12 мин.

Большое интервью. Арсен Венгер: 15 лет в Лиге Чемпионов

Наш сайт: http://www.fc-arsenal.com

Наш паблик: http://vk.com/arsscnews

Чуть более 15 лет назад Арсенал сыграл свой первый матч в Лиге Чемпионов. В сентябре 1998 - четыре месяца после того, как Арсен Венгер привёл канониров к дублю - он повёл своих подопечных в их первую кампанию на пути к "ушастому кубку", начавшуюся во Франции на домашней арене Ленса, действующего чемпиона Франции.

Марк Овермарс вывел гостей вперёд в самом начале второго тайма до того момента, когда Тони Верель восстановил равновесие на второй минуте добавленного времени. Эта потеря очков в стартовом матче группы Е дорого обошлась - Арсенал финишировал третьим позади Ленса, уступив по разнице мячей и выбыли из евротурнира до следующего сезона.

А канониры, конечно, вернутся на следующий год, и на следующий, и на следующий. Фактически Арсенал не проваливал квалификацию в главный европейский клубный турнир с тех пор, и сейчас участвует в лигочемпионской кампании 16-й раз подряд. Кто лучше расскажет об эволюции турнира за последние 15 лет как не Арсен Венгер, который руководил каждой из 159 игр Арсенала в Лиге Чемпионов на сегодняшний день, включая совсем недавнее уничтожение Наполи на Эмирейтс 1 октября.

Босс встретился с Arsenal Magazine, чтобы обсудить, как Арсенал в частности и Лига Чемпионов в целом изменились с того вечера среды на севере Франции в сентябре 1998 года.

- Арсен, как изменилась Лига Чемпионов с 1998 года?

- Первое, о чём стоит сказать - это то, что качество игры значительно выросло - темп и техника сейчас гораздо выше. Затем я бы сказал, что количество претендентов на титул также изменилось, оно выросло. В этом году вы думаете: "О, у нас есть шанс", затем вы смотрите на Европу и думаете: "Там Реал Мадрид, Барселона, Бавария, ПСЖ, Манчестерские команды, Челси" и так далее. Такого в принципе не существовало в 1998 году. Количество команд, способных выиграть турнир, увеличилось. Чтобы показать вам на примере, прошло уже около 10 лет с тех пор, как Мадридский Реал выигрывал Лигу Чемпионов, а они выигрывали его 9 раз. Поэтому я думаю, что в будущем ни один клуб не выиграет турнир так много раз подряд, как Реал Мадрид [когда они побеждали в старом Европейском Кубке с 1956 по 1960 годы].

Ещё одна вещь, которая изменилась - это формула соревнования. Я помню, когда у нас были две групповые стадии, но в сущности телевизионные компании изменили это, потому что аудиторию не интересовали две групповые стадии. Мы отошли от формата чемпионата к более кубковой формуле. Я считаю, что со временем мы нашли настоящее оживление, организовав турнир подобным образом. Каждый год мы встречаемся в Женеве, чтобы проанализировать, что мы можем изменить, чтобы сделать турнир лучше. В первые годы мы придумали несколько больших изменений и усовершенствований, но сейчас всё выглядит так, будто мы изменили лишь детали, потому что существующая формула близка к идеалу.

- Повлиял ли успех Лиги Чемпионов на внутренние чемпионаты и международный футбол за эти годы?

- Я думаю, это помогло увеличить стандарты в целом, но единственная негативная вещь, которую я вижу - это увеличение финансовых различий внутри чемпионатов. Лига Чемпионов - соревнование, в котором хочет играть каждый, очень успешный и очень раскрученный турнир, но это означает, что существует огромная разница в финансовых возможностях между теми, кто участвует в ней и теми, кто нет. Таким образом это создает некоторую проблему на данном фронте. Для меня с точки зрения качества это лучший турнир в мире, и никто не может с этим поспорить. Сегодня когда вы смотрите матчи Лиги Чемпионов, вы видите там лучших игроков мира. Когда вы собираетесь купить игрока, он просто смотрит участвуете ли вы в Лиге Чемпионов или нет. Это показывает, насколько успешна данная формула.

