Специфичный Спа

Этап в Бельгии предоставил пилотам совершенно специфический антураж для гонок, благодаря чему болельщики рассмотрели любимцев сквозь совсем нетипичные призмы. Какие картины можно было увидеть? Об этом рассказывает традиционная колонка Sports.ru «разбор полетов».

Уникальные погодные условия, ежегодно припасаемые Бельгией в качестве подарка для гостей высшего автоспортивного класса, в нынешнем году были выпестованы природой с особой любовью. Впервые за долгие годы болельщики наблюдали за дождевой гонкой, на которую — даже при особом желании — пилоты не смогли бы списать все свои беды и ошибки. Дважды обозначив собственное присутствие лишь небольшим интермеццо, ливень обошел трассу стороной. Но при этом превратил гоночное полотно чуть ли не в раллийный спецучасток, где сцепление покрышек с асфальтом минимально, а любые мало-мальски серьезные просчеты в пилотировании чреваты фатальными последствиями. Собственно, «Спа-Франкоршам» на полтора часа превратилась в уникальный полигон, на котором тестировались навыки гонщиков аккурат в тех экстраординарных условиях, о которых мечтает каждый зритель. Ибо здесь талант каждого участника чемпионской гонки просматривался как на ладони…

К примеру, отсюда удалось рассмотреть огрехи в технике Себастьяна Феттеля, которые немецкая пресса разумно скрыла за охами-вздохами о банальном невезении вице-чемпиона мира, а британская банально потеряла, вслед за Мартином Брандлом, предавшись рассуждениям о чрезмерно агрессивном и необдуманном поведении спортсмена. Без сомнения, факторы, приведенные коллегами, отбрасывать нельзя: в момент коллизии с Дженсоном Баттоном и погодка шептала, и крутил баранку Себ чрезмерно рьяно. Но давайте обратим внимание еще на одну важную тенденцию — в последнее время Феттель катастрофически неверно оценивает диспозицию перед маневром. Памятуя о турецком столкновении с Марком Уэббером в качестве зачина-присказки, обратим внимание на воскресное ЧП на 16-м круге. Которое, к слову, планомерно готовилось предыдущие шесть оборотов по контуру «Спа-Франкоршам» — следуя след в след за конкурентом, немец искал лазейку для рокировки, но в силу ограниченных оборотов мотора и недостаточно хорошего сцепления машины с трассой не мог потеснить чемпиона мира. Оставалось лишь выжидать в надежде на ошибку, что последние пару минут перед коллизией Себ и делал. Шанс появился перед заключительной шиканой, поскольку Баттон, сделавший разумные выводы из радийных предупреждений о начавшемся дожде, сбавил обороты и начал более аккуратно работать на торможениях. Феттель выверять аналогичные точки — то ли в пылу борьбы, то ли в силу неопытности — не захотел. А потому продолжил давление в привычной манере…

Баттон сбавил обороты и начал более аккуратно работать на торможениях

Далее все логично. Баттон при подходе к повороту тормозит раньше, попутно оставляя себе запас пространства на выходе. Себ отвечает слип-стримом, который в «сухом» антураже при подобной расстановке машин на полотне принес бы ему успех. Но в последнюю секунду перед контактом понимает, что качественно оттормозиться (не то, что без потери места, а без сохранения машины на треке!) ему не удастся — дефицит сцепления непременно приведет к путешествию за пределы трассы! А потому спешно пытается сменить траекторию и перестроиться обратно. Мгновениями позже — после повтора — развеялись сомнения в том, что отчаянная попытка Себа ухватиться за соломинку несла в себе рациональное зерно. Вернуться за заднее антикрыло Баттона было нереально: раннее торможение слишком уж замедлило британца… К слову, один из язвительных британских коллег прислал наутро электронное письмо, в котором похвастался осуществлением маневра Феттеля — с обгоном по внешней на дождевой трассе. Правда, на PlayStation. Правда, с четвертого раза. Правда, после нескольких пинт пива…

