8 мин.

Трудно быть королем.

Питер Бодо Париж.

Вы видели его, когда он вытирался полотенцем во время короткого перерыва между геймами в конце второго сета. Голубая футболка прилипла к вспотевшей спине, спрятанное в полотенце лицо, мокрые космы черных волос. Сгорбившись, он наклонился  вперед почти под прямым углом, будто не в силах отдышаться или едва сдерживается, чтоб не вырвать от напряжения и нервов.

Он выглядит стариком, стариком, на плечах которого лежит бремя всего мира, и кто скажет, что это не так. Трудно быть королем. Часть твоих подданных требует от тебя отречься от престола. Суверены замышляют заговоры, нанимая иностранных агентов, чтобы те помогли сбыться их планам о твоем отречении. На темных берегах собираются армии, готовые лишить тебя твоих владений и посадить твою голову на кол. Сложно быть королем, даже если твое королевство сделано из красной глины, как королевство Рафаэля Надаля.

Сегодня Надаль продлил свое необыкновенное царствование на открытом чемпионате Франции, уверенно победив претендента на свой трон, Новака Джоковича. Показав прекрасно отрегулированную игру, которая объединяла в себе безудержную энергию и искусную расчетливость, Надаль, король грунта, обеспечил себе рекордный девятый титул на Ролан Гарросе, победив Новака Джоковича и преградив ему путь к трону со счетом 3-6, 7-5, 6-2, 6-4.

«Я знаю, что в матчах с Джоковичем мне нужно играть на пределе своих возможностей, нужно атаковать», - сказал Надаль после победы. «Но чтобы атаковать, нужно играть уверенно, чувствовать мяч. Иногда ты не особенно хорошо чувствуешь мяч. В начале матча у меня было чувство, что он в большей степени, чем я, диктовал игру. Я выигрывал больше очков на его ошибках, а не благодаря своей игре. И мне нужно было что-то менять. Думаю, что во втором сете динамика матча изменилась. Я сумел заиграть более атакующе. У меня стало больше получаться».

Что есть, то есть – действительно больше. Необычно душная погода повлияла на обоих теннисистов, но после заминки на старте именно Надаль сумел навязать авторитет прирожденного игрока на грунте. В этом ему оказал неоценимую помощь и корт Филиппа Шатрие, не больше-не меньше крепость Надаля.   Как сказал Джокович: «Показывать высочайший уровень тенниса на протяжении всего матча на этом корте, не отставая от Рафы, - в этом нет ничего невозможного, но все же это очень, очень сложно. Конечно, в любой игре случаются спады и подъемы – и это нормально. Я просто надеялся, что в четвертом сете смогу вернуться в игру. Как я и говорил, в начале четвертого сета мне стало немного лучше, но мне не удалось сыграть на максимуме в те моменты, когда это было наиболее необходимо».

Матч начался под ярким солнцем и в приятной атмосфере летнего тепла, а это, как неоднократно отмечалось, благоволило Надалю. Но в начале матча казалось, что или у Надаля  кровь застыла в жилах, или он просто разнервничался. Кроме того, к несчастью для Надаля, давало о себе знать и то обстоятельство, что его форхэнд, который давал осечку за осечкой этой весной (что опять же неоднократно упоминалось), по-прежнему был далек от идеального.

Джокович атаковал форхенд Надаля, как будто не читал все те обзоры после уничтожения Марри в полуфинале, в которых Надаль объявил, что он решил проблему с этим ударом. Ошибки – это одно, но то, как Джоковичу удавалось открыть корт, а потом использовать углы, создавало проблемы Надалю.

Кто бы ни решил, что форхенд Надаля может быть его ахиллесовой пятой, он, наверное, был вне себя от гордости, когда Джокович сделал брейк 5:3. Первые два очка гейма Надаль проиграл на ошибках с обратного кросса. Одно очко ему еще удалось выиграть, а потом он предоставил Джоковичу три возможности сделать брейк. Два брейк-поинта Рафа отыграл, а последний отыграть не смог, ошибившись опять же с обратного кросса. Затем Джокович успешно справился со своей подачей и закончил сет в свою пользу, да и в первых пяти геймах второго сета он, казалось, держал матч под контролем. Но один из фатальных промахов Джоковича в матчах с Надалем в том, что он не может сохранить уровень своей игры, временами, нужно признать, просто великолепной, на протяжении всего матча. Более того, он не всегда играет на ускользающе высоком уровне, когда это более всего необходимо.

В середине второго сета форхенд у Надаля стал стремительно налаживаться – возможно, именно благодаря тому, что Джокович его постоянно атаковал. Это был плохой знак для Джоковича – Надаль сделал брейк и повел 4:2. Впрочем, Джокович тут же дал отпор и взял в свою очередь подачу Надаля, казалось, поймав кураж. Но Джокович начал терять силы, а Надаль сумел сделать то, в чем он такой мастер: без устали гонять соперника по корту в ожидании бреши в его обороне. И такая тактика окупилась сполна в 12-ом гейме, который начался с двойной ошибки Джоковича. Затем Надаль выиграл подряд три очка, два из которых ему принес форхэнд, и не позволил Джоковичу навязать тай-брейк во втором сете.