- Пострадали ли Кубок Англии и Кубок Лиги в Англии в связи с ростом Лиги Чемпионов?

- Да, немного. Вот конкретный пример. Когда вы играете в субботу в АПЛ, в среду в Кубке Лиги, в субботу снова в АПЛ, затем в четверг в Лиге Чемпионов, вы знаете, что вам придётся дать отдых игрокам на определённой стадии в течение этих четырёх матчей. Вы не дадите им отдых в АПЛ, вы не можете сделать это и в Лиге Чемпионов, поэтому вам приходится делать это в Кубке Лиги. Вот в этом Кубок Лиги немного пострадал.

- Но сейчас просто участие в Лиге Чемпионов воспринимается многими, как нечто более важное, чем победа в Кубке Англии или Кубке Лиги, к примеру...

- Да, иногда на ранних стадиях кубков вы можете оказаться в ситуации, когда вы думаете: "Ок, я предпочту игру в Лиге Чемпионов, нежели матч Кубка Лиги". Но затем в турнире конфликтов нет. Всё зависит от расписания. Что происходит с Кубком Англии позже, так это то, что если вы пройдёте дальше в турнирах, то четвертьфинал Лиги Чемпионов может конфликтовать с поздними стадиями Кубка Англии. Это случалось с нами ранее.

- Когда вы путешествуете по Европе, замечаете ли вы различия между странами в том, как Лига Чемпионов воспринимается игроками и фанатами?

- Да, конечно. В Англии Премьер-лига настолько крупный турнир, что вы не чувствуете большой разницы между восприятием её и Лиги Чемпионов. В некоторых странах это что-то невероятное - Лига Чемпионов как Кубок Мира. В странах вроде Франции Лига Чемпионов очень масштабное явление. Так же как в таких местах как Турция, Греция или странах, где одни и те же команды постоянно доминируют во внутренних первенствах. Лига Чемпионов - нечто особенное для фанатов. А в странах, которые не признаны как реальная футбольная сила, этот турнир становится возможностью показать, насколько они хороши и насколько велик их прогресс.

Мы же в свою очередь можем играть против Челси или МЮ в субботу, а затем во вторник встретиться с кем-то из них в Лиге Чемпионов, причём сложно сказать, какой из матчей будет важнее. Но далеко не в каждой стране складывается такая ситуация.

- Есть ли самодовольство среди английских фанатов по отношению к Лиге Чемпионов?

- Нет, это не самодовольство. Я думаю, что Лига Чемпионов высоко ценится здесь. Что я имел в виду, так это то, что Премьер-лига очень большой турнир, соперничество настолько серьёзное, что разница между АПЛ и Лигой Чемпионов не столь большая, как в других странах. Так же фанаты в Англии настолько пристрастны, что когда вы играете против другой большой команды во внутреннем чемпионате, это всегда имеет огромное значение.

- Если оглянуться на первую игру Арсенала в Лиге Чемпионов, насколько клуб развился в качестве европейской силы с тех пор?

- Потребовалось несколько сезонов, чтобы привыкнуть к этому. В начале мы думали: "Насколько мы реально подходим этому турниру?". Теперь же мы находимся в том положении, когда один лишь факт непопадания будет означать катастрофу для нас, потому что квалификация в Лигу Чемпионов уже стала своеобразной привычкой. Ощущения полностью поменялись. Мы чувствуем, что подходим этому турниру и, возможно, это стало обычным для нас. Однако, мы не должны забывать, что это не обычно участвовать в турнире каждый год - это награда. Вот, что изменилось. На старте мне было интересно, настолько ли мы хороши, обладаем ли мы достаточным качеством, чтобы жить среди этих команд; теперь на нас оказывают давление, чтобы мы были успешны.

- Оглядываясь на эти 15 сезонов, помимо проигрыша финала в 2006 году, что было самым большим разочарованием?

