6 мин.

Любимые хоккеисты нашего детства. Сергей Березин

Интересный цикл получился у «футболистов», про любимых игроков детства. С точки зрения хоккея, я думаю, подобные воспоминания найдутся у каждого, а насчёт многих из «трибунов» и вовсе нет сомнений — бывает, они делятся ими в комментариях или постах.

Я тоже в своё время писал «историческо-болельщицкий» текст — теперь он занял своё место в разделе «о себе» моего профиля, и там в том числе было упоминание и хоккеистов моего детства. Лучше всего запоминаются, конечно, первые — в моём случае их было несколько, но вот россиянин в «первом отряде» был только один — заглавный герой.

Так вышло, что для меня российская сборная по хоккею началась с чемпионата мира 1996 года в Вене — и вопреки бытующему сейчас представлению о том, что 90-е годы для отечественной «шайбы» были годами полной тоски и безнадёги, та команда имела сравнительно неплохой состав, играла и зрелищно, и результативно, и до поры до времени успешно. Тогда ещё успехи начала 90-х не казались чем-то из прошлой жизни, и мальчишке, начинающему смотреть хоккей, глядя на ту команду, легко было поверить в непреложный факт того, что "наши - лучшие"! И, разумеется, эмоционально сопоставить героев прошлого, о которых рассказывал отец, с героями, которые как будто бы совершенно логично обыгрывали канадцев, американцев и словаков на цветном экране недавно появившегося "настоящего японского" ящика. 

Сейчас сложно сказать, сразу ли Сергей Березин был мной замечен и отмечен, или же всё затмили его подвиги в полуфинальной игре с Канадой, которая стала одной из первых трагедий моего восприятия спорта - наши проиграли! Честно говоря, даже спустя время обиднее поражения от канадцев я просто не помню — и ванкуверская катастрофа не вызывала таких эмоций, как и венское дежавю-2005 с неудавшейся игрой в догонялки, и уж тем более матчи Кубков мира, где вообще не было ощущения эпичности и историчности матчей - и не было танталовых мук ускользающей победы. Разве что МЧМ-2009 с секундами имени Эберле тут может стоять где-то рядом, но это уже совсем другая история. 

Так или иначе, но в той сборной, на том чемпионате — как по технике обращения с шайбой, так и по генерируемому «уровню опасности» чужим воротам - Березин был вне конкуренции. Его неслучайно называли "маленьким Буре" (и за скорость, и за "руки золотые", и потому что канадцам чуялась схожесть фамилий), наверное, в тот год мне бы запомнился и Павел - НХЛ тогда гостила на экранах часто и в форме обзоров и записей матчей, но он как раз был травмирован и поэтому в "список первых" наряду с Лемье, Ягром и Тони Амонти попасть не смог. А вот Березин...

Возвращаясь к тому полуфиналу - он, конечно, не может не довлеть в восприятии как того ЧМ в целом, так и Березина в частности. Его тройка с Брылиным и Квартальновым соорудила 2 гола в первом периоде - канадцы ответили двумя во втором. Третий остаётся сухим, а в овертайме наши несколько раз могут завершить матч победой, но ворота канадцев спасают то Джозеф (этот вратарь мне так запомнился, что когда появились EA NHL, я в том числе и из-за него если и изменял Питтсбургу, то с Торонто - где он и с Березиным пересекся), то хоккейный бог, то злая звезда Владимира Воробьёва, у которого на том турнире шайба катастрофически не шла. И вот — буллиты.

Надо сказать, для мальчишеского восприятия буллиты - тем более в их старом формате, по 5 штук, как пенальти в футболе - это не просто средство определения победы, а урок высшего пилотажа, руководство к действию в дворовых баталиях, где помимо собственно хоккея популярностью пользовалась как раз игра в "буллиты" (это когда народу мало, на 2 команды не хватает - 4 человека например, и вот каждый бьёт каждому по 5 раз, определяются лучший бьющий и лучший вратарь - и так играть можно бесконечно!). 

Естественно, главными героями той серии стали КуДжо, Янник Перро (забил решающий) - и Березин (единственный из наших, кто забил, да ещё сделал это дважды). Да, проиграли, но он сделал всё, что мог... Обида за поражение сочеталась с пониманием того, что в спорте даже "один в поле воин" иногда не может добиться желаемого для своей команды. Ничего не скажешь, поучительный турнир и поучительный матч. С тех пор я следил за карьерой Сергея по возможности внимательнее - как раз после ЧМ он и перешёл в Торонто.

Были у него и удачи — 5 неплохих сезонов в составе "союзной банды" в Листьях, за которые он успел забить 126 шайб и дойти с командой до финала конференции в 1999 году.

Были, конечно и неудачи — скомканное завершение энхаэловской карьеры после Торонто (4 клуба за 2 сезона) и - самое обидное для меня - тот факт, что исторического реванша у судьбы за упущенный шанс выиграть хотя бы медали у Сергея взять не получится (уж простите, но "бронза" Кубка мира-96 без даже игры за 3-е место настоящей как-то не воспринимается).

На чемпионате мира он сыграет ещё только раз - в 98-м, когда приедет к Юрзинову несмотря на то, что тот не взял его в феврале на Олимпиаду, где в "команде братьев" он мог бы стать "третьим Буре". 

"Какие обиды, он же меня совсем не знал и со мной не работал", - скажет Березин в интервью.

Однако, тот ЧМ не дошёл до драматических точек, завершившись застреванием во 2-м групповом этапе вследствие проигрыша швейцарцам. Хотя Березин всё равно забил свои 6 голов в 6 матчах (всего их в 26 играх на 4-х ЧМ у него 19).

А в дальнейшем - так сложилось.. Отказником Сергей никогда не был - 3 следующих года был плотно занят в Кубке Стэнли, а потом началась чехарда с травмами и сменами клубов. Говорили, что на игре форварда негативно сказывались не только выбитые колени, но и повышенный контракт, а также собственный бизнес. Правда, в историю другого канадского клуба - Монреаля - Березин войдёт навечно - именно он забил 10000-й гол Канадиенс на домашнем льду.

Швейцарский турнир и стал последним для Сергея в форме сборной. Затем, после НХЛ последует возвращение в Россию - в ещё «добыковский» ЦСКА, откуда только-только сбежал юный Жердев — в итоге, карьеру Березин завершил уже в 33 года, к сожалению, далеко не тем ярким игроком, что блистал на всех аренах в 90-е.

Сейчас человек, в честь которого в Кёльне, где он зажигал когда-то, был создан персональный фан-клуб, чьи делегаты ездили на матчи в Торонто, далёк от хоккея - живёт во Флориде, занимается бизнесом и изредка даёт интервью вспоминающим о нём журналистам. 

Да, "маленький Буре" не повторил судьбу большого - хотя что-то их роднит, безусловно. И карьеру оба завершили рано, и у "большого Буре" тоже был свой турнир "одного в поле воина", который тоже завершился обидной неудачей. Но, несмотря ни на что, свою главную миссию Сергей Березин всё равно выполнил - доставлял людям (пусть даже немногим, хотя немцы тут встанут горой) своей игрой незабываемые эмоции, отголосок которых я попытался вам сегодня передать.