17 мин.

Клаудиньо дебютировал за «Зенит» – его развил бразильский «Ред Булл». Мы в деталях изучили работу клуба

От редакции: прошлым летом, когда шел активный разговор о возможном приходе компании «Ред Булл» в РПЛ, мы рассказывали о работе бразильского «Брагантино». Именно оттуда в «Зенит» приехал атакующий полузащитник Клаудиньо, который только что дебютировал за петербуржцев. Даже если вы уже видели этот текст тогда, предлагаем перечитать под новым углом. Вот, например, на первой картинке, которая и была на этом месте, слева именно Клаудиньо.

Во время карантина, когда главной темой на несколько дней внезапно стал потенциальный приход компании «Ред Булл» в «Уфу», мы много говорили о том, как устроена система ее клубов: разбирались, как игроки перемещаются между командами, вспоминали бизнес-ориентацию «Уфы», оценивали перспективу проекта и даже завели отдельный тег для новостей про «Ред Булл» как организацию.

При этом вопросов становилось только больше, и больше всего хотелось практического представления: как именно «Ред Булл» входит в существующий клуб, ломает ли все под себя или наоборот оставляет свободу, контролирует ли глобальный офис даже микроменеджмент или задает только общее направление развития?

За деталями мы пошли в Бразилию – чтобы разобраться на примере клуба «Ред Булл Брагантино» (бразильцы произносят «Браганчино») и понять, применим ли этот опыт в России.

Похоже на парадокс – где бразильский футбол, а где российский – но появление «Ред Булл» в Бразилии действительно релевантный пример для нас:

• «Брагантино» – на сегодня последний клуб, появившийся в семье «Ред Булл», к его подключению уже были отработаны схемы и готовы гайдлайны – четкие инструкции для всех департаментов

• Россия и Бразилия близки экономически: у них сопоставимые объемы ВВП, страны стабильно рядом в конце первой десятки рейтинга ведущих экономик мира. У экономистов есть даже неформальные названия «тропическая Россия» и «снежная Бразилия»

• И в России, и в Бразилии большое влияние на спорт оказывает политика, хоть решаются таким образом и разные задачи (подробнее о том, как это выглядит и почему тоже приводит к хаосу у бразильцев – ниже)

• Россия и Бразилия похожи инфраструктурно – в том числе, потому что это две последние страны, принявшие чемпионат мира: новые стадионы есть, но ими сложно управлять, далеко не все востребованы после крупных турниров

«Ред Булл» обосновался в Бразилии со второй попытки. Новый клуб вышел в элиту с первой

У «Ред Булл» в Бразилии непростая история: компания зашла туда еще в 2007-м и создала новый клуб с нуля – «Ред Булл Бразил» из Сан-Паулу стал третьим в семье после «Зальцбурга» и «Нью-Йорка» (их приобрели в 2005-м), флагманский «Лейпциг» появился только в 2009-м.

«Ред Булл Бразил» должен был за десять лет добраться до бразильской Серии А, но сначала завяз в чемпионатах штата, только в 2015-м пробился в Серию D, но не смог прорваться выше.

«У команды не получилось выйти из четвертой лиги выше, потому что там специфический формат, много игр навылет в разных частях Бразилии, часто приходится играть на плохих полях и так далее», – объясняет в разговоре со Sports.ru бразильский журналист Энрике Муньос, сотрудничающий в том числе с ESPN.

Родриго Сейшас – автор Correio de Atibaia, локального медиа из Сан-Паулу, который специализируется на «Брагантино» – в разговоре со Sports.ru обращает внимание на схожую проблему, мешавшую «Ред Булл Бразил» пробиваться выше: «Особенность бразильской системы в том, что в первой половине сезона «РБ Бразил» нужно было хорошо выступить в чемпионате штата, а во второй – в Серии D. Но если у команды получалось в чемпионате Сан-Паулу, лидерам быстро прилетали заманчивые предложения, удержать их на таком уровне не помогал даже бренд «Ред Булл», и в Серии D рубился заметно ослабленный состав – поэтому «Бразил» ни разу не смог побороться за повышение».

