Почему проблема допинга есть только в спорте?
История великих спортсменов вроде велосипедиста Армстронга или теннистистки Шараповой, достижения которых были дискредетированы громкими допинг-скандалами, заставила меня задуматься - почему же мы до сих пор восхищаемся успехами Битлз, Курта Кобейна, Джимми Моррисона и огромного количества других деятелей шоу-бизнеса XX века, которые не скрывали, что применяли различные стимулирующие препараты? Совершенно очевидно, во-первых, что это давало им конкурентные преимущества, а во-вторых, для жизни и здоровья многих это оказалось губительным. Так почему бы, например, в музыкальном бизнесе не ввести антидопинговые правила, подобные спортивным?
Как это могло бы выглядеть:
список запрещенных препаратов, определенный экспертами;
запрет на концертную и издательскую деятельность для "пойманных" артистов; к примеру, дисквалификация на два, четыре года, пожизненно.
Реакцию на подобные мысли среди музыкантов можно почитать ВКонтакте и на Facebook. Опущу здесь всю цепь размышлений, аргументов и контраргументов на эту тему, приведу только выводы.
Итак, что из себя представляет спортивная система проверки на допинг? По сути - это проверка на честность исполнителей, обладающих определенного уровня мастерством. Никто не проверяет на допинг тренеров, которые, используя любые препараты, могут придумать ту или иную методику. По этой логике, в других отраслях шоу-бизнеса никто не имеет права проверять на допинг "мозговые" центры - композиторов, авторов текстов, авторов сценария и так далее. Такую ситуацию вполне можно представить в классической музыкальной сфере. Исполнителя в оркестре легко можно проверить на применение допинга, и это вроде как не повлияет на имидж композитора, а конкуренция за место в оркестре будет более здоровая, и вместо того, чтобы употреблять вдохновляющие препараты, оркестранты будут больше репетировать, разбираться в собственных ошибках, то есть брать харизмой "наработанной", а не полученной "искусственно".
В случае с современной музыкой разделение на авторов и исполнителей крайне условно. В "Битлз", которые стали ролевой моделью для всех следующих поколений, каждый участник считал себя композитором, а также был неотъемлемой частью проекта при исполнении произведений. Антидопинговые правила, если бы они существовали в конце 60-е годов, возможно, вынудили бы битлов закончить карьеру исполнителей, искать других музыкантов для записи своих шедевральных альбомов, то есть "трезвых" во всех смыслах сессионных музыкантов. Стали бы они заканчивать карьеру? Получили бы мы в итоге то, что получили?
Соглашусь, что эти размышления достаточно наивны, и у многих моих оппонентов родился вопрос: почему я вообще сравниваю спорт с искусством? На мой встречный вопрос - "а почему бы и нет?", все в один голос говорят, что Боб Марли, Курт Кобейн и другие кумиры миллионов двигают нам непередаваемые эмоции, погружают в свой внутренний мир, и все это не сравнимо с тем, что могут нам предложить условные Шарапова и Армстронг. Здесь, как говорится, вопрос философский, но если согласиться с этим утверждением, получается вот что:
1. Спорт в целом, как культура, и отдельные популярные личности в спорте не достигли такого влияния на человечество, как музыкальное искусство и личности, которые популяризировали музыку. Этот вывод следует из того, что на музыкантов-исполнителей, что бы они ни пропагандировали, рука у общества не поднимается. В XX веке музыка совершенно безболезненно для себя обогатилась ареолом наркотического и алкогольного угара, и никто с этим ничего не собирается делать.
2. По аналогии с современной музыкой: для того, чтобы различные виды спорта рождались, крепли и развивались, несмотря на любые общественные правила и условности, философия спортсменов должна быть гораздо более богатой, культура - более разнообразной, включать в себя и политические взгляды, и гражданскую позицию по многим вопросам, и другие ценности, которые традиционно не считаются спортивными.
Что-то подобное мы уже наблюдаем в экстремальных видах спорта, настолько травмоопасных, что это зачастую расходится с представлением о здоровом образе жизни. Я не знаю, проверяют ли на допинг круглогодично участников популярных X-Games или, например, киберспортсменов, но по моей логике - не должны.
Кроме того, с сегодняшнего дня меня волнует такой вопрос: почему в шоу-бизнесе не появляется мощного движения спортменов-допингистов? Почему мы не наблюдаем велогонки, соревнования пловцов, где не действуют антидопинговые правила, где отслеживание состояния здоровья спортсмена будет его личным выбором и заботой? Почему бы Шараповой не продолжить соревноваться, показывая выдающиеся результаты, с такими же, как она, любителями Милдроната? Почему в биатлоне и велогонках нет отдельных стартов для тех, кто использует ЭПО? Дмитрий Ярошенко и Катя Юрьева могли бы стать звездами не в негативном свете, как сейчас, а в позитивном. Мы бы узнали об их внутреннем мире гораздо больше. В конце концов, допингисты - это же борцы с системой!
