14 мин.

Истина где-то рядом

Задача генерального менеджера состоит в том, чтобы максимально увеличить шансы на достижение поставленного руководством результата. Если это перестройка и экономия, то речь пойдет о разгрузке платежной ведомости, избавлении от тяжелых контрактов и приобретении молодых и перспективных игроков взамен, которые при всем при этом будут стоить достаточно дешево для узкого кармана владельца.

Коль приходится говорить о переходе на следующий уровень после «ребилдинга», то здесь на первый план выползает назначение более подходящего для этого специалиста или выдача кредита доверия нынешнему тренеру, в сочетании с добавлением пары-тройки много повидавших ветеранов, способных внести свой опыт в руки, сердца и головы более юных партнеров.

А уж когда мы думаем о чемпионстве, о том, чтобы увеличить шансы на выигрыш такого значимого трофея, то автоматически стоит вести речь о каждой мелочи, ведь рано или поздно, ружье, висящее на стенке, должно выстрелить. Или трехочковым в седьмой игре, как Рон Артест, или серией удачных выступлений, как скамейка «Бостона» в первой битве за долгие годы между заклятыми врагами, или же просто пламенной речью в раздевалке. Любая подобная составляющая все равно так или иначе влияет на конечный результат. Поэтому приобретение подходящих ролевых игроков, наем каких-то специалистов по тем или иным аспектам баскетбольного яства, индивидуальные наставники для подопечных… Все это – частички одной головоломки.

Но НБА решила иначе. Менеджеры выбирают иной, более легкий путь, объединяя не дополняющие друг друга звенья одной цепи, а таланты, имена. Чем больше их, тем, якобы лучше. Характеристики отходят на второй план, на первый шагают полосы газет и рекламные вывески: «Он возвращается домой», «Они объединились», «Пять титулов – лично вам». Нельзя винить руководителей в этом, они делают свою работу, увеличивая возможность достижения цели. Только вот у каждой такой инсинуации есть обратная сторона, которую неприятно принимать.

Во-первых, лига становиться значительно скучнее. На примере перехода ЛеБрона в «Хит», можно смело говорить о том, что НБА как соревнование потеряла еще одну конкурентоспособную команду, которая могла потрепать нервы и «Майами» Уэйда и Боша, и «Бостону», и «Чикаго» с «Мэджик». Джеймс – не просто лучший игрок этой лиги, он еще и самый доминирующий исполнитель в ней, это его эпоха, но щадящий режим, в который он ввел себя самостоятельно, согласившись на переход, лишил НБА того прекрасного солиста, коим он стал за долгие годы до прошлого межсезонья. Когда самый сильный и физически одаренный баскетболист лишь трижды за сезон преодолевает когда-то привычную для себя планку в сорок очков за игру, болельщик что-то теряет. Он лишается драйва, он с головой окунается в ощущение, что за флоридцами интересно смотреть лишь в матчах против китов, но никак не на регулярной основе.

Команда просто не возбуждает сознание, ведь ее представители пляшут в полноги. Каждому было значительно приятнее смотреть на то, как ЛеБрон или Дуэйн рвут жилы, чтобы выиграть рядовую матч, в которой их командам было вдруг оказано серьезное сопротивление, нежели на то, как они могут сами же себе создавать проблемы из-за недостатка концентрации и непотопляемого желания дождаться плей-офф. Все эти промахи в решающие минуты… Они именно оттуда. Нет режима «рвать», с которым каждый из трио выходил на площадку раньше. Фокусирование бесповоротно изменено.

Во-вторых, пресловутый выбор между именем и отдачей делается в пользу громкого бренда. Не нужно много знать, чтобы видеть, что, к примеру, Крис Бош просто физически не способен внести что-то эдакое в игру своей команды, делать то, что не под силу другим. Два лучших баскетболиста НБА, пара его партнеров, в силу сочетания своих атлетических качеств, недюжинного таланта и стиля игры, могут с легкостью собрать больше отскоков, активнее страховать трехсекундную зону или увереннее атаковать со средней дистанции, вне зависимости от того, что это – обыгрыш один в один или выход на позицию для броска с помощью избранной тренером (и правильно выполненной затяжной) комбинации.

