11 мин.

Глава 12. Фотосъёмка кузовных гоночных серий. Часть 2: «FIA World Touring Car Championship»

Фотосъемка «FIA World Touring Car Championship»

Пилотируют гоночные машины опытные гонщики, например, пилот «Honda» Тьяго Монтейру экс-гонщик «Formula-1». Особое внимание зрителей привлекает к себе многократный чемпион мира француз Иван Мюллер, а также, пожалуй, самый возрастной гонщик мировой серии Габриэле Тарквини.

Первый розыгрыш чемпионата мира по турингу прошёл в 1987 году. Чемпионом мира стал итальянец Роберто Равалья на легендарном автомобиле «BMW M3». После завершения первого первенства проект был временно закрыт «FIA». Возобновление чемпионата состоялось только в 1993 году. Гонки проходили в один этап для гонщиков, участвующих в различных национальных чемпионатах по всему миру. Из-за неудобного для гонщиков и зрителей формата чемпионата и популярности национальных серий и этот проект был закрыт в 1996 году.

В современном виде гонки по турингу получили статус международного чемпионата под эгидой «FIA» только в 2005 году.

Паддок «FIA World Touring Car Championship»

Формат уик-энда в этой серии рассчитан на три дня. В пятницу и в субботу утром проводятся свободные тренировки. Квалификация и гоночные заезды - в субботу и воскресенье соответственно. Всего за уик-энд проходят две гонки по результатам которых чествуют победителя и призёров, а очки идут в личный, командный и иные зачёты. Гоночные заезды этого чемпионата довольно скоротечные. По правилам соревнований гонка длиться всего 40 минут. В первую очередь это связано с ограничением ресурса двигателей машин. В зависимости от гоночной трассы, скорости автомобилей достигают 230 км/ч, но всё же эти соревнования не относятся к наиболее скоростным.

Мне довелось неоднократно присутствовать на этапах «FIA World Touring Car Championship». В первый раз гоночная серия «FIA World Touring Car Championship» посетила автодром «Moscow Raceway» в июне 2013 года и российский этап прошёл с большим успехом и при хорошей погоде. Зрителей привлёк и тот факт, что с этого года в чемпионате выступала российская заводская команда «Lada».

В 2014 году чемпионат привлёк к себе ещё большее зрительское внимание, поскольку в зачёте конструкторов появилась заводская команда «Citroen». Французская марка пришла в чемпионат с долгосрочной программой и была нацелена на результативный финал по итогам года.

С этого же года в составе «Citroen» дебютировал легенда мирового ралли Себастьян Лёб. В пару к нему был приглашен многократный победитель мирового туринга француз Иван Мюллер, покинувший команду «RML» выступающую на автомобилях «Chevrolet». Именно эта титулованная пара пилотов на протяжении последующих двух сезонов привлекала внимание любителей автогонок по всему миру.

          Паддок «FIA World Touring Car Championship» отличается добродушной атмосферой – пилоты дают интервью, общаются с болельщиками. Организаторы устраивают автограф-сессии с гонщиками. Если охарактеризовать паддок этого чемпионата одним словом, то подходит только одно – яркий!

Пит-лейн и стартовая решетка

«FIA World Touring Car Championship»

В 2013-2015 годах этап мирового туринга прошёл в благоприятной солнечной обстановке. Я использовал Canon EOS 5D Mark III и Canon 100-400mm f/4.5-5.6L IS USM, Canon 24-105mm f/4L IS USM как для съёмки на трассе, так и в паддоке, боксах и пит-лейн. Камера эта достаточно универсальная и при должном подходе позволяет снимать все необходимые фотосюжеты на соревнованиях.

На пит-лейн всегда суматошно, но в «FIA World Touring Car Championship» снимать можно достаточно свободно, без существенных ограничений. Чемпионат интересен и своей лояльностью со стороны команд к фотографам – в любой из боксов команд можно заглянуть и отснять необходимый материал. Это позволяет вести съемку в расслабленном состоянии и внимательно наблюдать за работой механиков в боксах.

Мне нравится занять какой-то угол в боксе, где я никому не мешаю и в то же время в любой момент могу снять любой из необходимых мне сюжетов. Например, когда вдруг внезапно появится в боксе гонщик и будет общаться с механиками, готовящими болид к гонке.

Вспышку я не использую при фотосъемке. Значение ISO в гараже приходится повышать до значений 400-1250 в зависимости от условий и освещения внутри гаража. В режиме приоритета выдержки или приоритета диафрагмы в гаражном помещении никогда не снимаю, поскольку камера часто ошибается с настройками и снимки получаются с дефектами. Выдержки при фотосъемке на пит-лейна я использую в основном от 1/60 до 1/640.

Всегда стараюсь уделить деталям, фотографируя автоспорт. В отличии от многих других видов спорта, здесь великое множество деталей и каждая из них влияет на исход соревнований.

Фотосъемка

«FIA World Touring Car Championship» гоночном треке

Крупные планы машин туринга я фотографирую с короткими выдержками, в основном используя 1/800 секунды и 1/1250 секунды. Показатель ISO не превышает 320 единиц, а зачастую достаточно 100 единиц. Диафрагму в таких условиях я использовал от f5:6 и до f8. Для того чтобы показать скорость и выполнить так называемую съёмку «с проводкой» подходят длинные выдержки от 1/60 секунды до 1/125 секунды. В этом случае диапазон работы с диафрагмой составляет от f7 до f18.

Ошибки в настройке диафрагмы ведут к излишней затемнённости снимка, либо напротив, к его засвечиванию, что практически невозможно исправить даже при его цифровой проявке в Adobe Photoshop или ином редакторе.

Интересно прошли гоночные заезды в 2016 году на трассе «Moscow Raceway». В субботу пилоты туринга сражались на трассе в дождевых условиях. В моём распоряжении был Canon EOS 1Dx и новый второй версии Canon 100-400mm f/4.5-5.6L IS USM. Настройки фотокамеры я выставил такие: покадровая фотосъёмка с фокусировкой по центральной точке, формат записи RAW + JPEG.

Несмотря на хорошую технику, из-за недостаточной светосилы объектива приходилось работать на ISO от 400 до 1000 единиц, а выдержки от 1/500 секунды до 1/1250 для крупных планов. 

Снимая репортаж с кузовных гоночных серий, я использую различные фокусные расстояния. Поэтому мне удобно использовать объективы с переменным диапазоном расстояний. Для фотосъёмки проводкой наилучшим образом мне подходят фокусные расстояния от 70 mm до 200 mm. При использовании таких параметров оптики удаётся достичь наименьшего количества брака в снимках и исключить смазанность объекта на фотоснимке. Однако такие фотографии требуют последующей адаптации – кадрирования и другой корректировки в специализированных программах. В свою очередь это зачастую уменьшает разрешение фотоснимка.

Photographer Aleksandr B. Seregin, Russia, Serpukhov, Moscow Region

https://www.facebook.com/asppaimages/

Instagram ASppaImages.COM: @asppaimages

https://www.sports.ru/tribuna/blogs/asppaimages/

https://asppaimages.livejournal.com

https://zen.yandex.ru/media/id/5a5deef3248090e7632fe716

E-Mail: