5 мин.

Что общего у сборной России по хоккею со сборной Бразилии по футболу

 

Афиша.  

На играх в Сочи Россия смотрелась явным фаворитом. По крайней мере, в глазах тех болельщиков, которые смотрят хоккей только в формате Олимпиада и плей-офф чемпионатов мира. Пока специалисты разгадывали тайну состава, строили прогнозы по звеньям и выявляли особенности льда в «Большом», люди далекие от тонкостей начинали верить в победу. Вера эта была абсолютно иррациональна, что, как раз, очень логично. Столь же иррациональны были и аргументы: «Домашняя Олимпиада», «Когда, как не сейчас», «Обязаны реабилитироваться за Ванкувер», «У нас есть МалкинКовальчкуДацюкОвечкин». Да и вообще, какая может быть цель у сборной России на Олимпиаде? Только победа.

Примерно также воспринималась и Бразилия, которая отправлялась в ЮАР. Абсолютно все люди, не посвященные в тонкости и смотрящие только крупные футбольные турниры, записывали Бразилию в чемпионы. «Они уже столько раз выигрывали». «Это же Бразилия». «А кто же еще?». А статус фаворита, как в известном фильме: «От нас требует, и на нас накладывает».

Действующие лица и исполнители.

Сборная России привезла на Олимпиаду далеко не самый сильный состав, по сравнению с предыдущими играми. Сумасшедшее первое звено. Многообещающее второе, крепкое третье, а дальше… А дальше четвертое, которое непонятно что делало на Олимпиаде. Четвертое звено, на которое тренер в критический момент не рассчитывает. Конечно, травмы Соина и Кокарева убили сдерживающую пятерку. Но неужели земля российская не родит теперь хоккеистов? Раньше такое объяснение применялось у нас исключительно к футболу. А четырех-пяти звезд (даже с приставкой супер-) для победы в крупном турнире мало. Тем более, если звезды эти - все сплошь нападающие.

Сборная Бразилии, приехавшая в ЮАР за шестым титулом, привезла туда весьма необычный состав. Казалось, что футболисты в этой стране кончились. Жозуэ, Элано, Жулио Баптиста, там, где были когда Ривалдо и Рональдиньо. Зато, Дунга привез в Африку старого доброго Жилберту Сильву и столь же старого и доброго Клеберсона. Оба чемпионы мира 2002, только на восемь лет постаревшие. Оба отнюдь не звезды, то есть, Жилберту Сильва был когда-то, но именно что когда-то. В нападении, вместо Роналдо добротный Луис Фабиану. Отличный нападающий, украсил бы любую сборную, но для Бразилии он мелковат. Потому что у Бразилии в нападении обязана блистать суперзвезда вроде Ромарио или Роналдо, а иначе, как у Гоголя: «И то, и это, и все уж будет у нее не то».

Акт первый.

По турниру Россия шла медленным неуверенным шагом, словно боясь упасть в пропасть. Игру со Словенией начали лихо, поймали кураж, но тут же его выронили. А дальше пошло нечто невнятное. Море бросков, так и не ставших заброшенными шайбами, неумение реализовать большинство, какая-то обреченность в каждом движении. Не покидало ощущение, что никто не ждет завершения Олимпиады так сильно, как наши хоккеисты. И на этом фоне лицо Билялетдинова, совершенно ничего не выражающее. Словно бы это не тренер команды, которая приехала играть главный турнир в жизни, а гражданин, который по дороге с работы зашел в булочную хлеба купить.

Бразильцы в своей группе тоже набрали семь очков. Заняли, правда, в итоге первое место. Но это особенности турнира, не об этом я сейчас. Компания тоже очень похожая. Явный аутсайдер – сборная КНДР, крепкий Кот д’Ивуар и конкурент в борьбе за первое место в группе – Португалия. Мир ждет от Бразилии яркой игры, но игры этой нет у бразильцев. Они выходят на поле и добросовестно трудятся, как послушные каторжники. А ведь у Бразилии-то должна царить фантазия, искрить должно у Бразилии,  потому что «создана она для блеску». Но и блеска у Бразилии-2010 не было. Было какое-то уныние и то же самое, явное, желание, чтобы чемпионат мира этот уже куда-нибудь, наконец, провалился. И лицо Дунги выражало ровно столько же эмоций, сколько и лицо Билялетдинова. Он совсем не был похож на тренера, ведущего Бразилию к победе. Будто бы Дунгу силком притащили в сборную.

Акт второй.

В квалификации России достался абсолютно проходной соперник. Спору нет, Норвегия – крепкая команда, наделавшая шуму на последних чемпионатах мира. Но нашим хоккеистам было по силам пройти ее, не напрягаясь. Пройти ее, не боясь налепить ошибок. И они это сделали.

Бразилии в одной восьмой попалась хорошо ей знакомая сборная Чили. Добротная, без звезд, проходимая без страха ошибиться, проходимая без напряга.

Акт третий.

В четвертьфинале Россия налетела на Финляндию, соперника неудобного. Потому что у финов хорошо с тем, с чем плохо у нас. С дисциплиной и способностью выполнить установку. Нам противостояла крепкая и сбалансированная команда, без явного перекоса на первые два звена. Где третья и четвертая пятерки играют сами, а не просто дают отдых своим звездам. Этого вполне достаточно для того, чтобы побить соперника, у которого есть только грозное имя и вера болельщиков. И тем более достаточно, чтобы побить соперника, который загнан в психологическую яму и боится налепить ошибок. Восемь лет назад, в Турине, Финляндия поставила на колени куда более сильную Россию. Россия играла на кураже от победы над Канадой. А Финляндия использовала большинство с безжалостностью Ганнибала Лектера.

У бразильцев в четвертьфинале была Голландия. Очень добротная и сбалансированная. С крепкой обороной и звездными Роббеном и Снейдером, которые пахали на команду, и могли потащить ее за собой. И бразильцы тоже забили первыми, а потом, видимо, боясь ошибиться, сделали несвойственную для себя вещь – сели в оборону. Бразилия, играющая на удержание, - это уже не Бразилия. И команда Дунги была наказана дублем Снейдера. И хотя времени, чтобы отыграться, у них хватало, сделать что-либо вразумительное они не смогли.

Мораль.

Бразилия может выиграть чемпионат мира в двух случаях. Если она всех сильнее в сто сорок раз и выше на девять голов. Или, на безрыбье. Я не видел, чемпионатов 58-го, 62-го и 70-го, но по рассказам могу судить, что ничего сопоставимого с теми Бразилиями в мире в те моменты не существовало. 2002-й я видел. И тут я совершенно точно скажу, что конкурентов у бразильцев не было. И 94-й я видел. Там не было феерически сильной Бразилии, но и остальные сборные не представляли собой грозной силы, никто не мог оказать сопротивления.

С Россией похожая ситуация. Все получается, но только тогда, когда ничто не давит. Когда некого и нечего бояться. Даже если эти «некого» и «нечего» - ты сам.  И если родные стены, вместо того, чтобы помогать, давят, а поддержка болельщиков не окрыляет, а нагружает… Может быть, тогда лучше всего играть на секретной американской военной базе посреди Тихого океана.