3 мин.

Томас из Вёкше (часть первая).

Людям, которые смотрели в далеком 1994-ом году встречи чемпионата мира по футболу в США, наверняка запомнился энергичный лысый дядька, уверенно и размашисто защищающий ворота национальной сборной Швеции. То, что Томас Равелли (а именно так звали того дядьку) голкипер высочайшего уровня, специалистам и бывалым болельщикам было известно уже давно. На момент чемпионата ему почти исполнилось  тридцать пять лет, он принимал участие в предыдущем мундиале, играл на домашнем ЕВРО, вообще, был практически легендой шведского футбола. Мне же летом 1994 года было только двенадцать, интернета и кабельного тогда у нас не было, газет я не выписывал. В общем, был полностью готов к восприятию.

«Мой» Равелли образца ЧМ-94.

Честно говоря, до четвертьфинала Равелли мне особо не запомнился, разве что кепкой, которой периодически прикрывал свою лысину. Да, играли с Россией в группе, да, выбили ее из турнира. И все. В игре же с румынами он обратил на себя внимание тем, что в серии послематчевых пенальти взял два, чем обеспечил своей команде победу, ну и по ходу игры совершил несколько красочных прыжков. У румын, кстати, тоже запомнился вратарь Пруня своим каким-то диковатым взглядом.

По-настоящему признал я Томаса Равелли (что для него, конечно, очень важно) лишь после полуфинала с бразильцами. Тогда мне казалось, в воротах сборной Швеции стоит стена, время от времени к тому же выбегающая на перехваты. Лишь под занавес матча бразильцам удалось найти в ней слабое место. А как куражился Равелли по ходу матча!

Кстати, сегодня специально смотрел обзор той игры. Так вот, сэйвов особых Томас там вроде не совершал, брал то, что должен, да и моментов не так чтобы очень много. Кроме того, в моменте с голом в принципе можно было выйти, хотя сложно, конечно. Неплохо отстоял, но не больше. Спрашивается, и где героизм? Что значит эмоции болельщика.

Потом был матч за третье место и убедительный разгром болгар во главе со Стоичковым и чем-то похожим на Равелли (даже не пойму чем) Лечковым. Вот, пожалуй, и все. Сборная больше особо вроде не блистала. Что касается клубной карьеры Томаса, то каких-либо впечатлений о ней у меня практически нет. Помню, «Гетеборг» той поры был командой серьезной, в группе Лиги Чемпионов (а тогда их всего две было) относительно неплохо играл. А так… В общем, все, что идет дальше, собрано любознательным автором из разных источников и иногда сопровождается малокомпетентным комментарием.

Кто же он, наш герой?

Томас Равелли родился тринадцатого августа 1959 года в небольшом шведском городке Вёкше в семье итальянца и австрийки. Примерно в это же время в этой же семье на свет появился некий Андреас Равелли – родной брат-близнец Томаса. Как пишут в некоторых прочитанных мною биографиях, ребята унаследовали южный темперамент отца и поэтому выбрали не хоккей (в хоккее, оказывается, эмоции не нужны), а футбол. Томас был заводилой и весельчаком, но на тренировках, конечно же, был максимально серьезен и работал как вол.

В шестнадцатилетнем возрасте обоих братьев принимают в молодежный состав «Эстер» - команды из их родного города. Вместе им довелось поиграть во всех юношеских и молодежных сборных Швеции. Вначале, судьба больше благоволила Андреасу, уже в девятнадцать лет заигравшему в основе «Эстер», который, кстати, в этом же 1978 году праздновал чемпионство. Вскоре заиграл и Томас. Случались, конечно, в его игре серьезные ляпы (иначе просто не бывает), но что-то, значит, в нем было, если уже в двадцать лет Равелли стал безоговорочным номером один команды-чемпиона. 

Продолжение следует...