7 мин.

Разгромы среди неясного неба

Иванович – Шарапова – 6:2, 6:1

С таким позорным счетом Маша Шарапова в этом сезоне проигрывала только Серене Уильямс. Правда, был еще матч с той же Иванович в полуфинале Токио, но тогда Мария, проиграв первый сет 1:6, при счете 1:0 снялась с матча из-за травмы.

После матчей со Шнидер и Чакветадзе показалось, что Машины дела идут на поправку. Процент попадания первой подачей стал стабильно выше 70%, двойных не больше пяти за матч. В полуфинале с Иванович у Шараповой подача опять была хороша — в среднем 76%, и двойных всего пять. А сам Тарпищев когда-то говорил, что если у Маши процент попадания первой подачей выше 60% — она должна побеждать. Но что поделать, если ее соперница почти такой же powerballer, как и она сама. У Иванович процент попадания первой был 67%, а скорость подачи в среднем 186 км/ч и 5 эйсов, в то время как у Марии ни одного. Как выяснилось, все дело в невынужденных ошибках.

Невынужденных ошибок за всеми красотами вроде хорошей первой подачи не скроешь. Особенно на грунте, где виннерсы, нейтрализующие эти ошибки, — большая редкость. Разделите продолжительность этого полуфинального матча на количество невынужденных ошибок Шараповой и получится, что Маша делала одну невынужденную ошибку примерно каждые 2 минуты. За 65 минут матча их в итоге набралось 30, в то время как Иванович остановилась на 12. И что в итоге? У Иванович 83% выигрышей с первой подачи, а у Маши 49%. У Иванович 43% выигрышей на второй подаче, а у Маши 25%. На приеме Иванович выиграла 57% розыгрышей, а Шарапова — 30%. У Аны 5 реализованных брейк-пойнтов из 5, у Маши 1 из 1. А в общей сложности Шарапова выиграла за матч меньше на 24 очка.

Почему Маша так много ошибается? Если все дело в больном плече, то как она может из матча в матч подавать со скоростью стабильно за 180 км/ч с процентом попадания первой подачей стабильно за 70%? Допустим плечо еще побаливает, такие травмы быстро не проходят, но все же складывается впечатление, что причина поражения Марии в этом матче лежит в несколько иной плоскости. Примерно в той же плоскости, в какой и причина ее поражений от Серены Уильямс.

Стиль Маши — атака. Маша значительно опережает соперниц по скорости, и если она мало ошибается, то ей обычно нет нужды варьировать свои действия. Она чаще всего даже не смотрит, где в момент удара находится ее соперница. Это то, что Маша называет «своя игра». Это ее план А. Но проблема как раз в том, и об этом много говорили, что плана Б, на случай, если план А не работает, у Маши как не было, так и нет. Вот и весь секрет. Правда, Шамиль Тарпищев обещает, что как только травмы оставят Машу в покое, она разнообразит свою игру и план Б нарисуется. Будем верить.

А пока что план А дал сбой уже в самом начале матча против Иванович, и что самое обидное — ничего нового до конца встречи Маша так и не придумала. Она даже не попыталась разнообразить игру активными выходами к сетке, что в матче со Шнидер, например, принесло ей немало очков. А во втором сете на Машу накатила такая спортивная злость, что она уже была не в состоянии попридержать коней. Она стала играть еще быстрее, не успевая при этом занять выгодную позицию, всячески избегала длинных розыгрышей, била навылет с приема первой подачи (в основном неудачно), то есть стала действовать по принципу «буду бить еще сильнее, авось попаду в глаз, убью насмерть и победу засчитают автоматом». И, естественно, ошибалась. А даже когда не ошибалась, Иванович все равно возвращала мяч (это же грунт!), и тогда Маша оказывалась в полной растерянности и совершенно не знала, что с этим мячом делать дальше. В итоге последний гейм матча Шарапова проиграла под ноль, и у организаторов даже сложилось такое впечатление, что Мария впервые в жизни держала в руках теннисную ракетку.

