8 мин.

«У демаршей Ларионова и Фетисова одни корни»

Почему Вячеслав Фетисов ушел из ЦСКА и оставил КХЛ? Зачем лига амнистировала Джереми Яблонски, и что ждать от тафгая «Витязей» в будущем? Достижение Виталия Прошкина и шаги компании «Роснефть» – в блоге «Про КХЛ» очередной обзор российской хоккейной прессы.

Обозреватель «Советского спорта» Виталий Славин комментирует решение Вячеслава Фетисова оставить большой хоккей и сосредоточиться на политической карьере.

«Так почему же Фетисов оставил КХЛ? Почему, если он с самого назначения в 2008 году на пост председателя Совета директоров лиги, по его словам, ничего не решал, а всеми процессами рулил исключительно президент КХЛ Александр Медведев, ушел только сейчас? Сам Вячеслав Александрович этот шаг объясняет крайне неубедительно. Попробуем разобраться.

Ларионов и Фетисов всегда шли по жизни вместе. Возглавив в 2009 м ЦСКА, Фетисов даже предложил многолетнему соратнику должность вице-президента клуба. Ларионов отказался и вошел в руководящий штаб СКА. Но через год взял самоотвод, как он пояснил, из-за разногласий по вопросам развития КХЛ. В частности, он считал, что в лиге слишком много команд. Что гонорары игроков неоправданно высоки, а это прямой путь к расслоению на богатых и бедных, даже банкротству клубов – приводил в пример «Химик» и «Ладу». Что в лиге мало кто думает о молодежи, подготовке резерва…

В общем, складывается впечатление, что у демаршей Ларионова и Фетисова одни корни

Скажите, разве сейчас все это не актуально? «Витязь», говорят, неспроста распродал лидеров: с деньгами – беда, как бы городу не пришлось от КХЛ отказаться. Да и как скромной подмосковной команде угнаться за газовыми и нефтяными олигархами! А каково Фетисову было смотреть на то, что, кроме ЦСКА, никто в лиге ставку на своих воспитанников не делает, предпочитая скупать готовый материал?

Да, в следующем сезоне в КХЛ будет жесткий потолок зарплат – 900 млн. рублей. Но многие, например генменеджер «Кузни» Леонид Вайсфельд, уже сейчас считают, что лимит сильно завышен.

В общем, складывается впечатление, что у демаршей Ларионова и Фетисова одни корни».

Его коллега Павел Лысенков жалеет о том, что Фетисов не смог уйти из хоккея без скандала.

«Мы помним, что это Фетисов привел Немчинова в ЦСКА и сделал главным тренером. А когда Сергей Львович с треском провалил работу (в том сезоне армейский клуб не вышел в плей-офф), то защитил его от увольнения. И более того, выбил ему отличную зарплату.

А теперь, когда Фетисов оказался в критической ситуации и призвал Немчинова к солидарности, на чью сторону встал нынешний генменеджер? Догадайтесь сами…

Откровенные слова Фетисова в Риге удивительны. Как же меняется человек! Вот, например: «Мы тут с Вячеславом Быковым общались. Выяснили все вопросы. Я понял, что, может, не был объективен раньше в своей оценке ситуации. И Быков в свое время тоже не просто так убежал из ЦСКА…»

Функционер Фетисов скорее играет в защитника-разрушителя

Наверное, нужно забыть, как Фетисов старательно «мочил» Быкова после Ванкувера и добился его увольнения из сборной. И создать штаб нового ЦСКА. Президент – Фетисов, тренеры – Быков и Захаркин, пресс-атташе – Кожевников или Зимин. Телесериал «Счастливы вместе»…

Фетисов был одним из лучших атакующих защитников в истории мирового хоккея. Но функционер Фетисов скорее играет в защитника-разрушителя. ЦСКА так и не стал великим клубом. Недавняя серия из восьми поражений – тому лишнее подтверждение. И 0:8 в Хабаровске тоже. И прошлогоднее место ЦСКА, самое низкое в истории объединенного клуба.

…А уход получился некрасивым. Во время праздника-то зачем? Многие расстроились. По манере мне куда ближе Быков, сказавший тихим голосом: «Фетисов – человек, который много сделал для хоккея. О его уходе можно только сожалеть». Жалко, да».

Владимир Мозговой для «Новой газеты» также удивляется поведению Фетисова, раскритиковавшего бывшего соратников перед уходом.

«По словам Вячеслава Александровича, ему предложили 30 процентов от бюджета в обмен на отказ от полномочий, но он в эти грязные игры играть не захотел. То есть не продался, в отличие от своих коллег по армейскому клубу, в числе которых оказался и легендарный тренер и патриарх Виктор Тихонов. Согласно другому мнению, Фетисова отсекли от управления финансовыми потоками и фактического руководства, опираясь на результаты его не очень успешной (мягко говоря) трехлетней деятельности на посту президента клуба.

Полагаю, все хороши, и Вячеслав Фетисов в этой истории при несомненной правильности некоторых своих выводов отнюдь не предстает в роли благородного героя. Его – возможно, несправедливо – обошли, он обиделся и решил, что пора как можно громче хлопнуть дверью. Ни в единой своей ошибке он признаться не захотел – даже в самой явной, как с тем же Сергеем Немчиновым. Зато обещает еще много чего рассказать – в частности, про то, «как на самом деле строилась КХЛ».