- Я думаю, мы могли бы выиграть, выиграть тогда, когда у нас были "Непобедимые". Моё разочарование от того сезона в том, что мы играли в полуфинале Кубка Англии против МЮ за три дня до ответного матча четвертьфинала Лиги Чемпионов против Челси. Следовало ли мне пожертвовать Кубком Англии в тот год?

Так же в 2008 году, когда мы были выбиты Ливерпулем после того, как им назначили пенальти в концовке ответного матча, а мы не заработали пенальти в первом матче, когда Дирк Кейт сфолил на Глебе. Вы начинаете вспоминать все года, когда мы могли бы выиграть, но не выигрывали. Вам просто остаётся думать, что вы должны оставаться в этом турнире каждый год, и в один прекрасный момент всё сложится в вашу пользу, и вы обретёте удачу, которой никогда прежде не обладали.

Конечно, у нас был сезон, когда мы достигли финала - мы не проиграли ни одного матча, мы не пропустили ни единого мяча - но после пяти минут вам приходится играть вдесятером против Барселоны. Вот это всё проносится в голове, но это часть игры - вы просто должны сосредоточиться на том, что впереди.

- Почему, на Ваш взгляд, Арсенал до сих пор не выигрывал этот трофей?

- В большинстве случаев это было соперничество в основном среди английских команд. За последние несколько сезонов турнир стал более международным, и теперь выиграть его намного сложнее, чем несколько лет назад.

- Привыкание к разъездам и расписанию - большая часть искусства управления Лиги Чемпионов. Как Вы структурируете выездные матчи в Европе?

- Обычно мы проводим последнюю тренировку дома утром, за день до матча, а затем выезжаем в обед. Затем у нас пресс-конференция по прибытии в город, где состоится игра. Следующим утром мы поднимаем игроков около 10 утра, мы проводим предварительную встречу, где рассказываем им о соперниках и о том, что нам необходимо делать. Затем у нас обед, сменяемый послеобеденным сном, а затем чаепитие.

Мы проводим ещё одну встречу после, перед тем, как отправиться на стадион, на которой мы более подробно говорим о том, как мы хотим играть. Я раздаю указания, и затем мы отправляемся на стадион. После игры мы всегда предпочитаем сразу возвращаться в Лондон. Некоторые команды остаются на ночь в тех странах, где они играли, но мы всегда возвращаемся незамедлительно после игры, вне зависимости от того, где мы играли.

Я поступаю так, потому что мы играем поздно вечером, и это всегда будоражит. Если мы остаёмся в отеле после матча, то игроки не уснут до 3 или 4 часов, а некоторые не будут спать до 5 или 6, потому что сразу после игры очень трудно заснуть. Таким образом, если мы всё же поступим так, то на следующий день нам нужно будить их около 8 часов утра, когда он только уснули. А затем вы теряете ещё и следующий день, потому что вы не вернётесь домой до обеда. Но если вы возвращаетесь обратно сразу, даже если игроки не ложились до 4 часов ночи, вы можете дать им возможность отоспаться до полудня, так что вы не жертвуете сном и не теряете следующий день. Я всегда находил это лучшим способом для восстановления.

- Как сказывается расписание, если Вам предстоит большая игра в АПЛ в выходные спустя три или четыре дня?

- В основном всё опирается на отдых, восстановление, лечение и оценку: кто устал, а кто нет, кто получил ушибы и т.д. Обычно в период между играми Лиги Чемпионов и АПЛ происходит больше медицинской работы, нежели технической. Если вы играете в среду вечером с Фенербахче, а затем играете в 12:45 в субботу с Фулхэмом, что ещё вам остаётся? Вы приезжаете в 5 утра в четверг, даёте игрокам отдохнуть, затем на следующий день проводите восстановительную тренировку, а затем снова отправляетесь в новый отель...

- Это всё ещё одна из первых вещей, на которую Вы обращаете внимание при жеребьёвке группового турнира, насколько длительными будут поездки?

