11 мин.

Маэстро

В среду в Лондоне продолжилось выяснение отношений в обновленном на четверть квартете А, а четверг явил миру второго полуфиналиста из квартета В. Пока спешащий на помощь Янко Типсаревич отмечал свой дебют драматичным поединком с вечно сомневающимся Томашем Бердыхом, Давид Феррер наглядно доказывал, что чуть более короткая фамилия еще не повод судить об истинных размерах игровых достоинств. Отличился и Новак Джокович, выдав одну из лучших пародий в карьере – никогда еще сербский мэтр не был столь точен в передаче образа Надаля в матче с Федерером. Сам Рафа пытался восстановить пошатнувшееся реноме в поединке с Тсонгой, а попутно выйти в полуфинал. Первую часть задачи испанец осилил, основную – провалил. Ну и в конце концов Роджер и Марди сыграли классический френдшип, создав локальную интригу и выдав эффектную, но вполне ожидаемую развязку.

Томаш Бердых – Янко Типсаревич, 2:6, 6:3, 7:6

Программу дня открывали Томаш Бердых и «первый в случае чего» Янко Типсаревич. Соперники встречались неделю назад в самом романтичном городе мира и договорились, что тайн друг от друга у них больше не будет. Оба играли в привычном стиле – Янко окопался на задней линии, добегал почти до всех мячей, используя в атаке преимущественно опцию бекхэнд. Серб бил не так хлестко и сильно, как он может, но во всяком случае довольно точно, с запасом, уступая право рисковать Бердыху. Томаш в ответ вел точечную, но неточную бомбардировку из своего блиндажа по ту сторону сетки, а хав-корт был заминирован для обоих.

Серб, не сомневавшийся в действенных свойствах ягодиц Маррея, начал матч против чеха еще в самолете, и, даже не успев как следует стряхнуть с колен песок Акапулько, в первом же гейме оформил брейк. Бердых мазал все и по всему, что двигалось, щедро угощая мячами коридоры и украшая ими сетку. Игровой стиль чеха навевает воспоминания о баскетбольных снайперах узкой специализации, работающих исключительно от броска. Если снайпер «в огне» и бросок идет, спасу никому нет. Стоит броску засбоить, начинаются проблемы – мяч дробит по дужкам, вываливается из кольца, летит «в молоко». Бердых – именно такой. Другие игроки могут пойти в проход или потолкаться под щитом (в смысле поменять темп, начать выходить к сетке, поиграть дропшоты), а снайпер просто вынужден верить в свой бросок. Однако в баскетболе в случае промаха партнеры могут взять подбор и продолжить атаку, а в теннисе партнеров нет.

Впрочем, возможно, Томаша элементарно смущал цвет игровой формы Типсаревича (оба вышли на матч почти в одинаковых футболках) и вообще сам факт того, что кто-то кроме него позволяет себе выступать в майках такой цветовой гаммы. Да, Хиддинк явно поторопился, когда нарек «спящим гигантом» Павлюченко, есть и не менее достойные кандидатуры. К счастью, Бердых не успел вспомнить про сборную Голландии, колористические парадоксы и так повергли его в изрядный ступор. Чех заново обнаружил себя в реальности при счете 1:5 и, взяв свою подачу, уже по-взрослому нацелился на чужую. Янко же игралось настолько комфортно, что он решил продлить удовольствие и, подавая на сет, получил 0-40. Справедливости ради, благоприятную ситуацию для брейка Томаш соорудил собственными активными действиями. Загрезилось о камбэке, но серб вовремя вернулся мыслями в недельной давности Париж, где он умудрился отпустить с такого же счета гиганта воли и психологической устойчивости Бердыха, и где подачей, где удачей отстоял гейм, а с ним и первый сет – 6:2.

Второй сет прошел в совершенно той же манере, что и первый, правда, закончился он в пользу Бердыха. Концепция поединка не поменялась, Типсаревич, испивший весь сосуд эйфории в рамках первого сета, подсел ожидаемо, но не критично, против Бердыха образца первого сета хватило бы и этого. При этом нельзя сказать, что чех ощутимо прибавил в игре, но его снаряды начали попадать в корт значительно чаще. В итоге Янко, подававший вторым, дрогнул при счете 3:4, отдал подачу, а через три минуты и весь сет – 3:6.

