6 мин.

Поверим в чудеса

Произвольные программы в мужском и женском одиночном катании принесли немало интересных сюжетов, неожиданных поворотов и завершились в итоге если не сенсационно, то неожиданно.

Никого не слушай

Уровень европейского женского катания на сегодня не столь высок, чтобы обращать серьезное внимание на фигуристок не из последней разминки. За исключением одной. Забившейся после проваленной короткой программы во вторую группу Алене Леоновой в очередной раз требовалось проявить характер, и в который уже раз подтвердить свойственный ей принцип «чем хуже, чем лучше».

Как часто бывает у Алены, первый же элемент – каскад из двух тройных тулупов, выполненный идеально, задал настрой всей программе. Это вообще становится фирменным стилем Леоновой – либо завалить все выступление подчистую, либо выдать нечто расчудесное – третьего, кажется, уже не дано. Арбитрам в полете «иствикской ведьмы» не понравились три вещи – неправильное ребро на лутце, выезд с флипа и компоненты программы. Первые два пункта можно назвать мелочами, на которых россиянка потеряла не больше трех баллов, но вот низкой для Алены второй оценке находится лишь одно объяснение – ранний стартовый номер.

Своим выступлением на чемпионате Леонова лишний раз подтвердила верность поговорки, придуманной еще при старой системе судейства – выиграть медаль короткой программой нельзя, а вот проиграть можно. Тем не менее, ее прорыв  с 13-го места в короткой на итоговое 5-е заслуживает уважения.

Первой на лед в группе сильнейших выпало выходить другой россиянке – Ксении Макаровой. Медаль после уверенного и, главное, заслуженного второго места в короткой программе казалась такой близкой и доступной, что обычно хладнокровная и надежная фигуристка занервничала с первыми аккордами музыки Эндрю Ллойда Вебера. Устояла, хоть и качалась, Макарова на флипе и втором тулупе в каскаде, затем попала под холодный душ двух сорванных риттбергеров, но нашла в себе резервы не развалиться и сносно выполнить вторую половину программы. Попасть на пьедестал после такой неровной и смазанной программы можно было только в случае не менее серьезных ошибок главных соперниц.

Итальянка Каролина Костнер, выступавшая следом и отстававшая от Макаровой на семь баллов, шанса ей не предоставила – лишь однажды упала с риттбергера и напортачила на выезде с флипа. Такие провинности для фигуристки, заслуженно обласканной судьями богатыми баллами за компоненты, что слону дробина, и трехкратная чемпионка Европы получила основание надеяться на очередной титул.

Тем более, что лидер после короткой программы финка Киира Корпи с этой ролью не справилась и прыжковую часть своей программы смазала более чем наполовину. Из семи элементов без снижений судьи оставили только один, а на остальных шести Корпи потеряла около восьми баллов. Но, тем не менее, оказалась выше Макаровой не только по сумме, но и в произвольной программе, превзойдя россиянку второй оценкой на искомые четыре балла, разделившие в итоге третье и четвертое место.

Казалось, теперь Костнер путь к золоту был открыт, и выступление хозяйки льда Сары Мейер останется пустой формальностью. Если бы не одно но – швейцарка объявила, что это ее последний турнир, и вышла кататься, как последний раз в жизни. По сложности и вычурности ее программы уступали многим на этом чемпионате – в них много белых пятен:  нет каскада из трех прыжков, каскада из двух тройных, риттбергера. Но качество и чистота исполнения элементов, которыми Сара владеет, сделали свое дело – она хоть и проиграла Костнер в произвольной программе три балла, все же стала чемпионкой Европы и завершила свою карьеру мечтой – победой на глазах родной публики.

Артуро

Диспозиция в мужском одиночном катании перед произвольной программой смотрелась весьма непривычно – вырвавшаяся вперед  тройка молодых львов готовилась отбивать натиск повидавших свое вожаков. Ну а для российских зрителей интерес, как и в женском катании, представляла вторая разминка, куда угораздило попасть Константина Меньшова.

Такого Меньшова, наверное, никогда не видел даже его тренер Евгений Рукавицын. В образе Константина на лед вышел какой-то новый, неизвестный до сих пор фигурист, способный кататься по лучшим мировым образцам. Злой, агрессивный, голодный, но знающий себе цену и забывший обо всех своих комплексах, он вихрем носился по льду. Два кристальных четверных (один в каскаде), невесомые прыжки, высекающие искры дорожки шагов – показалось, что судьи даже начали переглядываться между собой в недоумении: «кто это»?  

Лишь один сбой в концовке, который и сбоем-то не назовешь – одинарный тулуп вместо двойного, прилепленный к акселю, не помешал зрителям стоя наблюдать за финальными секундами программы. Судьи побоялись давать незнакомцу много баллов за компоненты (десятое место), зато с лихвой воздали ему за технику – второй результат почти вровень с Жубером, позволивший стать в итоге седьмым. Где же ты был раньше, Костя?

Бриан Жубер выступил знатно – прорвался из третьей разминки на пьедестал, стал лучшим в произвольной и вернул к жизни своих почитателей. С четверным, но без падений, с улыбкой, но без празднований –  он мог выигрывать это чемпионат, но слишком дорого заплатил за ошибки в короткой программе. Догнать соотечественника Флорана Амодио Жуберу не удалось, да и повода тот не дал – оплошал только на выездах с риттбергера и флипа, зато заставил весь зал танцевать вместе с ним. Оказывается, можно доставлять удовольствие публике разными способами -  в том числе и танцем, придуманным Амодио вместе с Николаем Морозовым. И кто скажет, что такой стиль в фигурном катании не имеет права на жизнь?

Единственный нюанс, который смутит внушительную часть сообщества любителей фигурного катания – снова победил фигурист без четверного прыжка. Амодио даже не пытался его вставить в программы, а так делают в двух случаях – либо когда не умеют, либо когда уверены, что добьются успеха без него. В остальном француз был хорош, а по компонентам, так и вовсе лучше всех, и победил, пожалуй, заслуженно. Бронзу, тоже вполне закономерно, завоевал чех Томаш Вернер, а его соотечественник Михал Бржезина готов был провалиться под лед после множества срывов и закономерного падения глубоко вниз по таблице со второй позиции.

Последняя надежда российской сборной в одиночном катании – 17-летний Артур Гачинский, наверное, сделал все что мог. Кинуть в него камень за 5-е место, за падение с почти выполненного тройного акселя и за бабочку на том же акселе в каскаде, рука не поднимется ни у кого. Парень справился с проблемами роста, вышел на приличный взрослый уровень, нормализовал прыжки и теперь должен шаг за шагом двигаться вперед – времени у него много.

Чемпионат Европы завершен, и выступление сборной России на нем назвать однозначным сложно. Четыре года подряд наши фигуристы не уезжали без золотых медалей, поэтому назвать удачным турнир язык не поворачивается, но с другой стороны, россияне обеспечили максимальное присутствие в каждом из видов на чемпионате Европы 2012 года в Шеффилде – это безусловный шаг вперед, как и выступление обновленной команды в целом.

ДОБАВИТЬ БЛОГ В ЛЕНТУ