«Даже несмотря на то, что во втором сете счет стал по четырем, матч все-таки изменился – это не отнять. И это позитивный момент. Условия сегодня были очень тяжелые, очень высокая влажность. Две недели погода была холодная, а вчера и сегодня резко изменилась, и сегодня первый день, когда нам пришлось играть в этих изменившихся условиях.Эта смена погоды, думаю, очень повлияла на нас, сказалась на нашей физической готовности. Сыграв сегодня полтора сета, мы оба подустали». На мой взгляд, хорошо замаскированным переломным моментом матча стал стал седьмой гейм третьего сета. В этот момент Надаль уже сделал брейк и вел 4:2. Но в следующем гейме Джокович довел счет с 40:15 на подаче Надаля до ровно: сначала он выиграл очко, невероятно отбив мяч, на втором очке Надаль ошибся, выполняя тот самый обратный кросс – и эта ошибка вполне могла стать началом конца. Пять раз счет доходил до ровно, но Джоковичу удалось добыть лишь один брейк-поинт, который Надаль отыграл аккуратным, коротким слайсом с бэкхенда. Рафе в конце концов удалось выиграть этот длинный гейм; отрыв 5:2, наверное, показался Джоковичу 52:2, и он тут же капитулировал, опять отдав свою подачу, а с ней и сет.

«Я начал играть довольно плохо, - сказал Джокович о третьем сете, - я плохо двигался, мне физически было не по себе на протяжении всей третьей партии. В четвертой мне стало немного получше, но на решающих розыгрышах ... он показал более качественную игру. Я не играл на том уровне, на котором мне хотелось играть, особенно во второй части матча. Ну, что ж, это спорт».

Джокович еще подал признаки жизни в четвертом сете. Надаль взял брейк в четвертой партии и повел 4:2, но когда исход игры, казалось, уже был очевиден,  его соперник очнулся было из летаргического сна, а Рафа словно потерял почву под ногами. Джокович отыграл подачу, счет стал 4:3, он словно возродился к жизни – казалось, он готов дать бой в пяти сетах.

Но этому не суждено было произойти. Подавая при счете 4-5, он сначала ушел в отрыв 30:0, но две ошибки, а в промежутке между ними диагональная обводка бэкхэндом добыли Надалю матчбол. Затем Джокович сделал двойную – и матчу пришел конец. Возможно, этот матч нельзя назвать лучшим в истории их соперничества, которое уже стало самым выдающимся в открытую эпоху тенниса. Финал Ролан Гарроса стал их 42 встречей;  Надаль ведет со счетом 23-19. Он выиграл, несмотря на то, что проиграл Джоковичу четыре последних встречи, однако Надаль победил в четырех матчах на турнирах Большого шлема, а также во всех их шести сражениях на Ролан Гарросе. После матча оба спортсмена плакали, хоть и по разным причинам.

«Сегодня меня переполняют эмоции», - сказал Надаль, признавая, как сложно ему было смириться с поражением Стэну Вавринке в Открытом чемпионате Австралии несколько месяцев назад. «Конечно, я всегда могу примириться с поражением, но поражение всегда сопровождает тебя на твоем пути, в ходе всей нашей продолжительной карьеры. Иногда случаются такие недели, когда тебе кажется, что ты проигрываешь больше матчей, чем выигрываешь, поэтому поражение – это, если можно так сказать, спутник, который задерживается с тобой надолго. Но я знал, что я хорошо подготовлен. Я был готов. Я показывал хорошую игру. Даже несмотря на то, что мне не хватало сил на протяжении нескольких месяцев, у меня был очень высокий настрой. Я чувствовал в себе столько энергии, и это мне очень помогло».

Джокович иногда кажется стажером Надаля или агентом, посланным для того, чтобы подтвердить: да, победить Рафу на Ролан Гарросе невозможно. 28-летний испанец выиграл этот турнир 9 раз – никто до этих пор столько не выигрывал  турнир Большого шлема. Победив на Ролан Гарросе, он сравнялся с Питом Сампрасом по количеству титулов в турнирах Большого шлема. Зрители, казалось, тоже осознавали значимость момента и поприветствовали Джоковича такими горячими и продолжительными аплодисментами, что у себрского теннисиста даже выступили слезы на глазах.

«Это фантастика, - сказал он, описывая этот момент, - я так благодарен за возможность здесь играть. Конечно, учитывая, как мне хотелось выиграть этот титул и что мне не удавалось это сделать на протяжении нескольких лет, как только я уйду с корта, я буду страшно разочарован. Но со мной это случается не первый раз... Однако то, как меня провожала публика в конце матча, придает мне еще больше сил и мотивации, чтобы возвращаться сюда вновь и вновь в попытке выиграть этот турнир – и в конце концов, надеюсь, мне все-таки удастся завоевать по крайней мере один титул». Что ж, Надалю тоже, вероятно, есть что сказать по поводу этих планов, по крайней мере, в последующие несколько лет. Но он понимал, в каком состоянии был Джокович, и даже извинился во время церемонии награждения – и в этом не было ни капли наигранности - перед своим соперником, чью мечту он вновь разбил.

Что ж, повторюсь, сложно быть королем.

Перевод с английского

http://www.tennis.com/pro-game/2014/06/its-tough-be-king/51710/#.U59nhEDgy84