Когда первоначальный план провалился, «Ред Булл» приобрел клуб Серии B «Брагантино», который основан более 90 лет назад, но никогда не был в топе: максимум – становились чемпионами штата Паулиста в 1990-м и следом выходили в Серию А, последние годы клуб болтался между второй и третьей лигами.

«Ред Булл» оформил сделку по «Брагантино» в марте 2019-го, добавил свой бренд в название и сразу же пересобрал клуб почти с нуля: в структуру перешли многие из «Ред Булл Бразил», из состава остались буквально пять человек, но превратились в запасных.

«Некоторые критиковали «Ред Булл», потому что в Бразилии раньше не происходило ничего подобного, – продолжает Энрике Муньос. – Ругали в основном за то, что компания так ворвалась в клуб с традициями (он хоть и маленький, но с историей), поменяла лого и цвета – раньше «Брагантино» был черно-белым. Но все же люди быстро впечатлились: клуб быстро собрал сильную команду, нашел талантливых бразильских игроков – все видят потенциал, особенно с учетом финансовой устойчивости. «Брагантино» во время пандемии точно пострадал гораздо меньше других бразильских клубов».

Бразильские журналисты соглашаются, что сейчас «Брагантино» уже близок по уровню к самому успешному периоду в истории. В 90-е команда сверкнула: два года перед отъездом в «Депортиво» там провел Мауро Силва, будущий чемпион мира-1994, победы 1989-90 добыты с тренером Вандерлеем Лушембурго, после которого работал Карлос Альберто Паррейра (прямо перед назначением в золотую сборную). Но только сейчас в Бразилии говорят об осмысленном всестороннем развитии клуба.

«Брагантино» в первый же сезон при «Ред Булл» легко выиграл Серию B: семь очков отрыва, лучшие по забитым, меньше всех пропустили – максимально уверенный перфоманс.

«Брагантино» забрали у семьи мэра. Теперь клуб дерзкий, им рулит бывший агент Паулиньо

При входе в проект «Ред Булл» заявил, что инвестирует 10 миллионов евро – не только в новых игроков, но и в клубную инфраструктуру, в том числе часть этой суммы потратили на обновление стадиона. По вложениям в состав «Брагантино»-2020 на втором месте после «Фламенго».

Родриго Сейшас в разговоре со Sports.ru подчеркивает, что до «Ред Булл» клуб был в руках местной политической элиты. «Брагантино» относится к Сан-Паулу как агломерации, но на самом деле представляет 150-тысячный город Браганья в 80 километрах от столицы штата.

«Брагантино» принадлежал влиятельной семье Шедидов: президентом клуба был бизнесмен Маркиньос Шедид – он племянник Иисуса Шедида, многократно переизбранного мэра Браганьи. А с конца 50-х до своей смерти в 2006-м «Брагантино» управлял Наби Аби Шедид – брат Иисуса, который был президентом Федерации футбола Сан-Паулу, вице-президентом бразильской и южноамериканской конфедераций. Его сын Маркиньос, когда принял дела, переименовал в честь Наби Аби домашний стадион. Когда клубом завладел «Ред Булл», Маркиньос стал почетным президентом почти без реальных функций и точно без влияния на развитие.

«Брагантино» быстро объединил фанатов: самые преданные болельщики приняли изменения хорошо, за счет новой аудитории посещаемость вместо двух-трех сотен из предыдущих сезонов доросла до восьми-девяти тысяч на ключевых матчах Серии B.

Клуб дерзок и в коммуникациях: например, о переподписании Клаудиньо, в тот момент одного из главных игроков победного сезона, объявляли таким роликом. Ему за столом предлагают блюда, характерные для штатов, где выступают «Атлетико Минейро» и «Крузейро», которые хотели трансфера. Но футболист отказывается от еды и выбирает банку «Ред Булл».

После выхода в элиту «Брагантино» потратил на семерых новичков 19 миллионов евро: подписал минимум по игроку во все линии, их средний возраст – 21,5 года.