В решающей партии соперники до того сосредоточились на собственной подаче, что даже на тай-брейке до счета 4:3 брали исключительно свои очки. Дальше дважды подавал Янко и дважды разыграл одну и ту же комбинацию – подача по линии и последующая атака с хав-корта обратным кроссом. Задумка серба прошла «на ура» оба раза с той лишь разницей, что один из кроссов улетел в небольшой аут, а Бердых обнаружил счет 5:4 в свою пользу и две карманные подачи для решения вопроса о победителе. Осознав, что он в двух шагах от победы, чех моментально превратился в того самого слона, что боялся уколов. Скажите, доктор, а выиграть две свои подачи подряд – это очень сложно? Так и не узнав ответа, Бердых сыграл поочередно в аут и в сетку, и уже Янко оказался фаворитом тай-брейка, ведя 6:5 и имея две своих подачи. Но если бы Типсаревич реализовал в этой ситуации матч-болл, он наверно был бы Джоковичем, на которого он бессознательно так стремится быть похожим – осанкой, мимикой, жестами, манерой игры. Бердыху повезло – тай-брейк против Джоковича он уже сыграл, а Янко не использовал свой шанс на матчболе, сыграв в довольно комфортной ситуации с лета в аут, затем в расстройстве дал двойную и, принимая решающую подачу Бердыха, поскользнулся и растянулся на задней линии, позволив чеху одержать первую победу на турнире. Благо, вроде бы все обошлось без травм, во всяком случае физических.

Давид Феррер – Новак Джокович, 6:3, 6:1

Вечерним запуском на корт вышли Новак Джокович и Давид Феррер, чтобы согласно всем предматчевым прогнозам и раскладам зафиксировать 71-й бенефис серба в сезоне. Однако испанец уже в первом же гейме на подаче Новака добрался до счета «ровно», явно намекая, что в его вигваме найдется место для еще одного скальпа. Джокович выбрался из неприятной ситуации на старте, и в четвертом гейме при счете 2:1 атаковал подачу Феррера – 30-0. Это был первый и последний эпизод в матче, когда серб мог захватить инициативу и иметь шансы на выигрыш поединка, дальше было царствие Давида. Джокович выглядел более менее адекватно до счета 3:3, а затем уступил шесть геймов подряд. Да, Феррер быд чертовски хорош, более того – он был прекрасен: заведен, агрессивен и изобретателен, выходил к сетке и укорачивал, принимал правильные решения в нужные моменты, выдавливал из Джоковича ошибки и выигрывал очки сам, словом – делал, что хотел, создав нового героя вечера. Как и в 2007-м Давид подошел к итоговому турниру в оптимальной физической форме и отменном эмоциональном состоянии и, уже посрамив скептиков, готов к новым свершениям как минимум в полуфинале, а то и в финале. Серб же толком не играл, а снимался в рекламном ролике – демонстрировал разрозненные форхэнды и бекхэнды, периодически по привычке разводя руками. Раньше Джокович исполнял такое против квалифаев в первых кругах «Мэйджоров», без особой тактики и необходимого настроя, уверенный в собственном итоговом превосходстве. Возможно, что Джокович переиграл матчей с Надалем и слишком заточил свою игру под одного испанца, чтобы воспринимать еще и выкрутасы другого. Понятно, что серб в отличие от того же Давида не в лучших физических кондициях, его все-таки существенно беспокоит плечо, что заметно по экономной технике выполнения подачи и форхэнда. Но главное – Новак не готов тратить психологические ресурсы для самоутверждения или на потребу толпе. Возможно, Джокович мог завестись и попытаться переломить ход неудачно складывающегося матча, но чего бы это ему стоило, знал лишь он один. Тем более решающего турнирного значения при всей несомненной важности этот матч не имел. По курсу – друг и соотечественник Янко Типсаревич, которого Джокович вероятно обыграет. А если нет, то ему действительно совсем нечего делать в полуфинале.

Конечно, там в соперниках будет поймавший свою волну Роджер, но Джокович уже неоднократно побеждал в этом году Федерера. Тем более Новак как никто другой умеет прибавлять по ходу турнира и собирать в красивую мозаику то, что, казалось бы, было рассыпано под самыми тяжелыми диванами.

Роджер Федерер – Марди Фиш, 6:1, 3:6, 6:3

Четверг открывался матчем безусловного лидера квартета В Роджера Федерера и столь же безусловного аутсайдера того же квартета Марди Фиша. Американец, впрочем, даже несмотря на два поражения выглядел неплохо – достойно кусался с Тсонга, а Надаля и вовсе мог победить, если бы был поматерее в таких матчах «на тоненького». Федерер, проведя неровный матч с французом, из принципиального соперника сделал аппликацию. При любом исходе противостояния Федерер оставался первым, Фиш – четвертым, а американцы все равно бы стали отмечать День Благодарения.

Федерер легко взял свою подачу, затем помучился на подаче соперника, но тоже взял, вернул свою, опять забрал чужую и снова взял свою. Геймы меняли друг друга с калейдоскопической быстротой, а счет привычно и неуклонно рос в пользу Федерера. 6:1 в первом сете – хотя Фиш вновь выглядел прилично. Американец был традиционно опасен слева, к тому же у него прорезался короткий и хлесткий форхэнд, которым он периодически ставил швейцарца в тупик, но это был один из редких матчей на турнире чемпионов, когда разница именно в общем классе (не в готовности к турниру, а в комплексном мастерстве) все-таки довольна заметна. Роджер словно заглянул в тренажерный зал – кросс, обратный кросс, перевод по линии, слайс, укоротил, потащил к сетке, обвел. Не обвел, хоть напугал – тоже сгодится. Бросилось в глаза, что Федерер чрезвычайно хорош на ногах – вернулась прежняя ритмика и грация, позволяющая подходить к мячу в нужный момент. Дальше еще проще: Роджер, подходящий к мячу вовремя, допускает минимум ошибок. Федерер, допускающий минимум ошибок – непобедим.