То, что в итоге пришелец из Торонто может закончить тот или иной поединок, имея жалкое количество отскоков в статистическом протоколе или малое количество очков с плохим процентом реализации и ограниченным количеством попыток – не удивляют никого, это как должное. Это характеристика игрока, не имеющего достаточного влияния на командный рисунок или на результат. Например, в том же матче с «Буллз» перед «крайгейтом» Бош действовал в нападении значительно лучше любого из своих партнеров или визави, но в решающие минуты он так и ни разу не получил возможности набрать пару-тройку очков, не увидел ни одной комбинации под себя и удалился в раздевалку вытирать слезы и сопли своих партнеров. Мало кого волновало, что он попал девять из четырнадцати бросков в том конкретно взятом поединке.

Публика все активнее и активнее призывает руководителей к тому, чтобы обменять Криса на работящую, оборонительную и подбирающую переднюю линию, не требующую мяча и не выпадающую из рисунка. Они просят «Чикаго» времен Джордана и Пиппена, они хотят примерно того же, что и сделал Прести для Дюрэнта и Уэстбрука – атака в руки лучших игроков периметра, оборона в лапы остальным. И эти люди, наблюдая за доминированием Уэйда и Джеймса, их умением приносить очки в любых, даже самых сложных ситуациях, имеют веские доводы для таких заявлений.

Существует поверье, о котором рассказал в свое время Хьюби Браун. Ему же негласно старался следовать и Александр Яковлевич Гомельский. «Если твой большой получает достаточно количество возможностей для того, чтобы забить, если его правильно кормишь, то он сразу же начинает значительно лучше и активнее действовать на подборе и в обороне, у него идет игра, появляется большее желание, он начинает менять исход поединка». Майк Фрателло с ним тогда согласился.

Имя По Газоля времен прошлогоднего розыгрыша плей-офф или начала этого регулярного чемпионата – тому самое яркое подтверждение. Ментальные характеристики испанца, позволившие ему с горем пополам продержаться год на том уровне, который Новицки демонстрирует уже десятилетие, можно отбросить в сторону, как и их безумные сравнения. Разный класс, хотя качество действий представителя «Лейкерс» при полной загрузке выглядело реально впечатляюще, тем самым хоть на шаг, но приблизив его к немцу

Поэтому мы часто и видим Боша без искры, он превращается в статиста на площадке, человека, который буквально не хочет играть или всем видом старается это продемонстрировать. И какой прок от такого исполнителя? Пара-тройка заслонов, худо-бедно подобранный мяч, выдранный из рук более атлетичных лидеров? … Но при всем при этом он остается вывеской, тем, чем еще не стал ЛаМаркус Олдридж.

В-третьих, желание получить кусок дорогого пирога, значительно притупляет вкусовые рецепторы, и, отдав за него достаточно много, ты уже после самого факта приобретения начинаешь задумываться над тем, что вообще делать с вот этим чудом.

Обмен Кармело Энтони в «Нью-Йорк» из этой же оперы. Имя, свой парень, неопровержимый талант. Однако несовместимость со Стаудемайром, которую нужно разбавить правильно подобранными ролями, была видна еще летом, но почему-то о ней мало кто думал. Гонка за фамилией сейчас выглядит значительно слаще, чем погоня за химией, слаженностью и балансом.