Сейчас главный в «Брагантино» – Тьяго Скуро, он совмещает посты генерального и спортивного директора. 39-летний менеджер был агентом (например, вел дела Паулиньо), два года спортдиректором в «Ред Булл Бразил», полтора – в «Крузейро», а в систему «Ред Булл» вернулся в 2017-м. Когда приобрели «Брагантино», рулить поставили именно его.

Sports.ru позвонил Тьяго Скуро в Бразилию, чтобы выяснить, как именно клуб функционирует в системе «Ред Булл», насколько «Брагантино» свободен в принятии ключевых решений и каково было влияние босса всей клубной системы Ральфа Рангника. 

Первый клуб «Ред Булл» в Бразилии – не ошибка, а основа успеха «Брагантино». Сейчас они юридически не связаны, но плотно работают

– Как только «Ред Булл» пришел в «Брагантино», клуб сразу же получил и финансовую, и организационную поддержку, – рассказывает Скуро. – В структуре «Ред Булл» можно сосредоточиться на игре, на развитии футболистов, на деталях игровой модели, а о технической части думать меньше, потому что компания дает четкие инструкции по всем необходимым направлениям.

Кстати, и в «Ред Булл Бразил» мы работали хорошо – без той работы не было бы такого быстрого роста «Брагантино». Там мы собрали работников клубной системы, адаптировали нескольких игроков под игровые идеи – процесс запустился раньше, чем «Ред Булл» пришел в «Брагантино». «Ред Булл Бразил» – точно не ошибка, успех «Брагантино» сейчас основан на той работе. С чисто спортивной точки зрения там все шло хорошо: отличная академия, много талантливых игроков, вышедших на новый уровень.

Сложности были за пределами поля. В Бразилии трудно создать футбольный клуб с нуля, потому что очень сложно найти свое место в сообществе – все же традиции очень сильны, большинство семей так или иначе связаны с конкретным клубом, отвоевать аудиторию почти невозможно. Мы с этим и столкнулись: почти никто не ходил на матчи, город не обращал на нас особого внимания. Уверен, нам бы удалось выйти из четвертой лиги в третью, во вторую и так далее, но мы были фактически обречены играть на пустом стадионе, существовать в таком холоде, который совершенно не характерен для бразильских клубов. Решение искать другой вариант, которым в итоге стал «Брагантино», приняли в первую очередь поэтому.

На новом месте нас очень хорошо встретили: городские власти поддержали идею, никак не ограничивали с точки зрения названия, логотипа – предоставили полную свободу, понимая: мы знаем, что делаем. Поддержали всю концепцию развития. К тому же мы быстро обрели популярность: стали третьими по посещаемости во всей Серии B, не проиграли дома ни одного матча – и вышли в Серию А с первого места.

«Ред Булл» официально пришел в клуб перед самым началом сезона Серии В, у нас было совсем мало времени на перестройку, поэтому я обещал центральному офису, что на выход в Серию А нам понадобится два сезона – но благодаря игрокам и тренерам мы сразу же не просто боролись на уровне топ-6, как я рассчитывал, а запрыгнули на первое место в районе пятого-шестого тура и никому его не отдавали. Получилось круто, особенно учитывая, что в Серии В были гораздо более именитые клубы – например, «Спорт Ресифи» и «Куритиба».

«Ред Булл Бразил» теперь формально с нами не связан, но мы сотрудничаем в развитии игроков: 17-18-летние дебютируют в профессиональном футболе как раз там, получают шанс, а мы наблюдаем и приглашаем лучших к себе. Конечно, помогаем своими знаниями, с точки зрения методов работы и игровых принципов это единый механизм, благодаря которому у «Ред Булл Брагантино» сразу же есть полноценная система подготовки.

Когда шли лидерами, уже понимали: возможно, удастся сразу выйти в Серию А – готовиться начали еще до того, как официально поднялись. Более активно инвестировали в поиск новых игроков нужного профиля, подходящих для нашей игровой модели, вложились в обновление тренировочной базы. Однако в элите нам точно будет очень тяжело в первый сезон: ясно же, что только за счет денег и трансферов там ничего не добиться. Да даже если взять только деньги: в Бразилии мы далеко не самые богатые, самые состоятельные тратят в три-четыре раза больше нас (однако по инвестициям в трансферы «Брагантино» на втором месте в межсезонье – больше потратил только «Фламенго» – прим. Sports.ru).

