5 мин.

Вишенка на торте

Доселе невиданный в «Формуле-1» зверь из Абу-Даби, о котором Sports.ru рассказывал перед началом сезона, наконец-то материализовался. За последние шесть месяцев на острове Яс произошло несколько мини-революций организационного характера, но, в итоге, трасса «Яс-Марина» была полностью построена и неделю назад официально «сдана» чиновникам из ФИА.

По-настоящему участников «Формулы-1» удивить трудно � новые трассы растут как грибы после дождя, с одинаково хорошей инфраструктурой, высокой безопасностью и интересными профилями. Но устроители Гран-при Абу-Даби устами управляющего автодромом Филиппа Гурджяна постоянно твердили о том, что их проект � нечто особенное, что-то крышесносящее. Автодром «Яс-Марина» должен был удивить всех миллионом продуманных мелочей�

«А еще будет сюрприз � то, чего «Формула-1» еще никогда не видела!» � заговорщицки подмигивал Гурджян впадавшим в ступор журналистам. Неизвестно, стало ли для Филиппа сюрпризом его собственное смещение с поста директора автодрома, но, по слухам, конфликты с подрядчиками вынудили шейхов сменить его на Ричарда Крегана � человека, способного идти на компромиссы. Официально Гурджян остался в строю в должности консультанта нового руководителя, но с момента кадровой перестановки француз исчез из поля зрения прессы.

Несмотря на перестановки, генеральная линия организаторов изменений не претерпела � Гран-при должен стать самым-самым. Да еще и пройти на закате дня � вот и обещанный сюрприз. Действительно, в «Ф-1» гонки проводятся, в основном, в дневное время, и лишь Сингапур, да в нынешнем сезоне Мельбурн проводили заезды ночью или ближе к вечеру. К слову, закатывающееся над «Альберт-Парком» солнце и тени от деревьев, мешая обзору на трассе, изрядно попортили пилотам нервы и глаза.

На «Яс-Марине» закат должен стать коротким. Если неудобства и возникнут, то продлятся не больше 20-25 минут, после чего солнце сядет за горизонт. В отличие от австралийской трассы, в Абу-Даби установлена система искусственного освещения, которую обещали включить с самого начала гонки. По идее, пилоты даже не заметят большой разницы в освещении.

Профиль «Яс-Марины», которую, к слову, проектировал Церетели Экклстоуна Герман Тильке, не совсем стандартный. Первая часть трассы похожа на современные треки � секция разномастных поворотов, самая длинная в календаре чемпионата мира � 1,2 км � прямая, шпилька, зона безопасности за которой уходит под зрительские трибуны� Вторая часть похожа на городскую � 90-градусные повороты, петляние мимо кучи зданий и «прогулка» вдоль пристани. Кроме того, трасса рельефная. Небольшие спуски и подъемы очень нравятся гонщикам, а в некоторых местах, например, во время съезда к набережной, им следует быть осторожнее и не заглядываться на открывающееся море.

Дорожное полотно тоже оказалось на высоте. В четверг пилоты прогулялись по трассе, отмечая для себя все нюансы трека, точки торможения и другие детали, и они с приятным удивлением обнаружили, что асфальт очень ровный. Кроме того, трасса широкая � на некоторых участках до 16 метров. Однако интерес представляет не она, а то, что творится вокруг � защитные барьеры и зоны вылета. Первые состоят из полиуретана, в который вшиты алюминиевые пластины � такая конструкция намного прочнее и в то же время гибче обычных барьеров и рядов отработанных покрышек, � и находятся по современным меркам довольно близко к дорожному полотну.

«Должно же быть какое-то наказание за вылет с трассы. Не авария, конечно, которая навредит здоровью, но чтобы пилоту пришлось заплатить определенную цену», � ухмыляется Дэвид Култхард, уже успевший покатать некоторых VIP-гостей по трассе на двухместном болиде.

