6 мин.

Интрига, которой не было

Ничего удивительного в общем-то нет в том, что первая проба грунта, тем более, такого медленного, как красная глина в Риме, у Серены получилась не слишком удачной. Да и неожиданностью проигрыш Уильямс швейцарке Патти Шнидер не назовешь: два года назад Патти здесь же, в Риме, обыграла младшую Уильямс, а потом и в Цюрихе. Патти вообще горазда на такие сюрпризы, поскольку играет исключительно для удовольствия, и самое большое удовольствие для нее – в своем изящном шахматном стиле поставить мат кому-нибудь из «топов».

После третьего круга уже никакой Шнидер не было – ее легко, почти не заметив на корте, с баранкой во втором сете, выбила мощная эстонка Кайя Канепи. Но Патти сделала свое дело. В итоге резкое заявление Сирены на предматчевой конференции о том, что, несмотря на потерю титула первой ракетки, именно она, а не Сафина, остается лидером мирового тенниса, повисло в воздухе, и соответственно не состоялась красивая дуэль Уильямс – Сафина. Теоретически они могли встретиться в финале, и там Динара могла удержать или потерять свою корону. Может, потеряв, наконец, нашла бы свою игру – кто знает? Во всяком случае, мы видим, что сбывшаяся мечта Сафиной стать первой в мире сегодня материализовалась в свинцовые вериги – она сама признается, что лидерство ее гнетет, сковывает, не позволяет в борьбе с соперницами делать то, что легко получается на тренировках.

Динара тяжело работает на корте и пока что выстрадывает свои победы. Самым легким оказался матч с Виржини Раззано, которой она отомстила за проигрыш в Дубае. И то первый сет был взят через тай-брейк, а во втором француженка уже смогла выиграть только один гейм. В третьем круге – с Цзе Чжэн – уже фирменные сафинские 2-5 в решающем сете и титанический штурм позиций соперницы, во время которого миниатюрная, стойкая, как оловянный солдатик, китаянка была буквально погребена, но при счете 6-5 – провал на подаче китаянки, и снова героический тай-брейк. Полуфинал – вот он, рукой подать, только обыграй испанку Марию-Хосе Мартинес-Санчес, чье имя куда длиннее, чем список ее побед. Она больше парный игрок и делает практически одно и то же: с подачи, с приема бежит к сетке и при первой возможности кладет укороченный. Сафина это видит, но каждый раз покупается. И добавляет для полноты картины 12 двойных ошибок! Этот внутренний ступор работает до тех пор, пока после проигранного сета не возникает 1-3, и тогда… Динара, ну, где ж ты была? 11 геймов подряд – на одном дыхании, до победной точки…

Ровно год назад, после победы Сафиной на турнире в Берлине мы с восхищением говорили о ее неожиданно проявившейся способности уходить от поражения, а теперь вроде бы о том же говорим с тревогой. Потому что есть разница: там ее соперницами были не 35-я и 48-я ракетки мира, а Энен, Серена Уильямс, Шарапова, Дементьева, и в Динаре словно раскрывалась чакра победителя, она на глазах вырастала в теннисистку экстра-класса. Да и теннис тогда в целом был другой – мощный, экономный, ответственный. Он и вынес Сафину на вершину. А сейчас она лишь временами напоминает себя прежнюю. Даже выход в финал на АО порадовал только одной неожиданно четко организованной игрой – против Звонаревой. И Серена это видит, потому и указывает сопернице – не очень, конечно, вежливо – ее место позади себя. При этом сама, имея 10 титулов на турнирах «Большого шлема», может и уступить красную неудобную глину кому угодно – не прибилась к корту, не втянулась в турнирный ритм, набирая по ходу форму, как это делает обычно...

Забудем о погибшей интриге, Сафина в полуфинале, и тут уже новая история – Винус Уильямс. Старшая сестра, хоть, в отличие от младшей, и не выигрывала «Ролан Гаррос», и на грунте порой смотрится немного забавно, и в Риме Шафаржовой и Чакветадзе отдала по одному сету, но при этом посетовала, что активная игра Люси, например, не давала ей возможности «потренировать удары и затяжные розыгрыши». С Чакветадзе, наверно, это удалось, потому что Агнешке Радванска, несмотря на всю ее цепкость и надежность в обороне удалось взять только три гейма. Пройти Винус Сафиной на пути в финал будет очень трудно: в прошлом году она дважды ей проиграла – в Штутгарте и на итоговом. Правда, это все был хард. Но надеяться, что Винус можно дарить брейки, а потом их возвращать, думаю, нереально – она не простит игры на хавкорт, использует любой просчет и добровольно никогда не отдаст инициативы. Так что Динаре ничего не остается, как играть в умный, активный теннис и доверять себе, своей интуиции, чтобы избавиться от комплекса сороконожки, которая задумалась о том, как следует ходить.