Практически одинаковые баскетболисты, не особо жалующие отдачу в обороне, вынуждены играть в одной команде, лишившейся многих продуктивных исполнителей. Тот факт, что Мэло и Амаре, по большому счету, действуют в одинаковом ключе (атаки со средней, агрессивный проход под корзину после пик-н-ролла, редкое, но более-менее эффективное проталкивание оппонента в позиции центрового и умение выходить на линию штрафных, пользуясь физическим превосходством) значительно обедняет структуру построения игры команды. Добавочка в виде первого номера, предпочитающего медленный позиционный розыгрыш, вынуждает этих персонажей перестраиваться. Это требует времени и тренерских задатков. Но насколько сложно сделать это находящемуся на закате собственной карьеры Биллапсу, которому такие действия подарили статус одного из самых заметных лидеров ушедшего десятилетия, а не того, кого швыряли из стороны в сторону? Или же Стаудемайру, почувствовавшему, что «Нью-Йорк» – это свой город? Он ведь начал активнее и усерднее работать над компонентами, в которых раньше позволял себе «филонить», но обрел собственную копию, не дополняющую его, а, скорее, наоборот, удваивающую эти проблемы...

Вдобавок, потеряв значительную часть состава, «Никс» остались с весьма ослабленной ротацией, неспособной прибавить в ряде компонентов. В команде стабильно выпадает один игрок в передней линии, подписывающийся в собственной непродуктивности. Будь это Джеффрис, который должен выходить на площадку только для того, чтобы защищаться на мяче против серьезного противника. Ронни Туриаф, тот самый, кто благодаря знаменитой «ротации Д’Антони» просто забыл, что такое качественный баскетбол на стабильном уровне, потому что игровое время француза не предрасполагало к этому на протяжении всего сезона. Шелден Уильямс и его восемь минут за матч в среднем в майке «Никс» говорят сами за себя. Даже «тот русский, над которым пошутил Блэйк Гриффин», ошибаясь из-за недостатка опыта и не хватая мяч на подборе, все равно привносил вместе с собой громилу под корзиной, способного помешать броску из-под кольца. В результате мы видим, что новичок Филдс, например, вынужден собирать отскоки, вместо того, чтобы отрываться и нестись вперед, как это должны делать игроки периметра в системе Майка при промахе соперника. Статистика Лэндри – это не только плюс в его графу в колонке «претенденты на «Rookie of The Year» второго плана», но и следствие просчетов в действиях партнеров и тренерского штаба.

Нельзя забывать о том, что и сам Д’Антони отнюдь не является образцом тактической гибкости. Вернее, он вообще мало знаком с этим понятием. Рискну предположить, что просмотр фотографий Дарьи Астафьевой сближает вас с ней значительно больше, чем Майка с вставшими перед ним требованиями по изменениям в модели. Стив Керр пытался внести в рисунок «Финикса» последний элемент, какую-никакую защиту, сочетавшуюся с высоким темпом игры. «Санс» были неспособны к тому, чтобы стабильно рассчитывать на серию эффективных оборонительных действий кряду, они слишком легко давали сопернику возможность вскрыть себе вены. Даже такой менеджер, как он, видел, что это единственная преграда на пути к титулу. Поэтому он и попытался внести хоть какое-то изменение. Сделав, правда, это по-своему, комично, как котенок, который только-только учится ходить, но все еще валится на задние лапы. Следов прыти и грации Ар Си Бьюфорда замечено не было.

Вместе с подкошенными ногами пал и клуб из Аризоны, заимевший Шакила в своей раздевалке и в модели «ран-н-ган». Уже спустя два года мы увидели то, что хотел сделать Стив. Джентри сумел видоизменить представителей солнечной пустыни, он исправил главные огрехи предшественника, поставив достаточно неплохую зонную защиту и сделав акцент на глубину и эффективность скамейки запасных, то, чего не хватало «Финиксу» времен статуэток Нэша. И команда заиграла, прошла в финал конференции, показала, что можно бежать и худо-бедно тормозить соперника одновременно. Что мешало сделать это Майку? Нежелание, неумение, страх потерять продуктивность концепции? Скорее банальное отсутствие тактической гибкости. Он исполнитель одного хита, того, что принес ему популярность и миллионы. Но лишь сейчас мы выясним, способен ли этот специалист на что-то большее.

