9 мин.

В «Зените» не скандалили со времен Денисова. Ровно 10 лет назад он поднял бунт русского костяка – из-за зарплат Халка и Витцеля

Кержакова даже снимали с игры в перерыве.

Неконтролируемый шум из-за привоза защитника «Зенита» Дмитрия Чистякова с «Ахматом» нарушил образ самого стабильного клуба страны. Запутавшийся гендиректор Александр Медведев (то выводил игрока из состава, то загадочно нервничал) напомнил времена, когда петербургский клуб пошатывало от внутренних противоречий.

Самая громкая история случилась 10 лет назад. 

Полыхнуло из-за зарплат легионеров, которых русский костяк сам предложил позвать

В 2012-м «Зенит» был точно не слабее сегодняшнего: петербуржцы оформили второй подряд титул в чемпионате России (в том числе в переходном сезоне), выходили в 1/8 финала Лиги чемпионов.

Чтобы продолжить прогресс, русский костяк «Зенита» задумался о пополнении качественными легионерами.

«Чтобы в «Зенит» пришли два-три иностранца – это была моя идея, – рассказывал в 2018-м Игорь Денисов. – Я встречался с руководителями клуба, разговаривал со Спаллетти: «Пожалуйста, пригласите сильных футболистов». Моей мечтой было дойти до полуфинала Лиги чемпионов. Мы выиграли Кубок УЕФА, Суперкубок Европы, оставалась ЛЧ. Выиграть ее российскому клубу нереально; если какой-то президент скажет, что собирается это сделать, – это все, ку-ку. А вот в полуфинал тому «Зениту» было вполне по силам выйти.

Я пошел разговаривать со Спаллетти, он меня поддержал. Мы вшестером – костяк команды, фамилий называть не буду – собрались с руководителем клуба. Я говорил: «Поднимите зарплату каждому до 3,5 млн евро и спокойно приглашайте игроков хоть на 10, хоть на 20 млн». 

Спаллетти подтверждал: разговор с руководством был, босс «Газпрома» Алексей Миллер обещал новичков.

В итоге летом «Зенит» взорвал трансферный рынок – в Петербург за рекордные деньги приехали Халк и Аксель Витцель. Но приезд сразу вызвал неприязнь у того самого костяка – по словам Денисова, он и россияне из «Зенита» рассчитывали, что получат повышение зарплаты с приездом новичков. Но этого не случилось – как говорил Игорь, о трансферах он узнал в расположении сборной, а по поводу повышения зарплат руководство им сказало: «А вы подождете».

«Зенит» все мы поднимали с колен. Мы выигрывали еврокубки и делали «Зенит» самым сильным клубом страны. В 2003 году Халк пришел бы к нам? Нет. В 2004-м? Но он пришел в тот «Зенит», который мы сделали. Тогда в «Зенит» хотел прийти Уэсли Снейдер. Я говорил: дайте ему зарплату хоть 8 млн – только чтобы он пришел к нам. Но вот этот костяк должен получать больше, чем сейчас. Потому что это… правильно», – говорил Денисов.

Неудивительно, что отношения с иностранцами сразу не сложились. Вот как первые дни в России вспоминал Халк. 

«Самым большим разочарованием был период сразу после приезда. Я ожидал другого приема. Неожиданно некоторые русские стали завидовать. Я пытался общаться, как-то сгладить отношения, но было тяжело. Забивал голы, а они их даже не отмечали. На тренировках почти со мной не общались. Спустя примерно три месяца я пришел к президенту (Александру Дюкову – Sports.ru) и сказал, что хочу уйти из клуба. Он ответил: «Куда ты пойдешь, ты что, с ума сошел?» – рассказывал Халк.

Денисов взбунтовался перед матчем с «Крыльями». Спаллетти отправил его в дубль – а потом (за компанию) и Кержакова

Первую половину сентября «Зенит» прожил без публичных разборок, но проиграл дома «Тереку», а потом разгромно уступил «Малаге» (0:3). Через четыре дня был выезд к «Крыльям Советов» – и в заявке на игру неожиданно не оказалось Денисова. А по ходу матча заменили Александра Кержакова. «Зенит» проигрывал 0:2, но отыгрался и спас ничью.

«Правда в том, что команда неспокойна, потому что некоторые футболисты считают, что находиться в таком вот неспокойном состоянии – правильное на данный момент решение, – возмущался Спаллетти. – Они должны понять, что их образ мысли неправилен. Та идея, которая есть в головах у этих людей, ошибочна. Но от этих идей страдает вся команда. Поэтому с этой проблемой нужно разбираться, поскольку видно, что, если не принимать каких-то мер, мы проигрываем. Но после того, что мы увидели во втором тайме, наши болельщики могут быть спокойны — все будет нормально».

Как вспоминал Денисов, изначально тренер с пониманием отнесся к его позиции, но ситуация резко изменилась после игры – как раз из-за неудачного результата.

«Он сказал: «Ребята, знаю, что происходит. Кто не хочет играть – подойдите ко мне, мы решим вопрос». «Крылья» к тому моменту шли невысоко, игра была не самая важная, – рассказывал Денисов. – Я подошел: «Сеньоро, я не готов играть. Вы знаете – по каким причинам». Мы пожали руки, вопросов не было. За два часа до собрания в день игры пришел руководитель клуба и вызвал меня с тренером. «Игорь, мы готовы дать тебе такую-то зарплату» – «Подождите, мы ж не на рынке. Мы на выездной игре. Давайте прилетим в Питер и спокойно поговорим». Все. Но здесь «Зенит» проигрывает 0:2 к 20-й минуте, начинается тряска, и Спаллетти после матча говорит: «Люди думают не о футболе, а о деньгах».