Зоны вылета � особая тема. Голубые полосы, шириной в пару метров, расходящиеся от края трассы � это не только дань фирменному цвету Гран-при, но и особое абразивное покрытие, которое гасит скорость вылетающих болидов. Учитывая его серьезное влияние на износ покрышек, гонщикам следует быть очень аккуратными.

Ошибки пилотов, если таковые будут, по мнению Германа Тильке, � главный фактор, влияющий на зрелищность гонки. Немец полагает, что из-за сложности конфигурации трассы гонщики не смогут проходить круги идеально, а значит, соперникам, нацеленным на обгон, придется проще.

Однако Адриан Сутиль считает, что ничего особенного в конфигурации трека нет: «Не думаю, что будет сложно. Здесь много повторов, которые будут проходиться на второй передаче, что не очень нам подходит».

Главные же опасения у всех � гонщиков и болельщиков � вызывает выезд с пит-лейн, проходящий сквозь туннель. Подъезжать к нему болиды будут со спуска, уже миновав место, где действует ограничение по скорости, после чего идет резкий изгиб трассы влево. Однако на деле, если пилоты не будут слишком активно давить на педаль газа, сложностей на этом участке возникнуть не должно. Ну а если какая-нибудь машина вдруг встанет посреди туннеля, то объехать ее не составит проблем � ширина трека приличная, а организаторы обещали отработанную систему эвакуации.

Впрочем, все равно не покидает ощущение, будто организаторы больше думали о том, чтобы порадовать гостей, чем телезрителей � крытые трибуны, кондиционеры в боксах (что вызывает шутки о том, что в жаркую и душную Малайзию команды больше не поедут), но при этом лишь одно-два места для обгонов. Если честно, то для самой-самой трассы маловато. Впрочем, посмотрим, может быть, Абу-Даби удивит нас и в плане зрелищности гонки.

Все выходные ожидается теплая погода. Вместо осадков � песок, который означает, что за пределами гоночной траектории будет грязно и скользко. Вообще, характер поездки по трассе � «разгон-торможение». В каком-то роде это даже интересно, поскольку автодромы такого типа идеально подходят «Браунам». В этой связи любопытно посмотреть на новенького чемпиона Дженсона Баттона, на которого уже ничего не будет давить, и который, по словам Росса Брауна, должен показать соперникам кузькину мать. «Макларен» тоже должен быть в форме, учитывая, что во второй половине сезона серебристые болиды почти регулярно пребывают в тройке лучших по своему гоночному темпу. После обновления болида в Сингапуре «Ред Булл» также выглядит серьезным соперником независимо от технических требований автодрома, но слабостью команды является положение с моторами � Себастьян Феттель до сих пор ходит по грани лимита двигателей на сезон.

Кроме записных фаворитов интерес вызывают и другие команды и пилоты. Для некоторых из них � например, «БМВ-Заубера» � это прощальная гонка, на которой будет сделано все, чтобы громко заявить о себе в последний раз. Правда, юбилейные и прощальные Гран-при в «Ф-1» всегда оказываются неудачными, но будем надеяться, что в этот раз несчастливая традиция прервется. Кроме того, Гран-при Абу-Даби � последний (или редкий) шанс заявить о себе: Казуки Накадзима до сих пор не набрал очков в личном зачете сезона-2009, Ромен Грожан так и не продемонстрировал отличных гонок, Джанкарло Физикелла не помог «Феррари» в Кубке конструкторов, а Камуи Кобаяси должен доказать руководству «Тойоты», что ради него не зря отправили Тимо Глока в досрочный отпуск или увольнение.

Кроме того, гоночные события будут кипеть и вокруг трассы � сегодня на пресс-конференции Ярно Трулли и Адриан Сутиль продолжили свой бразильский спор и разбирательства на тему «кто виноват», а Нико Росберг задал вопрос «что делать» в ситуации с опасными маневрами защищающихся гонщиков. Наконец, что там решат в «Мерседесе» насчет своего будущего в «Ф-1», и куда направится Кими Райкконен�

В общем, сезон хоть и заканчивается, но «Формула-1» живет дальше.