Теннисисты. Первая спортивная субкультура «новой России»?
Как так получилось, что пока другие спортсмены не знали, что делать с популярностью и деньгами, не понимали, опираться ли на традиционные советские спортивные ценности или придумывать свои идеалы, российские теннисисты уже к началу "нулевых" сформировали собственную субкультуру, самодостаточную, не претерпевшую революций и каких-то существенных изменений до сих пор? Более того, теннисисты сумели выстроить гармоничные отношения с окружающими социальными группами, избежать скандалов, связанных с непониманием и завистью, больших конфликтов с болельщиками, чиновниками, другими спортсменами. Как сложилось такое идеальное по сравнению со множеством других сообщество?
Легко представить, как именно теннисисты говорят "мы никому ничего не должны", массово меняют гражданство, открыто ругают чиновников, не будучи зависимыми от их денег, ругаются между собой и с тренерами. Легко представить, как журналисты провоцируют Марию Шарапову, говорящую по-русский с акцентом, как среди комментаторов тенниса появляется свой "дмитрий губерниев", смешивающий Динару Сафину и ее тренера с грязью в период ее плохой формы. Что несут в себе теннисисты, не позволяя обществу вольно обращаться с их игрой и жизнью? Как им удалось в трудные 90-е создать субкультуру "будущей" России, опередив развитие общества на 10-15 лет?
Давайте попробуем разобраться в этом интересном культурном феномене, начнем с анализа того, что влияет на теннисистов с самого детства.
Детство и семьи
Что из себя представляют семьи, желающие сделать из своего ребенка теннисиста? Во-первых, это люди, которые хотят совместить интеллектуальное и физическое развитие ребенка, ведь теннис - это "шахматы в движении". Во-вторых, родители теннисистов хотят воспитать лидера и ограничить влияние других лидеров, что происходит, например, в командных видах спорта или даже секциях бокса и борьбы. В теннисе специфика обучения сводит спортсмена и тренера один на один, возникает контакт "гуру - ученик". Выбор хорошего тренера здесь гораздо важнее выбора, например, учебной группы, в которую попадет ребенок. В результате, идеальный теннисист - это гармонично развитый человек-лидер. Из недостатков возможны излишняя индивидуалистичность, неумение работать в команде, независимость от мнения окружающих, но в нашем про-западно ориентированном обществе это и недостатками-то назвать сложно.
Интересны и стратегические цели родителей потенциальных теннисных звезд. Сложно сказать, как происходит сейчас, но в 90-е годы такие семьи с детства воспивали в теннисистах космополитичное сознание. То ли в надежде уехать из страны, то ли в силу собственных взглядов на мироустройство. Отданный в испанскую академию-интернат Марат Сафин или всю сознательную жизнь проведшая в США Мария Шарапова - продукты именно такого воспитания. С другой стороны, Мария выступает за Россию, а Марат и вовсе участвует в общественно-политической жизни страны. И это не смотря на все возможности навсегда забыть о нашей необустроенной Родине. Конечно, случались и в теннисе отказы выступать за сборную на Кубке федераций, но спортсмены всегда благодарно принимали участие в олимпийском теннисном турнире под Российским флагом.
Советское влияние
Кроме семей на теннисистов обязательно должна была повлиять советская спортивная субкультура. Первые тренеры, спортивные теннисные секции 90-х вроде бы должны были настроить ребят и девчонок на победу любой ценой, ответственность перед народом великой страны за результат. Почему этого влияния не было оказано на Сафина, Курникову и Шарапову, понятно, они изначально занимались с иностранными специалистами, но почему даже те теннисисты, которые прошли свой путь под руководством россиян, разделяли ценности "западных" товарищей, для меня пока остается загадкой. Неужели отечественные трениры имели настолько гибкое мышление, что за несколько лет растеряли ценности, внушенные советской системой? (UPD: спасибо за обсуждение этого вопроса в комментариях пользователю tsunami is coming)
Другой интересный вопрос, почему и россияне-участники ATP и WTA тура, и молодые люди, воспитанные на Западе, так быстро находят единую нормативно-ценностную основу для жизни. Скорее всего, ответ такой: мировое сообщество элитных теннисистов само по себе является очень мощной субкультурой вне государственных и этнических границ.
Корпоративные ценности WTA и ATP
Может быть, тогда не стоит российских теннисистов отделять от корпоративных культур ATP и WTA, которые до сих пор пытаются позиционировать теннис видом спорта аристократическим? Может, не стоит выделять отдельное русскоязычное сообщество и наделять их какими-то своими ценностями? Сложный вопрос, который заставляет нас анализировать, чем ценности Серены Вильямс отличаются от ценностей Анастасии Павлюченковой. Мне очень нелегко в таком анализе, я привык следить только за российскими спортсменами.
