12 мин.

Зарплаты гонщиков «Формулы-1» в 2024-м: $268 миллионов на всех

У топ-3 – ровно половина: $134 млн!

«Формула-1» – мир гламура и больших денег: при каждой публикации все нового и нового рейтинга зарплат гонщиков за каждый сезон гонорары первой пятерки действительно впечатляют. Конечно, они не сравнятся с остальными «незвездными» пилотами, резервистами или гонщиками «Ф-2» (которые зарабатывают пару сотен тысяч, вообще ничего или даже сами ищут спонсорские деньги для выступлений), но общая сумма всегда впечатляет.

И сейчас, на старте сезона нидерландское издание Racingnews365 собрало новый рейтинг на основе оценок профильных изданий, разговоров с инсайдерами из команд, агентами и менеджерами пилотов, коммерческими акторами (вроде рекламных и маркетинговых компаний, продающих места на болидах и организующих ивенты с пилотами, за которые им платят отдельно), а также с некоторыми боссами. Раньше для издания такой рейтинг составлял один из самых осведомленных и авторитетных журналистов с максимальным количеством связей и 30-летним опытом в паддоке Дитер Ренкен, однако с 2023-го он вошел в ростер советников президента Международной автомобильной федерации ФИА по автоспорту и «Ф-1» – теперь, похоже, издание обходится без него, но, вероятно, сохранило часть старых заходов.

Рейтинг за 2024-й с учетом всех последних продлений, переподписаний, трансферов и слухов выглядит так – речь именно о контрактных «гарантированных» (т. е. Гонорар + неденежные бенефиты и самые легкодостижимые бонусы) заработках от команд, без рекламных и коммерческих сделок. 268 миллионов долларов на 20 пилотов!

Да, топ-3 забирает половину всего банка – 134 млн!

Однако при оценке сумм нужно представлять, что в каждой команде могут быть свои подходы к формированию гонорара: одни коллективы предоставляют пилотам полную свободу в реализации лицензий на личный образ, имя и поиск собственных партнеров вместе с бизнес-возможностями, другие же стараются оставить все права себе и платить фиксированную сумму.

По второй схеме обычно работает программа «Ред Булл» – со всеми пилотами, кроме Серхио Переса (его агент – бывший менеджер Айртона Сенны Джулиан Джакоби – очевидно выбил широкие права на коммерциализацию образа пилота как минимум на домашнем мексиканском рынке). Потому у Риккардо внезапно нарисовалась невиданно высокая для второй команды системы зарплата: его явно планируют много использовать в коммерческих активностях новых спонсоров, а участие одного из самых медийных гонщиков пелотона стоит недешево (в прошлом году ему за один маркетинговый ивент во время действия контракта резервиста платили 30 тысяч долларов!).

Теперь можно разбираться с персоналиями

Макс Ферстаппен – самый высокооплачиваемый пилот с самым долговременным контрактом, причем в него еще не входят бонусы и все-все партнерские сделки.

Например, Forbes оценил его заработки после всех премий за титулы, достижения и рекорды в 2023-м по точно такому же контракту даже в 70 млн. У нидерландца только несколько личных партнеров: огромная пивоваренная компания c безалкогольным брендом Player 0.0 на стыке с киберспортом, издатель официального сима по «Ф-1» EA Sports, роль амбассадора и главного героя нидерландского Viaplay и магазин личного мерча с многомиллионным оборотом. В этом году Макс потерял одного из долговременных личных спонсоров – сеть нидерландских супермаркетов Jumbo ушла из спорта вообще из-за внутреннего корпоративного конфликта (закрыла поддержку даже сверхуспешной велогоночной команды, выигравшей все главные гонки сезона – настолько серьезным был скандал с растратой денег). В целом оценка зарплаты Ферстаппена в 55 млн выглядит вполне возможной – особенно с учетом комментариев Гельмута Марко в стиле «в какой-то момент мы просто не сможем поднимать ему зарплату». Видимо, она очень большая – и так больше трети расходов на гоночный болид и команду по регламенту ФИА! При этом «Ред Булл» еще и платит за него взносы, например, рекордные больше миллиона долларов за суперлицензию тоже явно попали в оценку.

Льюис Хэмилтон – по инсайдам британской прессы, заключал двухлетний контракт на $63 млн за сезон (поскольку обычно предпочитает сделки без бонусов, с голым окладом и полным контролем над образом и маркетинговыми активностями – чтобы команда при случае что-то добивать дополнительными соглашениями и сделками).