Как писали инсайдеры, у Денисова случился конфликт с Халком перед вылетом в Самару – капитан «Зенита» после игровой стычки на поле отказался общаться с бразильцем, хотя тот просил о разговоре с тем самым русским костяком (с участием переводчика). Кержаков же, по неофициальной версии, прямо в перерыве самарского матча поддержал Денисова, после чего Спаллетти снял его с игры. И затем вместе с опорником отправил в дубль. 

«Если говорить о Кержакове, то в этот неспокойный для команды момент он явно продемонстрировал, что хочет думать только о себе. В этом клубе мы все вместе. Все люди, принимающие участие в общем деле, стараются много работать, чтобы двигаться вперед. Достаточно выйти и посмотреть, что происходит на базе. Мы не хотим брать с собой тех, кто не хочет двигаться с нами вперед и расти», – так итальянец сопроводил нападающего во вторую команду.

Чтобы избежать штрафов, отстраненные игроки подчинились и даже провели один матч за второй состав.

«Если честно, я не понял, за что [отправил в дубль]. Говорят, что нарушил режим? Не было такого, – объяснял Кержаков свою позицию. – Перед отправкой в дубль мы со Спаллетти поговорили. Он вроде объяснил мне свое решение. Но потом, на пресс-конференции, выдвинул совершенно иную версию, стопроцентно абсурдную. По крайней мере, я воспринял это именно так.

Я не хочу дальше обсуждать тему Спаллетти, потому что этот человек оказался двуличным. Мне кажется, что прямые люди добиваются большего, но, возможно, кто-то думает иначе. То, что он выиграл с нами два чемпионства, Кубок и Суперкубок России, – здорово. Спасибо ему за эти победы. Именно поэтому я не хочу смешивать в кучу профессиональные и личные отношения с ним».

Через сутки «Зенит» выступил с нетипичным для российского футбола заявлением: «Данные требования, которые клуб считает необоснованными, Денисов впервые огласил еще в мае. Контракт с Денисовым действует до 2015 года, и его заработная плата – одна из самых высоких не только в «Зените», но и во всем российском чемпионате. Зарплата адекватна высокому уровню Денисова как игрока, и сопоставима с доходами игроков аналогичного уровня в европейских клубах.

Клуб предлагал Денисову продление контракта еще на два года с сохранением текущих условий, однако не встретил понимания со стороны футболиста. «Зенит» считает, что нарушая соглашения с клубом, Денисов ведет себя непрофессионально, тем самым дискредитируя себя как игрока клуба и сборной России, нанося серьезный ущерб своей репутации».

Денисов ответил через «Спорт-Экспресс». «Понимаю, если бы к нам приехали Месси с Иньестой: они, наверное, заслуживают любого коэффициента. Но сейчас некий дисбаланс налицо, и я попытался дать это понять руководству, поставив вопрос о повышении своей зарплаты», – говорил он и требовал встречи с Миллером, поскольку считал, что тот не в курсе всей ситуации.

Гендиректор питерского клуба Максим Митрофанов занял твердую позицию: настаивал, что Денисов вернется в состав только после публичных извинений. При этом продавать его «Зенит» не собирался и угрожал, что Денисов отработает контракт (который действовал до 2015-го) в дубле, если потребуется.

Кержакова через пару дней вернули в основу, он даже вышел на поле с «Локомотивом», а вот Денисова не восстановили. Но октябрьский матч сборной он поехал в неопределенном статусе.

В паузу агент Павел Андреев пообщался с «Зенитом», и 1 ноября игрока вернули в основу, а на сайте клуба появилось его заявление – правда, без извинений: «Мне потребовалось время, чтобы осознать произошедшее. В той ситуации я поступил неправильно, поддавшись эмоциям, и в итоге не смог помочь своим партнерам по команде и оправдать ожидания наших преданных болельщиков. У меня действующий контракт, я должен и хочу отработать его до конца. Я вырос и сформировался как профессионал в «Зените» и очень хочу приносить пользу своему клубу».

Денисов вернулся, «Зениту» это не помогло. А летом он ушел в «Анжи»

Как вспоминал Владимир Быстров, возвращение состоялось в том числе благодаря команде. «Игоря вернули, потому что мы об этом постоянно просили. Как только Денисов вернулся в основу, на общем собрании я попросил Спаллетти при всех сказать, на самом ли деле он вместе с руководством обсуждал с Денисовым зарплату. Лучано замялся, так как он же и был инициатором отправки Игоря и Кержакова в дубль. Якобы они портят атмосферу в коллективе.

Но ему в итоге пришлось признать, что Игорь не говорил с руководством о деньгах. Так как на этом собрании присутствовала вся команда, уже было сложно как-то по-другому перевести иностранцам слова тренера», – рассказывал вингер.

Полноценного примирения в итоге не произошло: Денисов и Кержаков вернулись в старт, но мощный «Зенит» уступил чемпионство ЦСКА и бесславно вылетел из группы ЛЧ, став третьим в компании «Милана», «Малаги» и «Андерлехта», а затем в 1/8 финала Лиги Европы проиграл «Базелю».

Денисова летом 2013-го продали в «Анжи» за 15 млн евро – и там он, как рассказывал, получил зарплату меньше, чем хотел в «Зените»: 4 миллиона евро в год. Но и оттуда Игорь ушел через пару месяцев после стычки с Самюэлем Это’О.

Зенитовцы вступились за Чистякова: публично Кержаков, Кузяев, Одоевский. Лично поддержали все – даже легионеры и Семак

Чистякова подозревают в сливе матча? «Зенит» публично и жестко критикует защитника – он уже выведен из состава

Телеграм-канал/твиттер Алфимова

Фото: РИА Новости/Григорий Сысоев, Алексей Даничев, Алексей Куденко