10 мин.

Квята в Бахрейне обидели все: команда, напарник и соперники

Катастрофический Гран-при.

Даниил Квят вернулся в Гран-при после годичного перерыва спокойным и обновленным, но ему все равно нужно многое доказать после провалов 2017 года. В системе «Ред Булл» сейчас сложилась очень шаткая ситуация для всех пилотов, кроме Макса Ферстаппена: Пьер Гасли в основной команде пока не впечатляет, а в молодежном составе своего момента ждет Дэн Тиктум и сверхталантливый Лиам Лоусон.

Гонщику из России нужно показывать максимум возможностей с первых же заездов, чтобы обезопасить свое место в «Торо Россо» или даже снова заинтересовать руководство «Ред Булл» – и пока Даниил делает все возможное. В первом Гран-при сезона в Австралии он воспользовался преимуществом хорошей тактики, обогнал Гасли на трассе и удержал его позади до самого финиша. Наградой Квяту стал один зачетный балл и волна фанатских предложений обменять француза на россиянина в составе основной команды по ходу текущего сезона.

Однако фирменное невезение Даниила никуда не делось. В Австралии пилот «Торо Россо» претендовал на попадание в третий сегмент квалификации, но в решающей попытке оказался прямо перед вылетевшим с трассы Себастьяном Феттелем и потерял несколько ключевых десятых секунды. Во втором Гран-при сезона в Бахрейне Квят вновь пролетел мимо топ-10 на стартовой решетке, но на сей раз его уже подвела команда.

Глупый ляп механиков

Судя по темпу «Торо Россо» в практиках и первом сегменте квалификации, Даниил с напарником являлись вполне реальными претендентами на место в десятке сильнейших и даже борьбу за 6-7 позиции в решающих попытках. Александр Албон на последнем круге второго сегмента отстал от занявшего десятую строчку Кими Райкконена всего на 0,04 секунды — причем его результат оказался далеко не идеальным: молодой таец перестарался и выехал за пределы трассы в 15-м повороте.

Квят был быстрее напарника почти во всех сессиях на Гран-при Бахрейна, так что ему достаточно было проехать чистый круг в свою силу, чтобы попасть в долгожданный третий сегмент. Но решающая попытка не состоялась по вине команды.

Когда россиянин только выехал из пит-лейн, он обеспокоенно спросил у гоночного инженера, почему у на его болид поставили использованные шины. Работник «Торо Россо» молчал полкруга, а потом предложил продолжать как есть. Когда же гонщики впереди Квята проехали первые улучшенные времена, стало понятно, что на старых покрышках россиянин никого не достанет, и его позвали обратно в боксы. Но не на смену резины — по мнению гоночного инженера россиянина, времени на повтор процедуры уже не оставалось. «Что это было, парни?» – пораженно подвел итог квалификации по радио сам Даниил.

После финиша квалификации технический директор «Торо Россо» Джоди Эггинтон признал вину команды словами «провести вторую быструю попытку Дане помешала операционная ошибка».

Подозревать любые конспирологические теории здесь совершенно ни к чему: даже если бы гоночный инженер Квята не молчал полкруга и сразу же отреагировал на запрос своего пилота, ему бы все равно пришлось возвращаться в боксы через весь круг по трассе. Задний ход на пит-лейн запрещен регламентом — потерянное время уже никак было не вернуть. Всему виной именно глупое раздолбайство механиков – «благодаря» ей позицию россиянина сформировали по его установочному кругу. В гонке пилот «Торо Россо» стартовал 15-м.

Ошибка произошла в самый неудачный момент

Квяту должно быть вдвойне обидно из-за пролета мимо топ-10 именно в Бахрейне не только из-за ситуации в целом, но и результатов конкурентов. Пьер Гасли вновь провалился, заняв лишь 13-е место на «Ред Булл» – то есть проиграл даже Албону. Выход Даниила в третий сегмент именно в этот момент стал бы мощным аргументом за рокировку, особенно с учетом явного отчаяния француза.

«С начала уик-энда я не мог разобраться с проблемами, особенно с задней частью машины, – объяснил неудачу Гасли. – Команда попробовала это исправить, но мне не нравилось поведение машины. Сегодня не получилось сделать все верно. У машины неплохой потенциал, и нам нужно понять, как добиться от нее большего. Я поворачиваю руль – и не знаю, что произойдет дальше. В одном повороте все нормально, в следующем зад вдруг срывает. При нажатии на газ машина ведет себя нестабильно. Все это приводит к перегреву и деградации покрышек. Похоже на снежный ком: чем больше скользишь в одном повороте, тем хуже машина держится на асфальте в следующем. Я испытываю большой дискомфорт, не могу пилотировать так, как хочу и привык».

Казалось бы, ничего особенного для новичка — вот только официальная причина понижения Квята в «Торо Россо» в 2016-м звучит примерно как «новый болид ему не подошел». Пьеру точно не стоит расслабляться.

Даниил не стал винить команду

«Почему я не поехал на вторую попытку? Произошел сбой, – сказал сразу после финиша россиянин. – Поэтому не могу оценить свое выступление в квалификации. Извините за такой ответ. Но мне кажется, у нас был шанс пройти в финальный сегмент. Был ли связан сбой с шинами? Может быть, да, а может, и нет».