Поэтому давайте в конце статьи пафосно назовем российских теннисистов и всех, кто их окружает, самыми прогрессивными в культурном плане представителями российского спорта, а их сообщество - первой спортивной субкультурой "новой России", с успехом избежавшей негативного влияния советского наследия и раньше всех встроившейся в мировую спортивную семью.
Это вовсе не специфика тенниса. Это специфика спорта высших достижений. И прыгунья Исанбаева, пловец Попов и фигурист Ягудин - очевидное тому подтверждение.
----------------
"идеальный теннисист - это гармонично развитый человек-лидер"
Я понимаю, что все мы любим порассуждать о том, незнамо чем. Но всё-таки, что такое "гармонично развитый человек"? И зачем "идеальному теннисисту" (тоже непонятно, что за зверь) читать Пушкина, слушать Бетховена, любить животных, помогать немощным? Вы какбы о чем хотели сказать??
-----------
"Кроме семей на теннисистов обязательно должна была повлиять советская спортивная субкультура. Первые тренеры, спортивные теннисные секции 90-х вроде бы должны были настроить ребят и девчонок на победу любой ценой, ответственность перед народом великой страны за результат."
о какой "великой стране" Вы говорите? Это в 90е то годы, когда залежавшаяся на американских военных складах чечевица воспринималась "народом великой страны" как вполне нормальное явление???
И что такое "советская спортивная субкультура" в 90х годах? Это те боксеры и борцы, которые целыми секциями переквалифицировались в "бригады"???
Вы о чем??
------
Про другие ляпы не буду, Вам про них уже написали.
Вы уж меня извините, но Ваш текст выглядит, как курсовая работа по непрофилирующему предмету: Вы пытаетесь рассуждать о том, о чем слышали когда-то на лекции, используя взятые из рекомендованной методички непонятные (и потому кажущиеся умными) "термины".
Прошу прощения, если был излишне резок.
ВТА вообще разрешила тренерам выходить на корт и давать советы, но только с микрофоном. Так что если у вас платный канал и нет рекламы, то вместо рекламной паузы, вы слушаете этот разговор и фактически оказываетесь третьим человеком на скамейке.
Поведение парней из АТП так уже давно отдельное представление (Джокович).
Развлекательная программа и вообще все то, что окружает турниры - это отдельная песня. Тут есть различия между Европой и США, но все равно говорить об исключительном аристократизме спорта уже не приходится.
Про советское влияние и тренеров: обязательно надо помнить, что в советские времена была знаменитый бойкот, из-за которого наши теннисисты не имели права выезжать на международные турниры (в них участвовали игроки из ЮАР, а значит СССР запрещало своим гражданам в них участвовать). Так что никакой чести флага и прочего не было. Это был спорт исключительно для себя, для своего удовольствия и пристойной формы. Понятно, что традиции, заложенные до бойкота, никуда не делись, только внешний мир о них не знал. Это и позволило почти сразу после его отмены предъявить миру хороших игроков Чеснокова, Черкасова, Звереву. Но умирать за страну никто от них никогда не требовал. Так что вопрос о "влияние советской системы" отпадает сам собой.
Про отъезд: для очень малого числа это было самоцелью. Если в этом была цель, то такие быстро сдувались. Для остальных же для отъезда была чисто прагматическая причина. СССР не оставил после себя достаточного числа теннисных центров и специалистов. Так что из-за дефицита кортов и тренеров, всё необходимое было только у самых перспективных. Для остальных же все зависело от кошелька родителей. У Звонаревой, которая всегда ходила в "надеждах", не было никакой нужды уезжать. А Кузнецову, которую уверенно записали в обычные, родители были вынуждены услать в Испанию, где для них было гораздо дешевле её растить, чем у нас. Тут всё логично: хочешь добиться в теннисе самых-самых высот - езжай во Флориду или Испанию.
И наконец про тур: если ребята начинали ездить по юнкоровским соревнованиям с 12-13-14 лет и жить в гостиницах, а в тур приходили в 16-17 лет (сейчас чуть позже) и жили каждую неделю в другом городе 10-ть из 12-ти месяцев в году, то говорить о каком-то особо местном сознании не приходится. Тур это что-то вроде шапито: не важно, из какой страны женщина с бородой, а откуда клоун - главное, что все они выступают под одним куполом.
Почитайте кто играл в сборной в 70-80-х, и кто в 90-х.
Вот автор пишет:
"Почему этого влияния не было оказано на Сафина, Курникову и Шарапову, понятно, они изначально занимались с иностранными специалистами, но почему даже те теннисисты, которые прошли свой путь под руководством россиян, разделяли ценности "западных" товарищей, для меня пока остается загадкой."
А для меня является загадкой, как можно забыть или не знать Кафельникова, Южного и того как они играли именно за сборную страны в КД. И как им в этом помешало то, что они как бы "разделяли ценности западных товарищей".
Да и так ли уж "разделяли" они эти "ценности", чтобы стоило об этом так пафосно вещать ??
1. Про обучение гуру-ученик
"Это вовсе не специфика тенниса. Это специфика спорта высших достижений."