В музыке мы уже давно с любовью и радостью наблюдаем за этими "соревнованиями" стимуляторов, оправдывая при помощи различных философских конструкций тех, кто их принимает. Думаете, спорт не должен идти этим путем только потому, что здоровье и абстрактное долголетие - "неотъемлемая" часть спортивной культуры? Думаю, что древние греки, родноначальника спорта, кстати, с вами бы поспорили.
Между прочим, скандал с Шараповой - он именно об этом. Человек дал миру гораздо больше, чем другие спортсмены, добившиеся таких же результатов. Как минимум красоту и нестандартную жизненно-спортивную историю. И пусть теннисистке пока далеко до Виктора Цоя, но после сегодняшней пресс-конференции Марии борьба за расширение наших взглядов на спорт уже началась, мы ждем перемен!
Во времена СССР таких артистов не выпускали в СМИ, наиболее яркий пример Владимир Высоцкий. Алкоголь, наркотики и зашкаливающая популярность в массах. А систему, недопускавшую появления «морально не благонадёжных» на радио и ТВ обвиняли что из-за неё артисты и страдают и «обезболивают» страдания.
Разрешать ли допинг в спорте - думаю нет. И без того спортсменов пичкают лекарствами в ущерб здоровью, и идёт закулисное соревнование фармакологов. Другой момент, что принимать решение о том, какой препарат считать допингом надо более открыто и прозрачно. Возможно с публикациями разных экспертных оценок, доводами за и против, да в конце концов с открытым голосованием.
хорошо, объясню автору, раз он не понимает.
спорт - КОНКУРЕНТНАЯ борьба, а музыка - нет.
в спорте допинг запрещают потому, что он даёт допингисту нечестное преимущество перед теми спортсменами, которые не хотят гробить организм.
в музыке - это твоё личное дело, не только преимущества оно не даёт, а ещё и мешает.
Курить траву или закидываться разными веществами ради музыки Кобейны и Ленноны начинали лет в 16, понимая, что принимают они именно наркотики. Из-за музыки, девушек или просто по приколу - неважно.
А вы предлагаете легализовать допинг для 9-12 летних детей. Представьте, вы отвели своего сына в спортсекцию, неважно плаванье, легкая атлетика или футбол и врач вам говорит, что ваш сын второй Фелпс, Месси или Бубка. И говорит, что вот чтоб талант не профукать надо бы витаминок попить. Или вам не говорит, просто дает вашему ребенку перед стартом "энергетика". А потом в 18 лет вашего сына признают неготовым к военной службе, потому что колени убиты или сердце больное после витаминок. Вы готовы так рисковать здоровьем детей, которые еще в начальную школу ходят?
И готовы ли вы смотреть на спортсмена, который перед выходом на лед делает себе инъекцию чего-нибудь перед камерами - и со счастливой лыбой говорит "Ну терь точно золото мое!" и болеть потом за них.
Проблема гораздо более тонкая чем давайте все разрешим, все равно все закидываются. К примеру в НФЛ, есть точные даты тестов на наркотики (именно на траву и подобное, не тесты на стериоды), и идиотов, которые заваливают даже их - мизер. Тест на траву так организован (то что про него все знают) потому, что лиге придется посадить до 40% всех игроков если он будет тайным или внезапным. Игроки курят не потому, что большая часть из них негры и это такой протест против системы, а потому что спорт очень травматичный и им чтобы терпеть боль нужны или суровые препараты или трава. Поэтому лига как бы подталкивает своих игроков, чтобы игроки скорее лечились бы травкой - от которой пока никто не помер, чем непонятно какими препаратами. Хотя конечно, случаи приема именно PEDs в лиге есть и за них наказывают - первый раз на четверть сезона, второй раз на год-два вроде.
НФЛ - частная коммерческая организация которая забоится о своей прибыли и имидже, поэтому она может принимать те законы о допинге, которые соотносятся с ее интересами. Проделывать подобное в международных организациях, конечно, гораздо сложнее. Но любители милдроната или ингаляторов всегда могут создать свою собственную лигу. Кто только будет ее спонсировать - вот в чем вопрос.
Я почему против допинга, последствия для человека очень плохие. А применять химию или нет зачастую не выбор спортсмена, а решение тренера. Начинающие могут и не представлять последствий.