд в «Ф-1». Льюиса можно заменить на трассе, но не в бизнес-модели

Кроме пары вещей:

  • Дебют Бермэна действительно показал: новичок «Ф-1» может влететь как потенциальная суперзвезда при нужной рекламе и результатах. А Андреа Кими Антонелли – итальянец, с медиамашиной «Мерседеса» и страстью тифози как минимум мания на первых порах будет обеспечена;

  • Старт сезона Антонелли в «Ф-2» пока не впечатлил – настолько, что Тото Вольфф в интервью официальному сайту «Ф-1» уже говорит в стиле «это я виноват, что слишком много болтал о гении Кими и в контексте потенциальной замены Хэмилтону».

Потому рассуждения Купера выглядят вполне справедливо: «Мерседесу» требуется крайне сильная замена на год-два, но не больше. Захочет ли Ферстаппен идти на такое без гарантий лучшей машины и с явно немаленькими маркетинговыми обязанностями?

«Астон Мартин» – действительно идеальный вариант?

В самом деле, по нынешней ситуации для Макса зеленая команда выглядит как «Мерседес», но без прямых недостатков. Есть потенциал в снижении требований к личному времени (бренду хватит и одного его имени), и привычная по культуре обстановка, и полная ясность в субординации.

Но насколько в действительности семья Строллов может быть заинтересована в Ферстаппене?

То есть он, конечно, самый популярный гонщик «Ф-1», главный доминатор прямо сейчас, флагман и сильнейший актив среди пилотов, но вся логика существования собственного проекта канадцев в «Ф-1» ранее служила одной цели – прогрессу Ланса и подталкиванию его к верхам. Отец покупал ему лучшие картинговые и молодежные команды (например, «Према» – одного из флагманов «Ф-2» и «Ф-3»), места в Академии «Феррари», устраивал собственные частные чемпионаты во Флориде (кстати, юный Ферстаппен там тоже ездил – они все давно знакомы!), затем – место в «Уильямсе» с целым личным симулятором, а затем и полностью собственную «Форс-Индию», перебрендированную в «Рейсинг Пойнт».

Идея заработков на росте бренда «Ф-1» через продвижение свежекупленного специально для этой цели автозавода на грани банкротства появилась только на рубеже 2020-х – ее вполне можно назвать «побочной» до сих пор, ведь брендинг команды все еще заключен через 10-летнее лицензионное соглашение, а гоночная ветвь принадлежит лично Строллам, а не «Астон Мартин».

Да, канадцы и раньше нанимали крутейших чемпионов – однако Себастьяна Феттеля и Фернандо Алонсо брали на излете карьеры явно для строительства команды, ее обучения и «последнего марша». Дальше уже предполагалась очередь Ланса – вообще-то испанский №14 открыто говорит прежде всего о роли ментора, а не долговременного лидера.

Однако с Ферстаппеном все будет не так – просто невозможно представить, чтобы Стролл на равной машине по-честному победил Макса. А сам нидерландец много раз повторял, что не будет отдавать победы просто так.

Так что само по себе обсуждение возможного подписания Ферстаппена все сильнее намекает: «Астон Мартин» может и перестать выполнять роль личного проекта «Ланса – в чемпионы». Возможно, бизнес-составляющая и деловой азарт Лоренса-дельца возьмут верх – в конце концов, не зря он при каждом появлении в кадре документалки Drive To Survive на Netflix повторяет «я побеждаю во всем, что делаю».

Перспектива выставить сына против, возможно, одного из лучших пилотов в истории и смотреть, как его планомерно унижают до конца чьего-либо контракта… Красива, да?

Читайте еще о положении дел в «Ред Булл» и главных последних трансферных слухах:

Фото: Gettyimages.ru/Mark Thompson, Clive Rose; Hasan Bratic, Panoramic/Keystone Press Agency, imago sportfotodienst/Global Look Press