Логически не вижу здесь противоречия. Если это специфика спорта высших достижений, значит это и специфика тенниса. Во-вторых, в абзаце шла речь об отличии тенниса от командых видов спорта, где эта специфика выражена гораздо меньше.
2. Про идеального теннисиста.
Обсуждать гармоничное развитие личности давайте не будем, психологи сами никогда не придут к единому мнению, не говоря уже о деятелях различных религиозных культур. В этом абзаце надо просто мысленно попытаться сравнить теннисистов с другими. Кроме физического развития у теннисистов, в отличие от многих других профессий спортсменов, нарочито присутствует ценность интеллектуального развития, по крайней мере теннис позиционируется именно так, и родители думают об этом, отдавая человека в секцию. Мы называем именно теннис "шахматами в движении", а не биатлон, согласитесь. О развитии спортсменов вкуса в сфере искусства нужно говорить отдельно, это слишком специфические исследования.
3. Про спортивную субкультуру советских спортсменов читайте в предыдущей статье этого блога.
РЕКОМЕНДАЦИЯ: Отнеситесь к этому исследованию менее эмоционально, пожалуйста. У интерес интеллектуальный. Готов обсуждать ошибки и обогащать свои знания. Критика приветствуется, подкрепленная новыми фактами и аргументами. Что в вашем комментарии не заметил.
Развивайтесь, конечно, как спортивный психолог-социолог, не так уж интересуясь теннисом))
"Если это специфика спорта высших достижений, значит это и специфика тенниса."
Неа, не значит.
Теннис - это не только элитные спортсмены, к которым применим термин "спорт высших достижений"; это и масса юниоров, многие из которых тренируются в академиях, где понятие "гуру" - весьма условно.
И наоборот, "спорт высших достижений" - это не только элитный теннис; это и элита плавания, фиг. катания и т.д.
Т.о., отношения "гуру-ученик" - это не специфика именно тенниса, и уж тем более не специфика тенниса молодежного, в среде которого, по идее, и формируются все эти Ваши "субкультуры".
Теперь эта идея:
"родители теннисистов хотят воспитать лидера и ограничить влияние других лидеров.."
Простите, но это нонсенс!
Если Вы хотите воспитать лидера, Вы наоборот должны поместить ребенка в группу, а не изолировать его. Откуда возьмется лидер, если ему некому противостоять???
2. Про идеального теннисиста.
Вы так и не сказали, что Вы подразумеваете под словами "идеальный теннисист", и что такое "гармонично развитый человек".
Вы только сказали, что "гармонично развитый человек" - это НЕ "гармонично развитая личность", и что "вкус в сфере искусства" ему тоже, вообще говоря, НЕ обязателен. ;)
"В этом абзаце надо просто мысленно попытаться сравнить теннисистов с другими."
Ну сравним, и что?
Мы получим, что волейболист, например, в шесть раз более интеллектуален, чем теннисист, т.к. во время игры ему нужно анализировать поведение не двух объектов (1 соперник + 1 мяч), а двенадцати (11 +1). ;)
"Интеллектуальное развитие" "нарочито присутствует" в любом игровом виде спорта, и теннисисты здесь ОПЯТЬ НЕ исключение.
3. "Про спортивную субкультуру советских спортсменов читайте в предыдущей статье этого блога."
Если Вы считаете свой текст "исследованием", то я очень РЕКОМЕНДУЮ Вам и оформлять его соответствующим образом, т.е. как минимум:
1. Использовать только те термины, которым даны определения.
2. Использовать ссылки на ранее опубликованные материалы.
3. Не использовать в качестве доказательства оборот "это очевидно" [см. предыд.пост в этом блоге]. ;)
Одного раза было более, чем достаточно.
Ваша "теория" нужна только Вам и только для того, чтобы дуть в уши полуграмотным "продьюсcерам".
(Сами-то Вы и без всякой теории знаете, что никакая "культура/субкультура" тут ни при чем: business, dude, just business)
Господа и дамы, если вы не можете или не хотите разобраться в теории, на которой базируются частные культурологические исследования "Новая культура" и, в том числе, направление "Спортивные субкультуры", для вас всегда остается вариант относиться к материалам исследования, как к публицистике. В таком случае от вас не требуется помощи, очень просим избежать "троллинга" и излишней эмоциональной реакции на материалы, поскольку помочь исследованиям могут только факты и логика.
ВНИМАНИЕ: не все факты и не всякая логика одинаковы полезны. Постарайтесь понять цели автора, которые расписаны в разделе "Понятия и цели" на сайте NewCulture.ru. Просим вас воздержаться от участия в обсуждениях, если вы не способны абстрагироваться от политического и экономического влияния на культуру, а также если вы не принимаете базовых идей исследования (мультикультурализм как основа развития гуманистического общества, понятие субкультуры как социальной группы со схожими нормами, ценностями и идеалами и др., подробнее - на сайте NewCulture.ru)