В бразильском футболе слишком много политики – это мешает и клубам, и лиге. Но «Брагантино» совсем не такой

Работа в системе «Ред Булл» сразу же ставит нас на шаг вперед всей бразильской футбольной индустрии. Организационно «Брагантино» очень отличается от других бразильских клубов. В них, как правило, слишком много политики, а на нашу работу не влияют никакие выборы, никакая лишняя критика.

У нас очень большая страна, федеральное правительство довольно долго отрицало опасность вируса, слишком многое доверили региональным властям, за это время ковид распространился, и теперь ситуация очень сложная. При этом футбольные команды в июне уже вернулись к тренировкам, а в августе мы рассчитываем сыграть первые матчи Серии А.

В Бразилии клубы – это по-прежнему ассоциации по организационной структуре, тут за последние сто лет ничего не поменялось. Примерно по 300-400 человек в каждом клубе в них входят, они выбирают президента голосованием – и тут вообще нет футбола, все завязано на политике. Выбирают, как правило, не лучшего менеджера, а как раз самого сильного политика. Где-то выборы каждые три года, где-то – каждые четыре.

Это же мешает и лиге: в таких обстоятельствах невозможно действовать по единой стратегии развития, например, в течение десяти лет. Потому что за это время во всех клубах по паре раз сменятся президенты, у каждого будет свой взгляд на то, как именно наладить бизнес-составляющую, как увеличить выручку.

Такая сменяемость мешает сама по себе, а еще и президентами становятся далекие от футбола люди, которые решают за счет клубов другие вопросы – они или не очень понимают, как нужно развивать клубы, либо вообще не заботятся о финансовой эффективности. Для них политическая подоплека и личные интересы важнее непосредственно развития футбола, поэтому в Бразилии невероятно часто меняют тренеров, постоянно подписывают помногу новых игроков – все указывает на отсутствие системы.

Людям, принимающим решения во многих клубах, просто не хватает знания индустрии. Поэтому опора на систему «Ред Булл», где в каждом департаменте предусмотрена траектория развития и каждый четко представляет промежуточные цели – наш большой козырь. Никто не оказывается в клубах «Ред Булл» только потому, что он приятный, удобный или правильный политически.

«Ред Булл» доверяет местным: дает концепцию и наработки, но не влияет на детали и оставляет ответственность локальным боссам

Все, что делают «Лейпциг», «Зальцбург», «Нью-Йорк» и другие клубы системы, мы можем так или иначе использовать сами, но мы не ограничиваемся только ими, стараемся учиться вообще у всех – хоть у «Челси», хоть у «Атланты Юнайтед».

Не верю, что можно скопировать что-то в другой стране и просто перенести. Поэтому у нас в «Брагантино» работают только бразильцы, сюда не переехали люди из Лейпцига, Зальцбурга или Нью-Йорка. Нет никакой команды, которая запускала бы клубы «Ред Булл» по всему миру, мы все делаем сами.

Все клубы «Ред Булл» работают по единой концепции, но мы адаптировали ее к бразильскому футболу: все же бразильцы традиционно более техничные, у нас другие климатические условия, другие традиции, даже трава на поле отличается! Тут было не обойтись без адаптации идей.

«Ред Булл» ищет людей, которые хотят строить яркий атакующий футбол и верят в такие идеи. Например, я работаю именно так, не потому что боссы приказали, а потому что сам хочу видеть как можно больше агрессивных в атаке клубов, гарантирующих зрелище.

При этом мы автономны в своих действиях. Да, есть установленный порядок согласования ключевых решений, обсуждения поворотных моментов, но позиция глобального офиса «Ред Булл» вполне ясна: мы делимся с вами всем, что знаем, вы всегда можете проконсультироваться и воспользоваться наработками более опытных клубов, но все решения принимаете сами, потому что лучше знаете локальный рынок.

