6 мин.

И все-таки Франкитти

От закончившегося в минувший гоночный уик-энд сезона серии «Индикар» остались противоречивые впечатления. Отсутствие ясности с будущим техническим регламентом, спорные нововведения в конструкцию болидов, зачастую скучные гонки – все это находится на одной чаше весов. Зато на другой расположилась потрясающая борьба за чемпионский титул между Райаном Бриско, Скоттом Диксоном и Дарио Франкитти, завершившаяся только со взмахом клетчатого флага на последнем этапе. Право, тяжело сказать, что перевешивает, однако за гонку в Хоумстеде хочется сказать огромное спасибо всем тем, кто к ней был причастен. Чемпионат завершился великолепным триллером, и это уже стало хорошей традицией. Заметьте, для этого не потребовались ни «Чейз», ни выдуманные желтые флаги.

Вояж в Японию, на предпоследний этап чемпионата, завершился для Бриско, создавшего было неплохой задел над конкурентами, оглушительным фиаско. Самым памятным моментом унылой гонки на овале Мотеги стал выезд Райана со второго пит-стопа, на котором гонщик едва не потерял свой болид, ударившись о внутренний отбойник. И пусть обошлось без схода, а повреждения подвески поддавались ремонту, но финишировал-то австралиец всего лишь 18-м, в то время, как в «Чип Гэнасси Рейсинг» радовались дублю. Преимущество в 25 очков над вторым местом тотчас превратились в девять очков отставания от первого, и фаворитом перед заключительным этапом Райана уже никто не называл.

Положение в общем зачете перед Хоумстедом практически означало, что, если в дело не вмешаются бонусные очки, победа одного из претендентов позволит ему стать чемпионом. Всего можно было разжиться тремя дополнительными баллами – одним за поул и двумя за большинство кругов лидирования, и, учитывая превосходство красно-белой троицы над остальным пелотоном, легко было предсказать, что все это богатство осядет в их карманах. До старта гонки лидером первенства был Диксон. Он выигрывал пять очков у Франкитти, взявшего поул, и девять у Бриско. Новозеландец благодаря свой чемпионской поступи по ходу сезона добился того, что при равенстве очков с любым из конкурентов, он получал решающее преимущество, но большой свободы ему это не дало – по ходу гонки было ясно, что считать тут вряд ли что придется.

Самым примечательным фактом заключительной гонки стало отсутствие желтых флагов – все 200 кругов дистанции гонщики преодолели в боевом режиме. Такого в истории нового «Индикара» еще не было. Понятно, что с введением нового аэродинамического пакета машину потерять почти невозможно, а значит и авариям взяться неоткуда, но ведь глядя на NASCAR, поневоле опасаешься, что судьи и здесь будут манипулировать коушенами в угоду зрелищности. К счастью, до этого дело не дошло – все было по-честному, и пилоты сами, без «помощи» со стороны, решали свой спор.

Борьба между тем выдалась очень даже неплохой – Бриско и Диксон поочередно удерживали первое место, а Франкитти следовал за ними на третьей позиции. В «Пенске Рейсинг» механики работали немного медленнее, чем у Гэнасси, и поэтому после пит-стопов новозеландец получал преимущество, которое Бриско неизменно съедал на треке. За дуэлью лидеров как-то незаметно прошло то обстоятельство, что у третьего претендента на титул в руках появился серьезный козырь – тактика дозаправок. Дарио удавалось идти в более экономичном режиме расхода топлива, и его штаб решил выжать из этого обстоятельства максимум. Пока Диксон и Бриско что есть сил бились за первую позицию, шотландец спокойненько придерживался выбранного плана, четко следуя указаниям с пит-лейна. И чем ближе был финиш, тем явственнее очерчивалось возможное преимущество Франкитти, так как в отличие от оппонентов, вынужденных идти на пит-стоп за считанные круги до финиша, ему требовалось только сберечь необходимое количество топлива.