Ведь тогда, четыре-пять лет назад, он этого сделать не смог. Обладая буквально сотканным под зонную защиту Элвина Мэрионом, он так и не смог внести в игру своей команды столь необходимый финальный штрих. А ведь Шон был подвижным тактически грамотным атлетом, достаточно хорошим в ногах, активным в руках и крепким в груди. Он смело мог выйти «на мяч» в любой момент или остаться под кольцом и отработать, вдобавок ко всему, он давал самое главное для любого оборонительного построения подобного рода – подбор. Ведь две «топовых» задачи «зоны» – это закрытие плацдарма возможностей для атаки из-под корзины и победа в конечной битве за отскок после дальнего неточного броска, на который вы заставляете сбиваться оппонента. А ведь это едва ли не единственное, что вы можете применять под Нэша и столь высокий темп.

Люди учатся на собственных ошибках, но в бытность тренером «Финикса» Майк не сильно любил и жаловал подобное утверждение. Изменился ли он? Покажет время, но для того, чтобы достигнуть определенного успеха, вырвать что-то из себя ради остальных должен каждый. Джефф Ван Ганди настоял на том, что небезразличный ему «Нью-Йорк» будет успешным лишь тогда, когда Энтони или Стаудемайр сделают то же, что Кобе Брайант в заключительной четверти игры с «Оклахомой»: рискнут здоровьем и подставятся под тяжелый проход, рухнут на площадку под массой соперника и испытают множество неприятных секунд после приземления. Но они подадут тем самым пример: мы готовы жертвовать собой ради команды. Тогда, по мнению специалиста, за ними последуют и другие. Проблема лишь в том, что ни Мэло, ни Амаре – далеко не мастера отдачи подобного рода. «Никс» испытывают тактические проблемы, но для утверждения в ранге серьезного коллектива, соискателя путевки в Большой Финал, им нужно преодолеть моральные преграды, переступить через себя. На это нужно значительно больше времени, чем месяц после обмена.

Это то, с чем вынуждены столкнуться строители нового поколения, те, кто решил избрать иной путь. Трио создавались и раньше, но там было что-то совсем другое. «Сан-Антонио» делал все пошагово, «Сперс» растили двух звезд под Данкана, прощупывали их, стараясь подстроиться. Когда стало ясно, что Паркер вряд ли будет реально давать огня с дистанции, но при этом потихоньку превращается в самого опасного проникающего малыша в НБА, атакующего из трехсекундной зоны эффективнее, чем едва ли не вся лига, менеджеры и тренеры сошлись в желании использовать это, растягивая защиту. Добро пожаловать, Майкл Финли, Роберт Орри и впоследствии Мэтт Боннер. Нахождение двух, а то и трех хороших снайперов одновременно рядом с Тони, значительно улучшило как саму атаку «шпор», так и эффективность комбинаций команды, рассчитанных под других игроков (Данкан, к примеру, это тут же ощутил).

«Бостон», в свою очередь, поставил ограничение Рэю Аллену, переведя его в «Режим Реджи Миллера», используя Рондо как «адепт Марка Джексона». Если вам кто-то будет рассказывать про сравнение игровых характеристик этих парней, сорвите кусок забора с ругательным словом и прибейте к его куртке гвоздями, чтобы на века. Рекордсмен был атлетически развитым шутером, агрессивным в проходе, способным побегать разыгрывающим, повозиться с мячом и попрыгать на конкурсе слэмданков. Это уже в «Селтикс» он превратился в того, кто принимает предмет раздора в основном лишь в завершающей стадии развития атаки. Легендарный товарищ из «Индианы» имел с Рэй-Рэем мало общего до его переезда в Массачусетс, там значительно большее сходство было с его коллегой Майклом Рэддом. Реджи не мог быть похожим на «Иисуса» вследствие своих физических отклонений, связанных с ранней болезнью.