А ведь нужна была от Маши самая малость — подержать мяч в игре. Иванович, все это знают, имеет очень подвижную нервную систему, и если хотя бы немного заставить ее понервничать, она тут же начнет ошибаться. Правда, она после финала в Берлине с Кузнецовой выглядит более зрелой и психологически устойчивой, но ведь это новейшее изобретение, а потому еще не может работать на сто процентов. А Маша даже малюсенького повода понервничать Иванович не дала. И именно поэтому сербка в этом матче хладнокровно раскрылась во всей своей красе.

Недаром Иванович называют бэби-Дэвенпорт — эта девочка тоже умеет бить мощно и отвечать быстро, но делает это не всегда, в отличие от той же Шараповой, вкладываясь по полной программе в каждый удар, а по мере необходимости, только когда уверена в выигрыше очка. Иванович играет достаточно разнообразно, хорошо умеет ставить паузы, успевая увидеть месторасположение соперницы, поэтому она точна и эффективна в своих ударах. У нее также получается играть почти стоя на одном месте, гоняя соперниц из угла в угол. Хотя и сама может побегать, если надо.

Официальный сайт говорит, что если Ана будет играть с Жюстин так же, как сегодня с Марией, у нее будут хорошие шансы на победу. Правда, такие фразы мы слышали уже не раз. Тем более уж кто-кто, а Жюстин заставит Ану понервничать. Но Ана уже поставила своеобразный рекорд — она выбила из турнира 2-ю и 3-ю сеяных. 4-ю сеяную Якович ей выбить уже не удастся. Но если она обыграет первую ракетку турнира, то повторит рекорд Бориса Беккера в Стокгольме в 1994-м.

Энен – Янкович – 6:2, 6:2

В этом полуфинале тоже ждали равной борьбы, и ее тоже не было. Елена Янкович до сих пор пять раз проигрывала Жюстин и всегда в трех сетах, причем в последнюю их встречу в Берлине сербка как никогда была близка к победе, ведя в третьем сете 4:0. Казалось, именно здесь и сейчас должен настать момент истины для Янкович, и она наконец сможет выиграть этот злополучный третий сет. Но так уж вышло, что здесь и сейчас — это «Ролан Гаррос», где Жюстин должна выиграть третий год подряд, чтобы стать второй Моникой Селеш.

На этот раз Жу не дала Янкович никаких шансов. Их матч длился всего на 15 минут дольше, чем предыдущий, и закончился ну совсем с чуть-чуть более пристойным счетом. Правда, борьба все-таки была, ведь Елена сумела отыграть 7 из 12 брейк-пойнтов. Просто Энен сегодня была великолепна. Особенно поражает, как эта чудовищно маленькая женщина умудряется выигрывать почти все без первой подачи. В последнее время у Жюстин процент попадания первой почти никогда не бывает выше 50%, сегодня был 41%, в то время как у Янкович 60%. И несмотря на этот 41%, у Янкович было всего 2 брейк-пойнта за весь матч. Правда, скорость подачи у бельгийки мама не горюй — сегодня была не хуже, чем у Шараповой. А у Елены скорость заметно поменьше, поэтому Жюстин не стеснялась постоянно атаковать и с первой подачи соперницы. В итоге у Янкович выигрыш с первой подачи всего 37%, зато у Жюстин 57% выигрышей на приеме. У сетки Жюстин играла, как обычно, хорошо – почти стопроцентное попадание. А ведь Энен зарабатывает очки своими активными действиями, а не ошибками соперницы. Так, например, двойных и невынужденных у нее ровно на одну меньше, чем у Янкович.

Но надо несколько слов сказать и о Янкович. Она сегодня выглядела не лучшим образом. В привычно непробиваемой защите обнаружилась брешь. Играла она далеко не так разнообразно, как обычно, не так продуманно, не варьировала темп и направленность ударов, часто отбивалась просто на хафкорт, и ох уж эти диагональные перестрелки. Почти ни разу она не удивила Энен.

Кажется, Янкович просто перегорела. Трудно вспомнить турнир в этом году, в котором она не играла. Уже успела завоевать три титула, стать первой теннисисткой по итогам сезона, добиться небывалых успехов на грунте, впервые в карьере выйти в полуфинал турнира «Большого шлема», обыграв по дороге Винус Уильямс и Вайдишову. Кажется, это слишком даже для нее.

Сербского финала не получилось. А Ана Иванович потом призналась, что во время своего матча думала о нем…

Ксения ВИТРЯК