Контакт с Витантонио Лиуцци — еще один неоднозначный эпизод с участием Себа в Спа. Мы уже не раз подчеркивали то, что в нынешнем сезоне итальянец берет очки исключительно за счет двух козырей. Это хорошие ходовые характеристики машины и добротная защита. Он борется до последнего, но если уж уступает позицию, то признает неудачу и старается пропустить конкурента в завершающей стадии маневра максимально корректно. Феттель наверняка об этом осведомлен, а если даже и нет, то мог бы получить представление о стиле и манере пилотирования Тонио с 19 по 22 круги — пока следовал за ним и навязывал борьбу до заезда на пит-лей с последующим отбытием штрафа. Увы, рационального использования опыта болельщики так и не дождались: на 27-м круге болиды не разминулись друг с другом в «Автобусной остановке». Причем в ситуации, где коллизии можно было избежать. Оговоримся: в данной ситуации мы не вешаем на Себа всех собак — произошедшее есть следствие совместной неповоротливости и неорганизованности пилотов. Однако немец стал соучастником инцидента, которого легко мог бы избежать, сделай верные выводы из имевшейся на руках фактуры. К слову, Фернандо Алонсо того же Лиуцци в экспозиции гонки обошел исключительно за счет ресурса машины. Немного выдержки — и Себ мог бы повторить то же самое.

Образцовый же пример хладнокровия явил Виталий Петров, показательно разобравшийся с Нико Росбергом в комбинации «Ле Комб» — «Мальмеди». Можно сколь угодно долго говорить о том, что немец сделал ставку на радикальные дождевые настройки, а потому управляемость «Мерседеса» оставляла желать лучшего. Однако для представителя «трехлучевых» это навряд ли послужит полноправным оправданием. Начало маневра проспал? Проспал! На выходе из поворота растерялся? Растерялся! Толком ни одной попытки предотвратить атаку не предпринял? Не предпринял! Сложилось ощущение, что пока заряженный на борьбу россиянин рисково прорубал себе путь наверх, немец сидел в кокпите и на ромашке и гадал: «получится — не получится». Когда же лепестки закончились, Петров был уже далеко… Хорошо хоть у Нико хватило времени, мастерства и совести не пустить в широко распахнутые двери напарника по команде, а хотя бы хоть как-то побороться. Впрочем, на 42-м круге, когда Росбергу пришлось вновь бороться с Шумахером за позицию после рестарта, он едва не перегнул палку. Жестко подрезав семикратного, молодой гонщик заставил того выскочить за поребрик, дабы избежать коллизии. Маневр, достойный сражения с визави из другой команды, в нашем случае чуть не привел к обоюдному сходу партнеров по «Мерседесу». К счастью, Шуми выкрутился из щекотливой ситуации без ущерба для производства.

Сражаясь с Феттелем в «Красной воде», Кубица выдавил немца с полотна на мокрую траву на скорости 180 км/час

А вот непоправимый ущерб болиду конкурента мог уже на втором круге нанести Роберт Кубица. Сражаясь с Феттелем в «Красной воде», он натуральным образом выдавил немца с полотна на мокрую траву на скорости 180 км/час. Если угодно, маневр вполне себе подходил под сравнительное клише «Шумахер — Баррикелло» в Венгрии, правда, без стены по правую сторону Себа. Но тем не менее от повышенной опасности авантюру это не избавляет. Поляк в последнее время очень часто бродит по лезвию бритвы, предпринимая маневры «на тоненького». Пока это сходит ему с рук, вызывая восторги общественности. Но такое лихачество ведь может до добра и не довести! Так что в данном случае определенная претензия к стюарду этапа Найджелу Мэнселлу есть, хотя в остальном британец отработал замечательно.

Разбирать ошибку Рубенса Баррикелло в качестве заключения к обзору представляется моветоном. Все-таки и на старуху бывает проруха — пусть даже в 300-м Гран-при в карьере. Ну, пропустил точку торможения на скользкой трассе — с кем не бывает? А вот старания Ярно Трулли и Хейкки Ковалайнена хотя бы контурно, но обозначить хочется. Просто потому, что наблюдая за их потугами по укрощению «Лотуса» в дождливую погоду, даешься диву — как этим парням вообще удается держать машину в рамках полотна? Ведь даже коровы на льду держатся элегантнее Т127! Обратите внимание на нюансы торможения: из-за проблем с балансировкой пилоты элементарно не знают, в какую сторону бросит кар после чрезмерно сильного или, наоборот, очень слабого удара по педали. Посему и рулем напарники работают активно, и оттормозиться стараются как можно мягче, и головой крутят по зеркалам, надеясь не подставить идущих следом. При этом умудряются симулировать защиту в противостоянии с конкурентами по «лиге», а порой даже срывать аплодисменты публики за стойкость. В общем, если объединить бюджеты и усилия трех новобранцев года в единое целое, то в голосовании наш голос получил бы именно «Лотус». Или, как минимум, его пилоты.

