10 мин.

Самые зарабатывающие клубы по итогам 2022/23: триумф «Реала», доминация Англии, прогресс Италии

Как работал, так и заработал

Аудиторская компания «Делойт» опубликовала свой ежегодный (уже 27-й по счету) отчет о выручке футбольных клубов. В первый раз в истории суммарный доход первой двадцатки превысила 10 миллиардов евро. Эта цифра складывается из трех составляющих:

  • Деньги за ТВ-трансляции и призовые.

  • «Матч-дэй»: билеты, оплаты членства, продажи в дни матчей.

  • Коммерческое направление: контракты со спонсорами, продажа атрибутики клуба и мероприятия на стадионе (помимо «матч-дэй»).

Также важно отметить следующее:

  • В этом отчете выручка не включает трансферы игроков. Насколько я понимаю, это сделано для того, чтобы понять способность клубов зарабатывать на регулярной основе и исключить скачки, вызванные покупками или продажами футболистов.

  • Отчет не показывает затраты клубов, и высокая выручка не обязательно означает прибыль.

Топ-20: лидер - «Реал», но доминирует по-прежнему Англия

Первая двадцатка показана в таблице ниже. В первом столбце в скобочках указано место в предыдущем сезоне (2011/22), а стрелка слева указывает на изменение позиции. Правый столбец отображает изменение общей выручки за год.

Места с 21 по 30. 21.«Астон Вилла», 22.«Бенфика», 23.«Брайтон», 24.«Рома», 25.«Севилья», 26.«Фулхэм», 27.«Лидс», 28.Кристал Пэлас», 29.«Лион», 30. «Эвертон»

Краткие выводы: «Реал» - лидер, в первой десятке все те же клубы, Англия доминирует

  • На первом месте «Реал», сместивший «Манчеcтер Сити». Любопытно, что мадридцы не лидеры ни в одном из видов выручки: «Бавария» лучше с точки зрения коммерции, у «Сити» больше денег от ТВ, а «Барселона» лучше по «Матч-дэй», но в сумме королевский клуб номер один - а значит, у мадридцев самые сбалансированные доходы.

  • В топ-10 попали шесть английских клубов (кто-то этому удивлен?), два испанских (вы их знаете), один немецкий и один французский (вы их тоже знаете). Никаких сюрпризов.

  • Что изменилось за год? В прошлом году в первой десятке были те же самые клубы, только в другом порядке. Топ-клубы имеют такой запас прочности, что даже слабые спортивные результаты («Челси», «Тоттенхэм» и отчасти «Реал») не мешает им оставаться в топ-10.

  • Во второй десятке интереснее - здесь уже видна зависимость между спортивными и финансовыми успехами. «Лидс» и «Лестер» покинули не только АПЛ, но и топ-20, также из двадцатки выпал страдающий «Эвертон».

  • Вместо них три новичка: немецкий «Айнтрахт» (помог выход в 1/8 ЛЧ), новый чемпион Италии «Наполи» и марсельский «Олимпик». Последнему помог спонсорский контракт, заключенный между Лигой 1 и фондом «CVC» - так, «ПСЖ» и «Марсель» на двоих получили 120 млн. евро.

  • Если по предыдущему абзацу вам показалось, что Англия сдает позиции, то имейте в виду, что в полном рейтинге «Делойта» из тридцати клубов аж 14 английских - почти половина! В третьей десятке можно встретить, например, «Кристал Пэлас» и вылетевший из АПЛ «Лидс».

  • Главное финансовое преимущество АПЛ это по-прежнему деньги от ТВ. В этой категории, например, занявший 8-е место в АПЛ «Тоттенхэм заработал больше чемпиона Испании «Барселоны». Более подробный разбор по каждой категории выручки ниже.

  • Если суммировать все клубы первой двадцатки, то коммерческое направление (т.е. в основном спонсоры) по-прежнему главный источник выручки - 42%. Деньги от ТВ + призовые в среднем принесли 40%, а «матч-дэй» - только 18%.

  • Важнейший показатель любой компании - это рост выручки к прошлому году. Из первой десятки лучше всего дела у «Барселоны» (25% роста- в основном, благодаря новым спонсорским контрактам, а также сильному приросту посещаемости). Во второй обращает внимание сумасшедший рост у итальянцев: «Наполи» (+71%) и «Милана» (+50%) - здесь сыграли успехи на поле (чемпионство одних и полуфинал ЛЧ у других), а также окончательное снятие антиковидных ограничений на стадионах.

