4 мин.

Теория культуры. К постановке проблем. Часть I

ТЕОРИЯ КУЛЬТУРЫ. К постановке проблем

Итак, господа и дамы, я уверен, что все вы ищущие творческие люди и все еще следите за нашими поисками в сфере синтеза естественнонаучных и гуманитарных знаний с целью построения новой ТЕОРИИ КУЛЬТУРЫ ЧЕЛОВЕКА.

В общих чертах мы пришли к тому, что в соответствии с нашей теорией ценностей можно признать ЦЕННОСТЬЮ любую информацию, которую способен воспринимать человек. Напомню определение ценности: это объект (обособленная часть информации), который субъект способен определить (выявить, составить представление). В случае с человеком это происходит при помощи органов чувств и особенно стоит выделить вторую сигнальную систему головного мозга. Эта система позволяет нам синтезировать образы практически до бесконечности, и именно с ее деятельностью мы, по большому счету отождествляем творческое мышление, сознание и т.п. Именно она делает нас людьми - эта уникальная адаптация.Поняв, что все объекты вокруг и внутри нас являются ценностями, мы выделили два основных свойства этих объектов:

1. Существование

2. Степень значимости

Это означает, что лично для вас существует, например, автомобиль Лада Калина желтого цвета, которая стоит под вашим окном, и она имеет какую-то степень значимости в вашей личной иерархии ценностей. Эта степень может меняться во времени, она зависит от того, чья это машина, загораживает ли она проход и т.п., но эта степень никогда не равна нулю, поскольку образ этого автомобиля зачем-то существует и хранится в вашей памяти. Итого: ценностями являются материальные объекты, с которыми вы столкнулись, теории и концепции, которые вы освоили, музыка, звучащая у вас в голове, другие живые существа, которых вы видели, атомы и молекулы (если вы, конечно, знаете об их существовании или если ваш организм сталкивался с ними в процессе жизнедеятельности ) и так далее.

Вы спросите, пусть все это существует, как-то взаимодействует друг с другом на уровне мыслей и ощущений, но что нам с этим делать, и как вывести теорию культуры из всего этого скопления ценностей? Так мы подошли к двум важнейшим проблемам: 

1. Зачем нужна ценностная теория культуры?

2. Как из всего многообразия ценностей выделить те, которые составляют культуру, и что делать с остальными; другими словами - что является культурой и как она образуется.

Сегодня попытаемся ответить на первый вопрос. Разобьем его на два подвопроса:

ЗАЧЕМ ТЕОРИЯ КУЛЬТУРЫ НУЖНА ИНДИВИДУУМУ?

Каждый из нас, сам того не подозревая, составляет для себя картину мира. У кого-то она больше связана с наукой, у кого-то она бытийная, и им руководит здравый смысл; кто-то объясняет для себя устройство мира с использованием религиозных образов. Современная философия, а точнее ее постпозитивистское направление, не видит проблемы в разнообразии индивидуальных картин мира. Рассуждения на эту тему приводят к чему-то вроде: "Пусть картина мира будет любой, лишь бы адекватно и полно объясняла происходящее". В действительности такой подход соответствует нашему желанию любым удобным способом адаптироваться к изменяющимся условиям. Если вам не сойти с ума, не болеть и достигать своих целей помогает наука, бог или метод проб и ошибок - пожалуйста, никто вам не скажет, что вы не правы.

С другой стороны, в противостоянии с другими индивидуумами, особенно в современном глобальном пространстве с кучей индивидуальных шкал ценностей, невозможно оставаться равнодушным к чужим "непохожестям", чужим внутренним мирам и чужим картинам мира. Таким образом, какие бы вы ни выбирали для себя объяснения того, что происходит вокруг, вы в любом случае будете пребывать в стрессе, раздражаться по поводу того, что другие люди объясняют те же явления иначе, другие вещи считают важными, поступают по-другому в тех же ситуациях и так далее. 

ЗАЧЕМ ТЕОРИЯ КУЛЬТУРЫ НУЖНА ОБЩЕСТВУ?

Даже на индивидуальном уровне, на уровне отдельных людей мы приходим к выводу, что общие механизмы, общие объяснения того, что происходит вокруг, необходимы. В данный момент нам прививают концепцию толерантности, многокультурного мира, но вот уже и эти позиции наднациональные органы вроде ООН и ЮНЕСКО хотят пересмотреть в сторону туманного пока понятия "достоинства" существующих культур. На мой взгляд, эти концепции носят частно-исторический, прикладной характер, пытаются противостоять симптомам, но не отвечают на общие вопросы о судьбе человеческой цивилизации. Почему лет 100 назад культурное разнообразие мира не считалось проблемой, хотя было выражено гораздо более ярко, а теперь мы об этом говорим? Почему ответом экономике на перераспределение природных ресурсов и насаждение определенных моделей хозяйствования становится экология, которая даже близко не является фундаментальной дисциплиной (существуют же билология, геология и т.п.)? 

Если рассматривать человечество как единую систему, единый организм, то мы научились замечать симптомы, но мы не видим болезней. Это объясняет появление огромного количества теорий заговоров, псевдонаучных направлений изучения исторического пути развития человеческого общества, которые издеваются над нашей недальновидностью и узколобостью. 

Я считаю, что все, происходящее на свете, можно объяснить гораздо более простым языком, чем это делают физики, социологи, экономисты, философы, психологи и т.д. И уж точно гораздо более рациональным языком, чем это делают теологи и религиозные деятели. Несомненно, при этом можно и нужно использовать накопленные знания всех научных и ненаучных отраслей.

Основания так считать у меня следующие. При ближайшем рассмотрении, человечество делится всего на две подсистемы: отдельных людей и сообщества, которые складываются по определенным законам, в соответствии с тем, что является важным для этих самых отдельных людей в тот или иной момент времени. Именно в осознании этих законов и изучении сообществ - ключ к построению универсальной теории культуры. Она должна стать чем-то гораздо более широким, чем социология, психология и экономика, она должна уметь объяснять решительно ВСЁ. Все, что происходит, происходило и будет происходить. Все феномены, которые появляются. От кайт-серфинга до краудфандинга.

На этом на сегодня прощаюсь, и напоминаю вопрос, который мы рассмотрим в следующий раз:- Как из всего многообразия ценностей выделить те, которые составляют культуру, и что делать с остальными; или, другими словами - что является культурой и как она образуется.