0
Популярные комментарии
0
ramsh
Полностью согласен, автор видимо, не счел нужным пересмотреть видео, а жаль
Ответ на комментарий Sergdrog
Если бы Себастьян этого не сделал, то и столкновения не было бы. www.f1news.ru/news/f1-60317.html Посмотрите здесь внимательно!!! Аллен опять поднял тему гибких антикрыльев. И на видео всё прекрасно видно, в том числе действия пилота. Когда Себ находился в возд. мешке за Баттоном всё было нормально. Как только высунул левую часть носа, по переднему антикрылу видно насколько существенна стала разница в прижимной силе. Произошел существенный дисбаланс в прижиме между передней ЛЕВОЙ частью и задней оси болида. Как следствие срыв задней оси ВПРАВО!!! Себ теряет машину, и он это сам признал. Что он при этом делает? Как и любой другой пилот высочайшего уровня коими явл-ся Формулисты, он за доли секунды совершает манипуляцию рулём вправо (не закрывать же ему лицо руками и кричать Мама!!!). Далее он его на мгновение ловит, но происходит обратная реакция,срыв задней оси уже в левую сторону и Себ выкручивает руль влево, но уже поздно, Баттон был слишком близко. Вы видимо невнимательно прочитали мой предыдущий пост или в принципе не понимаете произошедшего. Ну а мысли автора, о том что Себ выйдя из слипстрима, хотел туда опять попасть в принципе бред.
0
FurForIt
А мне кажется, что разная высота крыла слева и справа влияет на воздушный поток за крылом, но не может делать разным прижим правого и левого колеса. Тут, конечно, взаимодействие гораздо более сложное, но в первом приближении это мне видится так: разница в прижимной силе является причиной изгиба крыла, а не его следствием, и поглощается этим изгибом без передачи на остальные элементы конструкции.
Ответ на комментарий PalexW
«то это не должно было успеть повлиять на устойчивость машины. Поясню. Сила, прикладываемая к крылу и сгибающая его, еще не передается на подвеску (и тем более, через подвеску на колеса!)»

Собственно, ничего не понимая в этих процессах, таки усомнюсь. Антикрыло слева и справа на разных уровнях. Соответственно передние колёса тормозят болид с разной эффективностью (всё ведь происходит на торможении). Почему это не может нарушить устойчивость?
0
PalexW
Если проблема с крыльями есть, то боюсь, что проблема гонщика - скорость происходящих процессов. Т.е. гонщику некогда думать - как там руль надо выставить, чтобы поймать болид. Он работает спинным мозгом, интуицией, опытом тысяч подобных ситуаций. И гибкое крыло может стать той мелочью, которая сбивает рефлекс в определённой ситуации, например когда ты на торможении, и на пол корпуса высунулся вбок. Т.е. руки делают то, что они обычно делают в такой ситуации, а болид ведёт себя немного не так, как обычно.

На самом деле красивая теория: то, что делает болид непобедимым в квалификации, создаёт немыслимые проблемы при преследовании. :)
Ответ на комментарий Santoro
Ну скажем так - может :) В статике, если крылья уже установились на разных высотах и не движутся дальше ни вниз ни вверх. Это раз. А два - это если эта устойчивость УЖЕ не была нарушена гораздо более сильным воздействием, таким как рывок руля влево,т.е. изменение направления движени в процессе торможения. То есть, пока машина Фитиля только выходила из мешка машины Баттона, она уже начинала двигаться с заносом зада вправо.
Написать комментарий 29 комментариев

Еще по теме

Реклама 18+