Но такое распределение принесло «кельтам» значительный успех, ведь каждый старался заниматься своим делом, все имели свои зоны ответственности, и тот, и другой оказались частичкой механизма. Вдобавок ко всему, Эйндж сделал то, что не смог совершить Райли. Он оставил несколько молодых исполнителей, которые, получая жалкое жалование, могли прогрессировать, расти рядом с ними или просто предоставляли ему хоть какую-то площадь для будущих обменов. Пэт имел такого игрока. У него был Бизли, но ему не нужно было строиться вокруг Майкла. Ему просто стоило потерпеть, буквально день или два, для того, чтобы приютить форварда в команде, способной дать «Хит» одного дешевого молодого игрока средней руки, способного расти и даже элементарные права на парня из Европы. Если мы ведем речь о том, что «заговор троих» все-таки имел место, один лишний миллион или пара суток, не сыграли бы большой роли.

Представители «Майами» могли бы рассчитывать на дополнительного ролевого персонажа, на какой-то незначительный, но все-таки элемент в переговорах по минимальным обменам, придающим штрихи, и, наконец, возможность перевезти из-за рубежа исполнителя, способного влиться в обойму так, как это сделал Хаслем. Взамен же флоридцы получили технические пики и вложили 18 миллионов в Джоэля Энтони, лишив себя останков гибкости. Ведь все, на что могут рассчитывать болельщики и функционеры, представляющие новую империю зла – это купленные пики на драфтах или дешевые свободные агенты по типу Дампьера, качеству которого дали оценку с десяток других клубов, забраковав его по состоянию здоровья и неприятному соотношению продуктивности к вреду в раздевалке.

Пол Пирс, непосредственный участник подобных махинаций, уже рассказал нам о новой эпохе, которая стартовала совсем недавно. Это стало своеобразным шоком, который постепенно поглотил всю лигу, изменив ее на полдесятилетия. И пускай сейчас мы возьмем небольшую передышку, связанную как с локаутом, так и с тем, что на рынок выходит Грег Оден (чье тело на 90% состоит из сколиоза (С)) и прочие не самые выдающиеся персонажи. Но в 2012-м, уже при новом коллективном договоре, мы опять с головой окунемся в эпопею, которая еще год назад казалась невероятной, ведь многие искренне верили в то, что «дух соперничества» все-таки возьмет верх. Симпатии к тому же «Чикаго» рождаются именно в этой плоскости.

Суть не в Майкле и его наследии, вернее, не только в них. Руководство решило сделать шаг на точечное усиление, а не на закупку имен, предоставило судьбу клуба в руки прекрасного тренера и Деррика Роуза. Результат их идеи виден сейчас: «быки» могут выиграть конференцию, а их защитник станет самым молодым обладателем титула MVP в истории. Потому что наставник и концепция важнее прихотей игроков, вне зависимости от их статуса. Лига, превратившаяся в шоу марионеток, которыми дергают эго-маньяки и их агенты, получила свой антипод, с радостью утерший им нос за счет «олдскульных» принципов и отдачи. Ведь это все тот же «Нью-Йорк» Пэта Райли, перекочевавший сначала во вражеский Бостон, а затем, завершая турне по восточным спортивным мегаполисам-гигантам, очутился в Городе Ветров. Поэтому клуб из Иллинойса выглядит настоящей живой командой, а не искусственно созданным организмом из пробирки.

В дальнейшем очень многое будет зависеть от подхода к проблеме формирования состава, от работы над чужими ошибками, от дальновидности руководителей, от того, насколько эффективно трезвый ум все-таки охлаждает пылающее желание. Потому что на каждый «Бостон», «Чикаго» или «Сан-Антонио» мы можем получить «Королеву Драмы» из Нью-Йорка или плачущих миллионеров, которые еще недавно плясали на представлении и обещали горы титулов. Каждый из руководителей должен помнить, что истина где-то рядом и просто постараться к ней подобраться на шаг, на полшага ближе, нежели конкуренты. А это уже вопрос специфики и личностных характеристик.

PS: И с каким же упорством рвется наружу простая фраза: «Я хочу верить…»….