Украшением турнира безусловно стала игра Светланы Кузнецовой. е хотелось бы сглазить, но ей удалось не только начать верить в себя, но и доверять своим навыкам, опыту, своему видению корта, мышечному чувству. Впервые, наверное, за последние два года мы видим несколько матчей подряд в ее исполнении, начиная со Штутгарта, когда ее поведение на корте являет собой золотой стандарт элитного игрока: неторопливость сочетается с быстротой действий, именно действий, а не передвижения, с хлесткостью точечных ударов и элегантностью переводов. Все это в ней было давно и подавлялось, комкалось, видимо, внутренним беспокойством, которое множилось от бесчисленных проигрышей в решающих матчах. Трудно выйти из психологического штопора, но, похоже, это уже почти получилось. Все ждали после легкой победы над Гантуховой встречи с Пеннеттой, которая после двух последних поражений попытается взять реванш, тем более – в родных стенах при горячей поддержке трибун. Теннис Пеннетты, тем более на грунте, достаточно хорош, умен, сбалансирован, но все же не так креативен, как у сегодняшней Кузнецовой. Нельзя сказать, что Светлана полностью избавилась от своей ахиллесовой пяты – провалов на решающих розыгрышах, она все еще немного, если можно так сказать, топчется в концовках, дарит море нереализованных брейк-поинтов, поэтому ей потребовался лишний сет – в виде баранки, оформленной под враждебное молчание трибун. Победа над двукратной чемпионкой римского турнира Еленой Янкович, открывшая выход в полуфинал, казалась уже почти закономерной. Игра Елены с самого начала выглядела чуть бледнее, хотя и без явных провалов. Как всегда в таких случаях возникла иллюзия, будто сербка сдалась, но, безнадежно проиграв первый сет (1-6), во втором она, вроде бы продолжая действовать вторым номером, сумела как бы между прочим просочиться в тай-брейк. Прежняя Кузнецова, проиграв со счета 5-3 три гейма подряд, скорее всего не сумела бы отыграть два матчбола и удержать сет, но сегодняшней Кузнецовой это удалось. А затем она выиграла и тай-брейк, притом с хорошим запасом: 7-3. Несмотря на провал, она матчем рулила от начала до конца, и статистика сказала об этом очень четко: 32 активно выигранных розыгрыша против 14. Теперь и баланс личных встреч с Янкович – в пользу Светланы: 5-4.

Путь в финал Кузнецовой может открыть только победа над Викторией Азаренко, которую еще вчера букмекеры наверняка бы наделили большими шансами на успех. Азаренко в этом году одержала победы в Брисбене, Мемфисе, а главное, в Майями – там она обыграла и Светлану, и Серену, бросив легкую тень на ее титул победительницы АО, ведь юная честолюбивая Виктория наверняка считает, что только тепловой удар помешал ей справиться с Уильямс... Все это так, но… Виктория с грехом пополам (7-6, 6-3) одолела 19-ю ракетку Кайю Канепи, причем обе будто соревновались в неумении ввести мяч в игру и хоть как-то организовать свои действия. Астрономическое количеством двойных и невынужденных ошибок, постоянный обмен брейками….

Теннис, продемонстрированный Викторией в четвертьфинале показал, что эта талантливая звездочка еще не набрала достаточного опыта, ее прорыв в десятку поразителен, но позади оставлено множество пробелов в технической и психологической подготовке, которые – законы спорта неумолимы – еще придется долго восполнять. Наверняка утверждать сложно, но думается, что за один день перестроить свою игру Азаренко не сумеет, и значит, наиболее вероятны варианты финала: Кузнецова – Винус Уильямс, или Кузнецова – Сафина. Ждать недолго – сегодня мы получим ответ на этот вопрос.