Рангник был постоянно на связи и в курсе всего: собеседует тренеров, обсуждает матчи, но не влезает в мелкие детали

С Ральфом Рангником, когда он руководил отделом спорта и развития футбола в спортивной дирекции «Ред Булл», мы общались очень часто – он отвечал за всю систему клубов. Мы обсуждали и матчи, и тренировочные планы, и развитие конкретных игроков. Он был в курсе всего, что происходит с «Брагантино», постоянно делился своим видением, подсказывал.

Особенно это касается ключевых решений – таких, как выбор нового тренера. Ральф участвовал в собеседованиях с кандидатами, затем мы с ним и другими коллегами из главного офиса обсуждали их – но финальное решение принимали сами в Бразилии, ответственность за него тоже несем именно мы, а не Ральф.

Но это именно стратегическое планирование, контроль развития клуба в целом, а не мелкие ситуативные решения. Нет такого, что Рангник смотрел наши матчи и звонил в перерыве, чтобы продиктовать замены или что после каждого матча он оценивал игрока и говорил тренеру, кого ставить на следующую игру – это было бы не просто бессмысленно, а даже глупо.

Все о принципах работы Ральфа Рангника – от Вадима Лукомского: в том числе фишки его игрового стиля

Мы с Ральфом познакомились в 2013-м, я тогда два с половиной года работал в «Ред Булл» спортивным директором (уже после этого вернулся в Бразилию, чтобы работать в «Крузейро»), а он был спортивным директором «Зальцбурга» в тот момент. Рангник – очень приятный в общении, он отлично понимает менталитет бразильцев, это помогает ему в том числе развивать бразильских игроков, примеров за время его работы только главным тренером примеров достаточно.

В 2015-м я ушел из «Ред Булл», но в 2017-м при участии Ральфа вернулся в систему клуба – не знаю, кто был инициатором моего приглашения, но Рангник как минимум его одобрил.

Система «Ред Булл» – плюс в переговорах с новичками. Хотя «Брагантино» не обязан готовить игроков именно для «Лейпцига»

У меня есть амбиции сделать карьеру на международном уровне – это, кстати, характерно далеко не для всех бразильских спортивных директоров, большинству достаточно только местного уровня.

Я вкладываю достаточно много и времени, и средств в собственное развитие, постоянно учусь – в том числе на лучших европейских практиках. Главное – научиться извлекать максимальную пользу при относительно скромных ресурсах. Думаю, именно такой должна быть цель каждого футбольного клуба.

Наша система – один из плюсов при переговорах с игроками: все ведь видят успешные примеры, когда футболисты после удачных сезонов делали шаг выше именно внутри вертикали «Ред Булл». Однако мы не заточены только на подготовку игроков для «Лейпцига», нет такой установки, мы с удовольствием выгодно продадим игрока и в другой клуб, если будут предложения.

Но я бы не сказал, что только «Ред Булл» важен для успешной селекционной работы. Бразилия – уникальный футбольный рынок. За нами, как и за всеми другими заметными бразильскими клубами, очень пристально следят из всех ведущих европейских чемпионатов – на наших матчах постоянно бывают скауты из «Реала», «Барселоны», «ПСЖ», а также из «Зенита», ЦСКА и так далее.

Если бы мы работали не в Бразилии, шанс увидеть игроков именно в клубах системы «Ред Булл» был бы выше, но так как мы и так в центре внимания селекционеров, вариантов продажи всегда намного больше.

***

Разговор с Тьяго Скуро подтвердил: в большой футбольной корпорации «Ред Булл» каждый клуб – не бесправный подчиненный, а скорее дочерняя компания. Корпоративные стандарты соблюдать нужно, траекторию развития задают головной офис и клубы, уже добившиеся успеха, но локальное оперативное управление и вся ответственность – полностью на местных менеджерах.

Именно они вывели Клаудиньо на нынешний уровень – сделаил игроком, в которого «Зенит» верит как в главное усиление перед Лигой чемпионов.

 

Фото: facebook.com/RedBullBragantino; facebook.com/RedBullFutebol; globallookpress.com/Hendrik Schmidt/ZB