Однако в итоге оказалось, что контракт у него всего же по схеме 1+1, и опцию продления на второй год он решил не активировать – так что, может, именно в первом у него и прописана сумма немного поменьше. В остальном же №44 все равно трудно пожаловаться на недостаток дополнительных поступлений: у него накопилась уже целая бизнес-империя, которую мы разобрали здесь. А будущую сделку с «Феррари» мы разбирали здесь – она сюда пока не попадает, конечно! 

Шарль Леклер должен докатывать последний сезон по старому контракту за $34 млн (в прошлом году тот же источник давал $36 млн, но Скудерия как европейская команда, скорее всего, прописывает все в другой валюте, и разница в курсах может давать люфты).

Дальше №16 уже заключил с «Феррари» новую сделку до 2029-го с предположительной возможностью расторжения после 2027-го и ростом гонорара до $54 млн к последнему совместному сезону. Сколько еще может упасть на счет звездному монегаску, помимо гонорара? Не так много: по версии Forbes, в 2023-м «Феррари» вообще заплатила ему лишь 14 млн зарплаты и 5 млн премиальных и маркетинговых – а сторонних рекламных заработков у него почти нет, потому что обычно итальянская мегакоманда тоже не приветствует такие сделки и старается замкнуть все подобные активности на себе. Вероятно, оценки уже учитывают все, либо дополнительные суммы и составят только пару миллионов.

Ландо Норрис переподписывает или продлевает контракты с «Маклареном», но уже который год подряд инсайдеры оценивают его сделки примерно в той же вилке: от 18 до 25 млн в год без бонусов или до 27 млн с бонусами. Forbes оценивает его призовые и бонусы в те же 10 млн за 2023-й, а полноценная медиаимперия из киберкоманды, развлекательной сферы и мерча Quadrant запросто может принести еще пару миллионов. И все это – так и без одной победы в «Ф-1»! 

Джордж Расселл как раз переподписал новый контракт с «Мерседесом» на два года вместе с Льюисом Хэмилтоном – и останется на роли лидера команды как минимум до конца действия нынешнего регламента.

Его зарплата тоже наконец вышла на роль топа «Ф-1» – ранее его сделки всегда оценивались дешевле 8 млн, как практически у любого громко показавшего себя молодого гонщика, однако все еще без однозначно весомой роли в команде. Теперь все изменилось – №63 двигается в первые пилоты и лидеры. Бонусы за 2023-й Forbes оценил в 5 млн, а маркетинговые заработки Джорджа пока напрямую зависят от активностей в «Мерседесе» и самой команды,

Фернандо Алонсо в прошлый год – первый сезон сделки с «Астон Мартин» – получил внезапную оценку в 5 млн, и все походило на явный «ветеранский» контракт с большими бонусами за достижения. Однако испанец подписал сделку по гибридной опционной схеме 1+1+1, по которой сам активировал функции продления. На 2024-й он продолжил выступления в английской команде, а на 2025-й пока не решил – но с фееричными результатами (8 подиумов и 4 место общего зачета) рост и базового гонорара выглядит закономерно. Хотя тот же Forbes и за 2023-й оценивает его доходы в 24 млн зарплаты и 10 млн премиальных – доходов от маркетинга Фернандо почти не получает, потому что ради успеха на треке и поддержания высокого уровня подготовки год за годом сокращает вовлечение в спонсорскую активность и предпочитает сокращать любую стороннюю деятельность.

Серхио Перес вступает в последний год сделки с «Ред Булл» – и с учетом результатов в 2023-м и на старте 2024-го продления можно не ожидать. Задача мексиканца – выжать все, что только можно, из финансового аспекта: назаключать как можно больше спонсорских контрактов с долгим сроком и набить как можно больше бонусов и призовых. По версии Forbes, даже в 2023-м благодаря второму месту в общем зачете и двум победам он взял дополнительные 16 млн – с одной стороны, выглядит фантастикой на фоне успехов Ферстаппена, но с другой, формально Серхио и правда оказался №2 в пелотоне, а «Ред Булл» в самом деле обычно щедр именно на оплату достижений.

Карлос Сайнс доезжает последний год контракта за «Феррари» с призовыми и бонусами в районе 6 млн вдобавок к гонорару. Пока у него нет новой сделки, и вполне может так сложиться, что данные условия станут лучшими и самыми выгодными за всю его карьеру. 

