5 мин.

Застойное явление. Побежит ли сборная России при Пихлере?

Внимательно изучив биатлонные протоколы, блог «Олимпийские виды» с помощью графиков и диаграмм сравнивает две дружины Пихлера – прошлогоднюю и нынешнюю сборные России – в поисках оптимизма. Но натыкается лишь на любопытные сравнения.

Фото: РИА Новости/СБР/Евгений Тумашов

Про женскую биатлонную сборную говорят часто, много и в общем-то одно и то же. Скоростная проблема в команде Пихлера очевидна и даже на недавнем заседании Правления СБР эту проблему не обошли, пусть и с деликатной формулировкой «есть вопросы к функциональной подготовке». 

Что ж, попробуем определить глубину этих вопросов, а заодно с сравнить с не самыми звучными прошлогодними показателями – вдруг наша женская команда прогрессирует, а мы этого не замечаем.

Как и год назад, определить относительную скорость российских биатлонисток нам поможет давно используемый в биатлоне показатель – скоростное отставание от среднего времени тройки лучших по чистому ходу в спринте, или так называемый «проигрыш коллективному лидеру».

Два слова о том, почему за основу берутся только спринты и почему отставание считается не от одного скоростного лидера, как это принято в биатлонных протоколах, а от среднего времени трех. Со спринтами все просто – они присутствуют на каждом этапе, но в отличие от контактных дисциплин в наименьшей степени подвержены влиянию посторонних факторов. Тактические игры, финишные расслабления и другие временные погрешности в пасьютах и масс-стартах часто искажают скоростные показатели, а индивидуальных гонок в календаре слишком мало, чтобы влиять на общую картину.

Расчет проигрыша трем лидерам, а не одному введен с той же целью – минимизировать неадекватные показатели. Ведь в случае оценки относительной скорости биатлонистов по лидеру очень многое зависит от состояния этого самого лидера – если Мири Гесснер вчера привозила всем полминуты, а завтра начнет привозить по полторы, то секрет будет спрятан в изменении ее формы, а не отставшего пелотона. Вот для чего придуман этот самый «коллективный лидер» – чтобы с его помощью корректировать форму и время быстрейшего для наиболее адекватной оценки скорости всех остальных.

Ну а теперь, после нудной и наукообразной вводной части самое время перейти к наглядным графикам и таблицам. На первой диаграмме можно сравнить среднее отставание ходом российской команды от «коллективного лидера» в прошлом и нынешнем сезоне. Синие кривые – это прошлогодние показатели, красные – свежие декабрьские, утолщенная линия показывает среднее отставание всех вышедших на старт россиянок, утонченная – проигрыш трех быстрейших россиянок.

Как видим, второй год Вольфганга Пихлера в сборной России начинался куда оптимистичнее дебютного – на первом же этапе в Эстерсунде на подиум поднялись Ольга Вилухина и Екатерина Глазырина, общекомандный процент стрелковой точности едва не перешагнул 90 пунктов, а график сигнализирует, что быстрее при Пихлере россиянкам бежалось лишь однажды – год назад на второй неделе Хохфильцена.

Только вот дальше дело застопорилось. Уже в Австрии наши синхронно отступили за психологическую отметку в минуту, причем средний показатель здесь не сильно отличается от индивидуального. За два спринта в Хохфильцене и Поклюке лишь одной россиянке удалось за эту минутную отметку выбежать. Екатерина Шумилова в Хохфильцене уступила чистым ходом «коллективному лидеру» 54 секунды, тогда как остальные расположились на расстоянии 70 секунд и дальше.

Для пущей убедительности стоит взглянуть на второй график, который указывает на временной проигрыш россиянок в каждом из трех спринтов текущего сезона.

Оставим за скобками Светлану Слепцову, чья скорость в двух гонках просто не в состоянии быть предметом для исследования, да и причины ее появления на трассе до сих пор не выяснены.

Лучше обратим внимание на другие любопытные факты – резкое, больше чем в два раза замедление Марины Коровиной и Екатерины Глазыриной всего за неделю, шанс исправить которое выпал только Кате, а также заметное ускорение за ту же неделю Екатерины Шумиловой. Скорости остальных от этапа к этапу падали, но по-разному: у Ольги Вилухиной и Ольги Зайцевой с катастрофической амплитудой, у Екатерины Юрловой едва заметно.

И снова самое время заглянуть в прошлый сезон. На третьем графике представлено три скоростных показателя женской сборной России: среднее отставание ходом по итогам трех первых этапов прошлого года, среднее отставание ходом по итогам всех прошлогодних этапов и среднее отставание ходом по итогам трех этапов текущего сезона.

Чтобы заметить спад Зайцевой никаких графиков не нужно, достаточно пары глаз и неплохой памяти. Про Слепцову уже договаривались не вспоминать, а вот тенденция Ольги Вилухиной настораживает – почти десять секунд ухудшения к прошлогодним. Зато бросается в глаза устремившаяся вверх кривая Шумиловой, попавшей, правда, в минувшем сезоне в основу уже после нового года, и наметившаяся «параболаизация» графика Юрловой, которой, впрочем, до секунд позапрошлогоднего сезона еще ой как далеко.

Ну и напоследок нельзя не вспомнить про вторую составляющую биатлона – стрельбу, за счет которой порой можно компенсировать беспомощность на трассе. Конечно, речь не о тех случаях, когда на каждом километре проигрываешь по десять секунд – здесь уже вряд ли что поможет. Тем не менее, на четвертом и последнем графике можно оценить процент, с которым российские биатлонистки стреляли на трех первых этапах в прошлом и нынешнем году (с учетом всех личных гонок).

Неспроста все-таки Виктор Майгуров на том самом Правлении СБР выделял стрельбу женской команды относительно мужской – ведь россиянки, забежим немного вперед, стреляют (внимание!) аж на целый процент точнее парней! Более того, по сравнению с тем же отрезком прошлого сезона произошло общее улучшение точности на два с половиной процента! И это несмотря ни на испорченную стрельбу Слепцовой, ни на уход из спорта Богалий-Титовец, обеспечивавшей год назад процентовку чуть выше девяноста.

Зато почти 9 процентов добавила Вилухина – вот вам разница между дебютанткой и лидером команды. В пяти процентах, накинутых Юрловой, скрыт секрет ее возвращения в основу, ведь ровно год назад бежала она почти так же, как нынче. А вот где потеряла свои два процента Зайцева неизвестно – списать на новые лыжи вряд ли получится.

Впрочем, искать причины нынешних проблем Зайцевой и компании, пожалуй, нужно все-таки на других графиках. А может быть даже и совсем не на графиках.