Последний стинт заезда оставался за Бриско – он смог немного оторваться от Диксона, и до чемпионства, казалось, рукой подать, но вот настал решающий момент. За восемь кругов до финиша к механикам сворачивает пока еще действующий чемпион – его «сплэш-энд-гоу» проходит без заминок… Кругом спустя на пит-лейне уже Райан, и его остановка оказывается чуть быстрее! В кои-то веки в «Пенске Рейсинг» опередили своих конкурентов, но на другом фронте Седой Роджер терпел поражение. Экономя этанол, пропуская круговых, к неожиданной победе мчался Франкитти. Бриско был недалеко, но все же недостаточно близко, чтобы успеть достать Дарио – тот шел в четко выверенном темпе, и уповать австралиец мог только на то, что новый лидер рискует остаться без топлива.

Тяжело описать те эмоции, и то напряжение, что царили на капитанских мостиках команд. Если для Гэнасси и Франкитти время тянулось слишком медленно, то для Пенске и Бриско оно наоборот стремительно утекало сквозь пальцы. Как ни надеялись в «Пенске Рейсинг», но расчет Кевина О’Доннелла, шеф-механика машины №10, был безупречен – отобрать первое место у его пилота Бриско не смог, и чемпионский титул буквально упал в руки Франкитти: как и 2007 году он выиграл его благодаря топливу.

После финиша новоявленный чемпион пребывал во власти эмоций. «Не могу поверить, не могу поверить! – восклицал Дарио. – В начале гонки мы не могли идти в хорошем темпе, но старались улучшить поведение машины на пит-лейне, а когда управляемость пришла в оптимальные кондиции, я уже шел в режиме экономии топлива. Я и Диксон выбрали разные стратегии, это оказалось великолепным командным решением». Шотландец не стал отрицать, что на последних кругах очень переживал за остаток горючего в баках: «Я все повторял: «Только бы хватило топлива, только бы хватило топлива». Топлива хватило даже на триумфальный «бурнаут» – Дарио вдоволь пожег резину, ну а на место празднований добирался уже с заглушенным двигателем.

Ставший вторым в гонке и третьим в чемпионате Бриско был очень расстроен. «Это была одна из моих лучших гонок. Обидно, что все решилось в топливной концовке. Я сильно разочарован», – заявил австралиец, которому, наверное, хотелось доказать Гэнасси, что тот ошибочно списал его со счетов после аварии в Чикаголенде в 2006 году. В отличие от Райана, Диксон встретил поражение с улыбкой. «Быстрейшая машина не всегда побеждает. Мы с Райаном отлично боролись, едва на круг не опередили Дарио, а он в итоге взял титул».

Сражение за чемпионство не позволило остальным участникам гонки претендовать на сколь-нибудь значимое эфирное время, да и в рамках этого обзора рассказать что-то интересное про них вряд ли возможно. Эти гонщики просто стали декорациями к великолепной пьесе, в которой главные роли играли лучшие актеры театра под названием «Индикар».

В отличие от «Индикара» в NASCAR до развязки еще далеко, хотя все и так движется по тем же рельсам, что и последние три года. С момента начала «Погони за Кубком» прошло уже четыре гонки, но ни одна из них не стоит того, чтобы о ней отзываться в восторженных тонах. Главная причина состоит в том, что, ассоциация окончательно потеряла совесть в отношении коушенов из-за обломков. И Нью-Хэмпшир, и Довер, и Канзас, и вот теперь Фонтану не миновали сфабрикованные судьями желтые флаги, цель которых – собрать пелотон вместе и, тем самым, повысить зрелищность. Этой проблеме, к сожалению, уже не первый год, но только сейчас, кажется, люди начали понимать, что NASCAR перегибает палку. На зарубежных интернет-форумах становится все больше недовольных коушенами-фантомами, а те, кто пытался защищать ассоциацию, наоборот, затихли. В погоне за рейтингами, гонки сток-каров превращаются в постановочное шоу, писать о котором хочется все меньше и меньше. После потрясающего финала сезона «оупен-вилс» в Хоумстеде, рассказывать о Pepsi 500 не имеет смысла. Дождемся Шарлотт, может там подует ветер перемен?