Отношение к Виктору Ану и Вику Уайлду как отражение новой национальной идеи
Судя по тому, как страна радуется золотым медалям Виктора Ана и Вика Уайлда, вся национальная идея сейчас заключается в том, чтобы хотеть быть русскими и лучшими одновременно.
Главный россиевед Игорь Чубайс, впомним, сформулировал старую (царско-русскую) идею так: "Русская идея – это православие, собирание земель и общинный коллективизм. Я анализировал методом контент-анализа тысячу поговорок из сборника Даля. Я анализировал все стихотворения девятнадцатого века, где в названии встречаются слова «Русь» или «отечество». И плюс к этому я исследовал все высказывания русских мыслителей о русской идее."
Что же происходит сейчас, на какие мысли наводит нас Олимпиада?
Из исторического триумвирата "православие - коллективизм - собирание земель" первое и второе отошло на какие-то задние планы, а третье превращается в "собирание людей". Плюс к этому прибавляется противостояние "чужакам". Где бы ты ни родился, и куда бы ни уехал, если хочешь быть русским и лучше "чужих" - ты "наш".
На примере последних дней на Олимпиаде: в один ряд становятся при таком мышлении Маша Шарапова, Виктор Ан, Вик Уайлд. И совершенно не воспринимаются русскими Анастасия Кузьмина и Юрий Подладчиков (чемпионы Олимпиады, только недавно сменившие гражданство). Волевой выбор сильного человека, личности, становится важнее совместной истории и принадлежности к русской культуре в целом.
С другой стороны, определение того, кто "чужой" и кто "наш" принимает коллектив, общественное мнение, и в этом проявляется былой коллективизм. Но, пожалуй, только в этом.
ВЫВОД: Русская национальная идея выглядит примерно как собирание людей в некую общность, которая внутри себя решает - свой ты или чужой, чаще всего по критерию - можешь ли ты быть лучшим, что-то досказать этой общности, или нет.
ПРИМЕЧАНИЕ: С такой идеей особенно остро людьми воспринимается невозможность стать лучшими, отсутствие условий, в которых ты можешь что-то доказать. Отсюда, видимо, растут ноги алкоголизма, криминала и других социальных проблем в России.
Но сейчас, судя по реакции в СМИ, соцсетях, на трибунах, становится очевидно, что эту идеологию разделяют массы. Даже русофобы в целом не против успешных иностранцев, начинают их считать за "своих".
И это бьет по представлению о русских как о некой духовно-милосердной нации. Если лет 10 назад казалось, что элите было наплевать на нас, то сейчас нам, кажется, всей страной наплевать на "неудачников", тех, кто не может адаптироваться.