Собственно, у с ЦСКА с «Роснефтью» в чем-то тот же самый расклад. Чьи деньги – тот и…

Да известно, как она строилась – «на коленке», под лучшую в мире заокеанскую НХЛ, в борьбе с Федерацией хоккея, интригах и эйфории от того, что Александр Иванович Медведев, большой любитель национального вида спорта, принес от «Газпрома» большие деньги, которые всем застили глаза.

Собственно, у с ЦСКА с «Роснефтью» в чем-то тот же самый расклад. Чьи деньги – тот и… Ну, дальше вы все знаете…

А Вячеслав Александрович Фетисов, оказывается, не знал. Кстати, «медведевская» лига, из которой уходит второй по статусу человек (а по профессиональному статусу – несомненно, первый) – пусть и «кривой», но не самый худший в истории российского спорта проект. В чем есть и заслуга Фетисова. Что будет с ЦСКА, сказать трудно, потому что своего «Медведева» в «Роснефти» наверняка нет».

Его коллега Илья Елисеев отмечает достижение защитника «Салавата Юлаева» Виталия Прошкина, проведшего 1000-й матч в КХЛ.

«Про таких, как Прошкин, обычно говорят, что комар носа не подточит. С режимом в ладах, прекрасный семьянин, спокоен, молчалив, но за словом в карман не полезет! Чего только стоит его высказывание, сделанное в декабре минувшего года после поражения от «Ак Барса» (2:3). Прошкин, обидевшись на удаление, в сердцах сказал, что по судейству КХЛ находится в восемнадцатом веке.

Товарищей своих Прошкин тоже не забывает. И при любой возможности, оправдывая свое амплуа, напротив, старается их защищать. После недавнего матча Звезд КХЛ в Риге он посетовал на отсутствие бывших партнеров по «Ак Барсу» и национальной команде -маститых нападающих Алексея Морозова и Даниса Зарипова, которые, по его мнению, тоже заслужили право там сыграть.

Но жизненные пути поистине неисповедимы. И кто знает, возможно, эти ребята еще пересекутся в одном из клубов или даже вновь в сборной России. Чемпионов мира окончательно и бесповоротно со счетов сбрасывать не принято. Тем более что нынешний главный тренер национальной сборной России знаком с ними не понаслышке».

Обозреватель Чемпионат.ком Александр Рожков удивляется решению КХЛ амнистировать тафгая «Витязя» Джереми Яблонски.

«Но что изменилось за эти два месяца? Яблонски стал другим? За те 10-15 лет, что Джереми находится в большом хоккее, он был все время тафгаем (причем, как мы могли убедиться, далеко не самым честным). В один прекрасный момент он не станет забивать голы, как он нам всем пообещал. Не спорим: можно было бы амнистировать игрока, для которого это был первый такой проступок. Но смысл прощать хоккеиста, который в четырех из восьми матчей за «Витязь» избил своих соперников, не думая о последствиях!? Даже в драке с Веро Яблонски производил удары локтями и добивал оппонента, когда тот уже лежал на льду. К слову, о кодексе чести Александр Иванович тоже говорил, даже привел интересный пример: «Те из нас, кто проводил много времени в дворовых компаниях, помнят о жестком кодексе чести. Например, во время драки кулаками машут до первой крови, а лежачего нельзя бить ни руками, ни ногами. Двор был лучшей школой воспитания будущих мужчин, где помимо десяти заповедей можно было почерпнуть и другие правила поведения в обществе, которые уважающий себя человек никогда нарушать не станет. Яблонски не захотел вести себя в рамках этого кодекса и винить за это может только себя».

Опять же, за два месяца он не извинился даже перед Александром Рязанцевым

Или Яблонски амнистировали из-за того, что он с чьей-то подачи пошел на ТВ и лично позвонил в газету, принеся свои извинения? Опять же, за два месяца он не извинился даже перед Александром Рязанцевым. Да и как правильно сказал защитник «Трактора»: «Извинять его? Зачем он тогда делал это вообще? Подъехал сзади и врезал. Для чего? Чтобы потом извиниться?».

В этом сезоне КХЛ нашла путь борьбы с такого рода выходками, выписывая нарушителям длительные дисквалификации, но амнистировав Яблонски, КХЛ срубила сук, на котором же она и сидела. Завтра он ударит со спины еще кого-нибудь или, не дай бог, нанесет травму. Что тогда? Опять «извините»? За такие грязные удары нужно ставить вопрос о сверхжестком наказании, но никак не прощать. Данным решением КХЛ теряет доверие игроков, специалистов, а самое главное — болельщиков. Теперь, наверное, никто не удивится, если вдруг в следующем сезоне в лиге не будет введен обещанный жесткий потолок зарплат».

Тему продолжает его коллега Михаил Семенов, который ждет от чеховских бойцов еще более интересных новостей.

«Кажется порой, что все эти «приключения тафгаев в России» — своеобразный пиар-проект, причем проект тщательно продуманный, со своим сценарием и развитием характера главного персонажа. Вот есть герой, которого никто не понимает. У него трудная судьба, но он хочет играть в хоккей и доказывает это, как может. То есть, откручивая головы соперникам, мочь что-то иное он просто не в состоянии. Затем происходит падение, которое, по идее, должно героя морально убить. Но нет – он воскресает из пепла, кается и… принимается за старое, потому что, еще раз заметим, ничего другого просто НЕ УМЕЕТ.

Наверное, в следующем сезоне, повинуясь законам «мыльной оперы», Яблонски должен встретить сестру, с которой его разлучили в детстве злодеи, получить наследство от незнакомого родственника, ну и, конечно же, потерять память. Без этого – никуда, иначе просто будет неинтересно. Все остальное мы уже видели».