- Это, пожалуй, менее важно, чем 10 лет назад, потому что у нас есть собственный самолёт, так что это займёт всего на час больше времени при перемещении по Европе. Что порой происходит в некоторых странах, так это то, что вы не всегда можете вылететь из местного аэропорта туда, где состоится игра. Поэтому вы должны отправиться в ближайший аэропорт, который открыт в это время, а порой это занимает столько же времени, сколько и сам путь домой. Это может принести больше неудобств, чем основная дорога.

- Арсенал никогда не путешествовал столько, сколько пришлось за последние 15 лет, но успеваете ли Вы осмотреть города, в которых бываете? Побуждаете ли Вы игроков к изучению нового?

- Смотрите, за последние 30 лет я побывал во всех странах мира, но всё, что я знаю - это отели, аэропорты и футбольные поля! Никаких музеев и тому подобного! Всё, что мы видим в городах укладывается в поездки от аэропорта до отеля и от отеля до стадиона. Это не значит, что я не выпускаю игроков, у нас просто не остаётся времени на что-то ещё, так как у нас ограниченные временные рамки для выездных матчей. Когда я был игроком, мы могли провести в пути три дня! Мы занимали поезд. Допустим, мы сыграли в Нанте - мы возвращаемся обратно в Париж. Мы прибываем в Париж в воскресенье ночью, а следующий поезд до дома отправляется в понедельник ночью, чтобы приехать во вторник утром. Всё полностью поменялось. Скорость передвижения по Европе очень выросла. Но негативная сторона в том, что мы не видим страны. Например, когда мы приезжали в Париж после игры в бытность игроком, мы ходили гулять вечером. В наши дни игроки не могут этого делать.

- Заглядывая в будущее, хотели бы Вы видеть Лигу Чемпионов, открытую для большего количества различных команд?

- Сегодня людям доступно для выбора всё лучшее в мире. Людям доступно совершенно невероятное количество матчей на ТВ. Последствия состоят в том, что они будут выбирать лучшее. Люди могут посмотреть игру любой группы, которую только пожелают, но я уверен, что если вы посмотрите на аудиторию, то большинство выберет матчи, в которых ожидается высочайший уровень качества. Люди больше не хотят мириться с посредственностью. Так что, я думаю, это хорошая идея привлекать другие страны в Лигу Чемпионов, но люди не будут на это смотреть - они хотят видеть лучших.

- Стала ли Лига Чемпионов чем-то менее особенным от того, что в жеребьёвке больше одного клуба из одно страны? Двадцать или тридцать лет назад, если Вы попадали в Европейский Кубок, то Вы должны были цепляться за него, потому что это мог быть Ваш последний шанс на долгое время...

- Я провёл более 150 игр в Лиге Чемпионов с Арсеналом, но во времена, когда я тренировал Монако, у нас была только одна команда из Франции в турнире. На пути к финалу у вас были два раунда до Рождества, а затем вы попадали в четвертьфинал. По сути у вас было четыре раунда перед финалом. Сегодня вам предстоит 6 игр, прежде чем попасть в число 16 лучших. Это увеличивает доходы. Раньше игроки из Восточного блока были невыездными, поэтому там было несколько очень сильных команд. В наше время свобода передвижения, так что все хорошие игроки в конечном счёте собираются в одной команде. Таким образом, это значит, что лучшие команды распределяются между тремя или четырьмя странами. Организация турнира, где будут вовлечены все в настоящие дни будет менее интересна. Будут ли доходы от этого достаточно большими? Я так не думаю.

- Наконец, в последнее время поутихли разговоры о создании Европейской Супер Лиги. Как Вы думаете, текущий формат Лиги Чемпионов сохранится в обозримом будущем?

- Да, он сохранится до тех пор, пока УЕФА не потеряет свой авторитет или несколько олигархов не соберутся вместе и не создадут турнир для самих себя. Я надеюсь, этого никогда не случится, потому что важно, чтобы доступ к соревнованию базировался на качестве команд, а не на коммерческой основе. Поэтому я надеюсь, ничего не изменится в этом плане.