  • Снижение доходов показали только три команды из топ-20: «Ливерпуль» (5-е место в чемпионате и ранний вылет из ЛЧ), «Атлетико» (неудачная ЛЧ) и «Вест Хэм» (падение с 7-го места АПЛ на 14-е оказалось для финансов клуба чувствительнее, чем победа в Лиге конференций).

Далее я разберу рейтинги по каждому виду выручки с акцентом на клубы АПЛ - все-таки это блог про английский футбол.

«Матч-дэй»: лидер - «Барса», «Тоттенхэм» выше «Реала» и «Баварии», у «Сити» все скромно

Лидер здесь - «Барселона». Феноменальная средняя посещаемость - 83497 зрителя, лучший показатель клуба в 21 веке. И значительный прирост к предыдущему году, благодаря окончательному снятию антиковидных ограничений на стадионе.

Неожиданно, второе место у «ПСЖ» - при том, что средняя посещаемость была только 46 тыс. человек. Мне одному кажется, что здесь что-то нечисто?

Что касается англичан, то, учитывая разную вместимость стадионов, первые два места среди клубов АПЛ ожидаемо заняли «МЮ» и «Тоттенхэм».

Мне же было более интересно сравнить, сколько гранды АПЛ зарабатывают на каждом месте на стадионе, и я сделал следующий расчет.

С точки зрения общей выручки, больше всех в Англии заработал «Манчестер Юнайтед» (3-е место в мире). Это произошло благодаря вместимости стадиона, а также большому количеству домашних матчей (далеко прошли в кубках, плюс удачный жребий, позволивший сыграть много матчей дома). Даже «Сити» провел у себя меньше на две игры.

А вот с точки зрения выручки на одного зрителя, больше всех зарабатывают лондонские клубы: в среднем 78 фунтов у «Челси» и «Тоттенхэма», и 70 - у «Арсенала». Тут все понятно - в столице и уровень доходов выше, и туристов больше. Ну и конечно, нельзя не отметить, что по абсолютным цифрам выручки за «матч-дэй» «Тоттенхэм» - 4-й в мире - выше чем, например, «Реал». Не зря строили новый стадион!

А самый низкий (среди английских грандов) показатель выручки на место у «Сити». Например, за билет на матч с «Арсенала» с «Порту» я заплатил 70 фунтов (место у угла пола, все sold out), а аналогичный билет на матч «Сити» и «Копенгагена» стоит 50 (и билеты до сих пор в продаже). Возможно, это умышленная политика руководства по сохранению более доступных цен, чтобы привлечь болельщиков - известно, что «Этихад» не всегда заполняется.

«Ливерпуль» - единственный клуб из топ-10 со снижением выручки по отношению к предыдущему году - сказались ранние вылеты из ЛЧ и внутренних кубков

Сравнивая клубы АПЛ с другими лигами, не будет забывать, что цены в Англии в целом выше многих стран Европы.

Деньги от ТВ и призовые: прорыв северного Лондона и спад «Ливерпуля»

Здесь у Англии прослеживается четкая зависимость от спортивных результатов (часть денег от ТВ-прав АПЛ распределяется на основании итоговой турнирной таблицы):

  • «Сити» - уверенное первое место в мире и 17% прироста за год.

  • «Ливерпуль» и «Челси» слабо провели сезон, и, как результат, потеряли в выручке. А на «МЮ», похоже, сказалось отсутствие Лиги чемпионов.

  • У «Арсенала» в результате их невероятного прогресса выручка выросла на 28%, а у «Ньюкасла» (взлет в таблице с 11-го места на 4-е) - аж 30% роста.

  • «Тоттенхэм» выбивается из тренда. Несмотря на слабый финиш (8-е место и вылет в 1/8 ЛЧ), «шпоры» показали прирост выручки в 29%. Что тут скажешь - магия Даниэля Леви.

Из других лиг обращает на себя внимание взлет «ПСЖ» и «Марселя». Это объясняется одноразовой выплатой в размере 120 млн. евро (на двоих) от нового партнера французской лиги, компании «CVC».