Валттери Боттас тоже завершает трехлетний выгодный контракт лидера команды с «Заубером» на 10 млн, заключенный сразу после ухода из заводского «Мерседеса» после десятка побед и шести десятков подиумов. Швейцарская команда явно надеялась на помощь финна в долгосрочном развитии болида, проекта и команды, но нужного рывка не произошло: пока организация стагнировала на границе аутсайдера и середняка, №77 обустраивал жизнь свободного человека и эпатировал публику новым хобби с голыми фотками. Пожалуй, в дальнейшем Боттас крупный и долгий контракт уже не получит – разве что в «Альпин» решат устроить новую радикальную перестройку.

Даниэль Риккардо явно получил нестандартный контракт программы «Ред Булл» с авансом за все маркетинговые мероприятия для кучи новых спонсоров – Visa, Cash App, Hugo Boss, Tudor (сестринский бренд элитного часового Rolex)… Давно вчерашний аутсайдер не находил столько топовых партнеров за раз – и роль одного из самых популярных и медийных пилотов пелотона точно не последняя.

Эстебан Окон и Пьер Гасли получили равные контракты за равные достижения – логично для середняка с амбициями, который пока скорее регрессирует каждый год из-за внутренних неурядиц.

Forbes оценивает их призовые за подиумы в 2023-м в 3 млн, но вероятность повторения таких же заработков в 2024-м кажется призрачной – «Альпин» начала сезон худшей, уже уволила сильного техдира и спеца по аэродинамике и на их места назначала ноунеймов. Остается только уповать на медийность и расширение маркетингового потенциала благодаря инвесторам из Голливуда и сотрудничеству со спортивными знаменитостями. 

Оскар Пиастри только-только переподписал контракт на новых условиях после первого года на «минималке» новичка. После победы в спринте Гран-при Катара и двух подиумов Forbes оценил его бонусы за 2023-й в 5 млн, так что новая сумма выглядит адекватно потенциалу – при грамотно составленном соглашении «Макларен» может вновь сэкономить, если их машина вновь окажется второй по силе в пелотоне.

Кевин Магнуссен – на самом деле, самая загадочная строчка в этом рейтинге. Не так уж много объяснений теоретически можно придумать, за что команда со дна пелотона может платить спешно возвращенному из гонок на выносливость пилоту такие деньги при отсутствии у него альтернативных предложений.

Алекс Албон вряд ли может рассчитывать на больше в команде, с трудом добирающей до потолка расходов даже с учетом всех «исключительных» статей – пока «Уильямсу» все еще не хватает денег, а дополнительные призовые улетают на реновацию завода и смену техпроцессов производства болида. Но еще пара лет как в 2023-м – и англичанам точно придется платить больше или отпускать однозначного лидера.

Ланс Стролл гоняет за команду, принадлежащую его отцу – канадскому миллиардеру Лоренсу. Однако денежные отношения между ними все-таки существуют: изучение отчетов «Астон Мартин» создает впечатление, будто у №18 все-таки назначены какие-то базовые деньги за результаты, из которых даже что-то вычитают по «спонсорской» схеме за какие-то неурядицы. Например, после падения уровня в 2022-м у него снизились и выплаты «за услуги», и возврат в команду! 

Нико Хюлькенберг выглядит более адекватным вложением «Хааса»: творит магию в квалификации, а в гонках держится часто не хуже напарника. Ходят слухи о заинтересованности в нем со стороны «Ауди» – нынешнего «Заубера»: может, на следующий сезон и без трансферов карьера 36-летнего немецкого ветерана приобретет новую финансовую возможность.

Чжоу Гуаньюй гоняет на вполне стандартном контракте середняка с маркетинговыми перспективами, но пока без достижений на треке. Однако он все чаще и чаще побеждает или сравнивается с Боттасом – вряд ли это поможет больше зарабатывать в команде, но оставляет шансы на сохранение места в «Ф-1». Остальное – уже рекламные возможности: китайский гонщик как раз перед стартом сезона назаключал сделок с ASUS, автопроизводителем ZEEKR, DIOR, lululemon и множеством других брендов поменьше.

Юки Цунода по-прежнему гоняет на стандартном контракте пилота программы «Ред Булл» с бонусами за очки и достижения.

Логан Сарджент, скорее всего, получил и вовсе минимальный контракт-продление на пару сотен тысяч, а миллион – наивысшая оценка сверху, которую он только мог получить с учетом всех его маркетинговых вовлечений на американской земле вроде похода на биржу NASDAQ для представления команды.

А чья зарплата больше всего впечатлила вас?

Читайте больше о деньгах в «Формуле-1»: 

Источник: Racingnews365

Фото: Gettyimages/Clive Rose, Mark Thompson, Clive Mason; Panoramic/Keystone Press Agency/Global Look Press