Квят как достаточно опытный гонщик понимает, что помощь и поддержка персонала ему еще очень пригодятся в последующих 19 Гран-при, а потому даже во вполне очевидной ситуации он предпочел публично не высказывать «Торо Россо» претензии к их работе. Вместо недовольства россиянин лишь понадеялся на повторение результата Гран-при Австралии.

«Наша цель в гонке – заработать очки, – сказал Даниил. – Я вполне уверен в своем гоночном темпе. Надо постараться, чтобы все сработало верно, но, думаю, если все пойдет как надо, после финиша я буду улыбаться».

В гонке Даниила торпедировали

Тем не менее, в воскресенье отыграться не удалось: сперва Даниил застрял за прямыми конкурентами Албоном и Гасли. Когда они поехали в боксы за новыми шинами, россиянин не успел полностью воспользоваться свободным пространством — его торпедировал новичок «Альфа Ромео» Антонио Джовинацци.

В результате Квята развернуло, из-за чего шины на болиде «Торо Россо» пришли в негодность. Уфимскому гонщику пришлось тут же ехать на пит-стоп, где из-за спешки и желания отыграться он немного превысил скорость на пит-лейн и получил пятисекундный штраф. Джовинацци же избежал любого наказания – стюарды признали его атаку на Даниила гоночным инцидентом. Россиянин предсказуемо не согласился со мнением судей – у него состоялся очень эмоциональный разговор с итальянцем сразу после финиша заезда.

«Честно говоря, я с ним и не боролся, но он в меня врезался, – сказал после прессе Квят. – Я не закрывал перед ним траекторию, поскольку у меня были проблемы с резиной. Он был быстрее, я открыл ему траекторию, но он не захотел меня обгонять, он решил в меня врезаться! (смеется). Я не знаю, как ему это удалось – спросите у него. Мне самому интересно! Я даже затормозил раньше, но он затормозил еще раньше. Я оставил ему место, но ему этого не хватило. Мы поговорили, и я считаю это гоночным инцидентом. Произошло недопонимание».

Проблемы со стратегией и управляемостью машины

Ухудшение темпа относительно Джовинацци произошло из-за медленного прокола — из-за него Даниил регулярно сталкивался с недостаточной поворачиваемостью и проигрывал конкурентам в поворотах.

«Я потерял на этом десять-пятнадцать секунд, – объяснил после финиша пилот «Торо Россо». – А потом уже были разворот и штраф».

Далее Квят уже столкнулся с просчетом командного мостика: у россиянина оставался лишний комплект нового «софта», но вместо самых мягких шин на второй отрезок он получил «медиум». Напарник Даниила Албон, в свою очередь, оказался на альтернативной тактике с отрезком именно на «софте» – и впоследствии выяснилось, что именно она и была быстрейшей.

Изучение таблицы со стратегией финишировавших ниже седьмого места показывает, что использовавшие самый мягкий состав шин в первой половине гонки оказались быстрее и выше конкурентов с консервативной стратегией (которую получил и Квят). Особенно показательной была позиция Нико Хюлькенберга до схода из-за отказа мотора: немец сумел прорваться с 17 места на 6-е, обогнать на трассе напарника Даниэля Риккардо и потихоньку отыгрывать отрыв у Макса Ферстаппена.

Даниил же потерял на развороте кучу времени и потому не смог бы вновь опередить Джовинацци без агрессивной стратегии, но в «Торо Россо» не перевели лидера на быстрейшую тактику и оставили на консервативной. Тогда Квят еще не получил штраф за превышение скорости на пит-лейн, так что в таком решении не было смысла.

Соперники растерзали Даниила

К 32 кругу «медиум» россиянина износился ровно так же, как на болиде Боттаса, Леклера, Ферстаппена, Норриса и Райкконена. Вот только их зазвали на пит-стоп практически сразу после появления проблем и первых жалоб по радио — Квяту же пришлось терпеть лишние 4-5 кругов относительно «Макларена» и «Альфа Ромео» и терять время. Неудивительно, что Кими воспользовался преимуществом свежих шин и обогнал россиянина в 10-м повороте, не предназначенном для атакующих маневров. Следом проследовал и как следует прогревший свежий «медиум» Албон — напарник по «Торо Россо» в итоге укатил к очкам вслед за Гасли, а россиянин остался разбираться с потерявшим скорость Кевином Магнуссеном за 12 место.

«Темп Квята был хорош, но у него не было возможности оправиться после инцидентов и вернуться в борьбу за очковую зону», – описал выступление своего пилота Эттингтон.

Трудно спорить: Даниил допустил две серьезные ошибки за Гран-при — слишком агрессивно стартовал и получил в награду сильную пробусковку колес, а также превысил скорость на пит-лейн. Тем не менее, их с лихвой перекрывает объем невезения в виде фэйлов команды и неаккуратности соперников — после сильного выступления в Австралии подобная ситуация словно возвращает в начало 2017-го, где достойные гонки чередовались с провальными. В таком случае Квяту и его болельщикам стоит надеяться только на новый перфоманс в Китае и верить в лучшее.

Квят стал лучшим пилотом Гран-при Бахрейна по данным телеметрии. Его работа рулем идеальна

«Меня чуть не торпедировали!». Реакция Хэмилтона на встречу с Квятом на трассе

Трагедия «Феррари»: вторая гонка проиграна из-за двигателя, Феттеля снова развернуло

Фото: globallookpress.com/Hoch Zwei/ZUMAPRESS.com; Gettyimages.ru/Peter Fox / Stringer, Clive Mason