5 мин.

Наш женский биатлон спасает Резцова – самая заводная в команде. Ее готовит тренер Болгарии, которого лучше не называть

Российские биатлонистки внезапно выдали достойную гонку и сразу взяли серебро в эстафете – это первый женский подиум в сезоне.

По-честному, для такого результата почти не было предпосылок:

• россиянки за шесть гонок лишь раз попали в топ-5 (Ульяна Нигматуллина в самом начале), тогда же на 8-е место заехала Кристина Резцова – остальные результаты были за пределами топ-15;

• неделю назад в эстафете команда заняла только 8-е место, и не сказать, чтобы кто-то прямо провалил ту гонку – каждая выступила плюс-минус в свою силу;

• в личном тотале лучшая из россиянок – Нигматуллина – идет только 15-й, а по среднему месту в общем зачете перед стартом Россия уступала не только Норвегии без Марте Ульсбю-Ройселанн и Швеции без Муны Брурссон, но еще и Франции с Германией;

• лучшая из наших в спринте – Ирина Казакевич – совместно с руководством решила не бежать эстафету, и это важный штрих: ответственность в командных гонках давит даже при безграничном тренерском доверии.

Россия умеет искрить в эстафетах, когда, казалось бы, не получается ничего. Совсем недавно – в январе 2021-го – женская команда выиграла гонку в Антхольце примерно в таких же обстоятельствах: откровенно слабый декабрь, поиск оптимальной формы, нервная обстановка.

В этот раз до победы не дошло – слишком спокойно дали собрать отрыв на третьем этапе шведке Эльвире Оберг, но в этой гонке было как минимум два момента, когда Россия могла отвалиться очень далеко.

Помните?

1. Стойка Светланы Мироновой, на которую она пришла в лидирующей группе из семи команд, – пожалуй, самый тревожный сюжет дня.

Стрельба в плотном контакте, когда решается что-то важное – испытание, подходящее Мироновой меньше всего.

«На стойке был небольшой ветер, и я уже на допах старалась выцеливать. И думала, что все, это будет фиаско. Но справилась, к счастью. Последний выстрел работала наверняка и попала», – Света не попала вторым патроном, потом пятым и седьмым.

Третий дополнительный патрон мог повернуть гонку для России в любую сторону.

2. Стойка Ульяны Нигматуллиной – еще один стресс (куда менее ожидаемый).

«Делала все как обычно: начинала поспокойнее, чтобы справиться со стрельбой. С лежкой получилось отлично, со стойкой извиняюсь, что попортила всем нервы. У меня тут не получается из-за сложностей подхода, никак не могу справиться», – объяснялась Ульяна после финиша.

Обычно надежная биатлонистка вообще ушла на дополнительные патроны с тремя промахами – это выглядело досрочным финишем, но Ульяна не просто попадала, но и делала это с удивительной скоростью: по семь с небольшим секунд на каждый доп.

Нигматуллина снова зажгла на третьем круге (накрыла убежавшую в 17 секундах француженку Хло Шевалье и отыграла 25 секунд у австрийки Швайгер), но главная эмоция гонки – конечно, финиш Кристины Резцовой.

Решение отправить Кристину на последний этап выглядело очевидным еще после прошлой эстафеты, какой бы критерий ни брать за основу:

• в команде нет никого быстрее – ни Казакевич, ни Миронова по средней скорости сезона не превосходят Резцову, а в контактной борьбе ее ход становится еще важнее;

• у Кристины вторая точность стрельбы в команде (после Нигматуллиной) – 82,86%, причем абсолютно одинаковая и стоя, и лежа;

• пока она проводит стабильный сезон: все личные гонки в зачетной зоне, лишь один стрелковый провал (5 промахов в пасьюте Эстерсунда) и редкая универсальность – одинаковая для контактных, раздельных и командных дисциплин;

• наконец, Кристина пока просто самая уверенная и раскованная биатлонистка в команде. Она не избегает борьбы, не зацикливается на ошибках и не боится ответственности – большая редкость для женской команды. И если кто-то из нее возьмет личный подиум в этом сезоне, то Резцова – пока самый логичный претендент.

На четвертом этапе Кристина разобралась с француженкой Жюстин Брезаз, не подпустила Анну Солу и Франциску Пройс и даже была неподалеку от золотой борьбы с Ханной Оберг. Два промаха на 20 секунд задержали Резцову на стойке – при чистой стрельбе до выходившей с круга шведки оставалось бы секунд 15-20. 

Наверное, сейчас неправильно заострять внимание на том, что Резцова готовилась к сезону по конспектам Виталия Норицына (бывшего тренера сборной, а с 2020-го шефа болгарских женщин), хотя подробности от Кристины вызывают вопросы к Минспорта:

«Мне не дали записать Норицына официальным личным тренером. Вроде бы потому, что работает со сборной Болгарии, хотя у него и гражданство, и образование российское, по идее, это позволяет ему легально тренировать. Просто человек помогает мне по доброте душевной, а у нас так заведено, что работа с кем-то внештатным вызывает порой... Не знаю, как объяснить.

Всеми силами стараюсь не влезать в подводные течения, не касаться того, как он ушел из СБР. Не хочу лишний раз трепать кому-то нервы, поэтому не стала углубляться в эту тему», – странно, что личным тренером можно указывать даже откровенных пассажиров, но не человека, который помог сборной найти лидера.

Наверное, это действительно показательная деталь: обязательная централизованная подготовка в последние годы все чаще выглядит атавизмом, а примеры Резцовой, Нигматуллиной и даже Сливко разрушают принятый в России уклад, но делают команду сильнее.

Это точно не упрек старшему тренеру сборной Михаилу Шашилову – возможно, при другом шефе Кристина сейчас топтала бы трассы на Кубке России, а в сборной обитали бы совсем другие герои. 

И тогда в ней было бы еще меньше жизни, огня и смысла.

Кубок мира, Хохфильцен

Эстафета 4 х 6 км

1. Швеция (Линн Перссон, Анна Магнуссон, Эльвира Оберг, Ханна Оберг) – 1:13.52,5 (1+8)

2. Россия (Валерия Васнецова, Светлана Миронова, Ульяна Нигматуллина (Кайшева), Кристина Резцова) – 00.29,1 (0+10)

3. Франция (Анаис Бескон, Анаис Шевалье-Буше, Хло Шевалье, Жюстин Брезаз-Буше) – 00.59,2 (0+14)

4. Германия (Ванесса Фойгт, Дениз Херманн, Ванесса Хинц, Франциска Пройс) – 01.06,5 (1+10)

5. Украина (Ирина Петренко (Варвинец), Юлия Джима, Дарья Блашко, Елена Пидгрушная (Билосюк) – 01.33,0 (0+13)

Фото: РИА Новости/Александр Вильф; East News/JOE KLAMAR / AFP; Gettyimages.ru/Stanko Gruden