Во втором сете швейцарец дал себе передышку, и на передний план вышел Марди. Не сказать, чтобы Фиш грандиозно прибавил, но он начал удерживать собственную подачу и не забывал прессинговать на приеме. Федерер делал вид, что сопротивляется, Фиш тоже не особо усердствовал, но гнул свою линию, а зрители получили подобие схватки, хотя по совести это был лишь типичный выставочный матч на Рождество, когда вокруг много радости, шума, веселья, хлопушек и твиннеров. Фиш взял второй сет 6:3 и вроде задумался о большем, но тут показалась чуть хмурая и позевывающая Мирка, полагавшая, что ее мальчик задерживается в игровой комнате слишком долго. Федереру не нужно было объяснять дважды, ранний брейк – и «да, дорогая, мы уже скоро будем дома». 6:3 в решающем сете и пятикратный победитель турнира отправляется в полуфинал с тремя победами из трех возможных, а Марди отправляется есть индейку в компании Стейси.

Жо-Вильфред Тсонга – Рафаэль Надаль, 7:6, 4:6, 6:3

Завершалась программа третьего тура в группе В матчем Рафы и Жо с предельно понятной подоплекой. Победитель – в полуфинал, проигравший – на Мальорку. Француз подавал первым и брал геймы на своей подаче легко и непринужденно, фаршируя каждый гейм перчинкой в виде эйса. Испанец в первых пяти геймах на подаче неизменно уступал первый, а то и второй розыгрыш, чтобы затем ценой титанических усилий все-таки отстоять подачу, а затем предстать выжатым лимоном на приеме. При этом Надаль, как и обещал, подавал значительно лучше, чем в предыдущем матче – не надеясь на силу, но весьма неплохо по направлению, пару раз буквально обманув Тсонга, да и вообще играл более собранно и ответственно: довольно уверенно защищался и старался атаковать, пусть и не максимально остро. Проблема заключалось в том, что Жо в упор не замечал усилий Рафы, играя с ним, как кошка с мышкой. Напоминало это фильмы о кикбоксерах, где в начале младшего брата, друга или деда главного героя изрядно мутузят плохие дяди. Француз реально делал со вторым номером рейтинга все, что хотел – выходил к сетке и играл смэши пополам с реверсами в броске вперемешку с падением, и все сходило ему с рук. Вытаскивал испанца к сетке укороченными и бросал головокружительные свечи или обводил по линии, принимал навылет так, что быль слышен лишь свист мяча. Единственным изъяном в перфомансе Тсонга было то, что он так и не удосужился сделать брейк, хотя имел массу возможностей. Впрочем, тай-брейк все расставил по местам – 7:2 в тринадцатом гейме и 7:6 в первом сете в пользу Жо.

Во втором сете Надаль начал подавать первым, и это обстоятельство продлило его турнирную жизнь. Тсонга начал испытывать некий дискомфорт, а Надаль постепенно приходил в себя, проводя временами фирменные розыгрыши. При этом испанцу никак не удавалось забить француза, хотя порой он выдавал целые серии форхэндов под бекхэнд Жо. Тсонга довольно спокойно успевал, отвечал глубоко и остро, более того несколько раз плюнул слева так, что Рафа лишь провожал мяч глазами. Вообще сложно понять, как Надалю удалось выиграть целый сет в игре, где он сделал эйсов меньше, чем его соперник сделал приемов навылет, а львиную долю очков испанец зарабатывал через ауты француза. Тсонга вполне мог победить в двух сетах, но поймал мандраж на своей подаче при счете 4:5, а Надаль клещами вцепился во внезапно образовавшийся шанс и выиграл сет.

Воспрявший духом испанец провел на уровне первые два гейма третьего сета, но затем все-таки рухнул под напором Тсонга. Справедливости ради надо признать, что когда Жо удается играть именно так – быстро, глубоко и точно, с огромными проблемами сталкиваются все его соперники. После раннего брейка Тсонга решающий сет не то чтобы превратился в формальность, но был далек от лучших образцов триллера. Француз пытался лично внести интригу в поединок, изобразив три двойных ошибки при подаче на матч, но Рафа свой выбор уже сделал и в следующем гейме отдал собственную подачу и путевку в полуфинал, а мечту выиграть итоговый отложил до лучших времен.

Рафа будет залечивать раны, кромсая аргентинцев, а Жо в полуфинале по всей вероятности встретится с Феррером. Другой полуфинал скорее всего будет интереснее по вывеске, но поединок Давида и Голиафа стал классикой намного раньше описываемых событий.