Возвращаясь к АПЛ, в прошлом году вступило в силу новое ТВ-соглашение о трансляциях за пределами Англии - что также помогло английским клубам нарастить доходы.

Коммерческая выручка: «Бавария» лучшая в мире, «Сити» - в Англии, а «Тоттенхэм» максимально монетизирует стадион

Это вид выручки, куда входят выплаты от спонсоров, мерчендайзинг и нефутбольные мероприятия, меньше других чувствителен к спортивным результатам. Поэтому, например, доходы выигравшего все «Сити» выросли всего на 7% (но в абсолютном выражении они все равно первые в Англии), тогда как у проведшего провальный сезон «Ливерпуля» рост к прошлому году составил 8%

Как известно, шейхи приходят и уходят, а «МЮ» остается лакомым кусочком для спонсоров - коммерческая выручка клуба выросла на 15%! В нынешнем сезоне 2023/24 «дьяволы» сотрудничают с 41 брендом, крупнейшим из которых является «Adidas», выплаты от которого составляют более 100 млн. евро в год.

Опять обращает на себя «Тоттенхэм» – рост в 21%, а в абсолютном выражении команда зарабатывает на коммерческом направлении больше других лондонских клубов. Даниэль Леви проводит отличную работу по монетизации стадиона – там проводятся концерты, матчи НФЛ , а недавно открылся первый официальный картинг от «Формулы-1» – я писал об этом здесь.

А вот «Арсеналу» надо что-то делать, клуб явно недорабатывает на этом фронте: худший из английской «большой шестерки» и всего 11-е место в мире.

Что касается «Ньюкасла», то прирост в 64% явно связан с новыми хозяевами из Саудовской Аравии – оставим это без комментариев.

В целом, английские топ-клубы немного отстают на этом направлении - в первой пятерке мира лишь «Сити». Касаемо клубов из других лиг, хочется отметить первое место «Баварии» - и это без хозяев с бездонной нефтескважиной, а также взлет «Барселоны» - клуб заключил несколько новых спонсорских соглашений, включая крупную сделку со «Spotify».

Что дальше? Англия продолжит доминировать на ТВ, клубы будут больше использовать стадионы для нефутбольных целей

В конце отчета «Делойт» задается вопросом, что будет дальше в среднесрочной перспективе. Выводы такие:

  • В плане денег от ТВ конкурировать с Англией будет очень сложно. Недавно АПЛ подписала новое соглашение на показ матчей с 2025/26 по 2028/29, в результате которого ежегодные поступления вырастут на 4%. Для сравнения, сумма нового контракта на показ Серии А с 2024/25 до 2028/29 на 3% меньше текущего.

  • Действующий контракт Ла Лиги расчитан до 2027 года, а вот права на показ Бундеслиги истекают в следующем сезоне, и сейчас ведутся переговоры о новом соглашении. В Германии были опасения, что ввиду низкой конкуренции в лиге прироста суммы контракта не будет - так что возможно, сенсационный «Байер» помогает сейчас всем.

  • Так как возможности в плане денег от ТВ ограничены, ожидается, что клубы попытаются увеличить доходы от «матч-дэй» и коммерческой выручки, в частности от нефутбольных мероприятий. Клубы будут продолжать инвестировать в инфраструктуру своих стадионов, как это сейчас делают «Реал», «Барселона», «Ливерпуль» и оба клуба из Милана.

  • Стадионы должны приносить доход круглый год, а не только в дни матчей. Опять же приведу пример «Тоттенхэма», проводящего на своем стадионе матчи НФЛ, бокса, регби и концерты.

  • Кто потеснит европейцев? Исторически этот рейтинг включал только европейские клубы, но в этом году, например, бразильский «Фламенго» уже подобрался близко к топ-30, а «Интер Майами» значительно увеличил доходы благодаря приходу Лионеля Месси. Грядущее расширение чемпионата мира среди клубов также должны помочь неевропейским грандам нарастить финансовые потоки. Однако, новый формат Лиги чемпионов и Лиги европы также принесет больше денег европейцев, поэтому Европа продолжит доминировать

 

 Фото от freepik.com, данные от Deloitte, таблицы от меня.

 

«Манчестер Сити» – что было до шейхов?