12 мин.

Терпение и труд – всё перетрут

С чего бы начать?

Наверное, с того, чтобы пообещать постараться сделать этот текстик не таким длинным, как матч, которому он посвящен. Но это будет сложно. Слишком многими мыслями хочется поделиться и одновременно, слишком большой сумбур между ушами после часа крепкого, здорового сна, последовавшего за фонтаном адреналина из этих самых ушей, пробившем сквозную дыру в монолитной стене моей квартиры воплем “ПООООООЙИИИИИНТ! ДАААААААА!” примерно в 04:20 утра по московскому времени (интересно, пойдут ли мои соседи по многоквартирному дому гуглить что такое “Пойнт” и почему это будит их в столь неподходящее время?).

Если что, автор сих строк кричал громче, чем Дэйв Мишкин в этом видео.

А если серьезно?

А если серьезно, то начнем, пожалуй, с утверждения, в котором я уверен процентов так на 146%. Тампа-2019, повторившая рекорд по количеству побед в регулярном чемпионате (62) никогда бы не заставила своих болельщиков так мучиться. Матч бы завершился в основное время. Победой Коламбуса. Только посмотрев этот матч от стартового вбрасывания и до самого броска Брэйдена Пойта, можно понять насколько сильно Джон Купер наступил на горло собственной песне.

В начале сезона 2019-20, когда про коронавирус еще никто не слышал, а Молния стартовала очень неуверенно, и в команду со всех сторон (в первую очередь от болельщиков, как это обычно и бывает) летели различного рода обвинения и критика, я писал  :

«Джон Купер сейчас перестраивает игру команды. […] Если раньше Тампа разваливалась, столкнувшись с жестким противодействием в средней зоне и не знала, что делать дальше, если не получается проскакивать ее на второй космической, то в первых играх сезона 2019-20, если мне, конечно, не померещилось, я вижу, как Тампа сама успешно гасит скорость соперника в нейтральной части площадки».

Те, кто смотрел вчерашне-сегодняшний матч, видели, насколько глубоко была перестроена игра команды. Именно её суть. То, что мы видели этой ночью – никогда бы не случилось год назад и ранее. Куда ни ткни.

Молния прошлого года, пропустив шайбу в начале первого периода и/или под занавес второго при ничейном счёте (ну, т.е. шайбу, выведшую соперника вперед), оголила бы шашки (если она не сделала бы этого ещё раньше) и кавалеристским темпом навалилась бы на ворота соперника, плетя в чужой зоне кружевные комбинации и пытаясь вывести кого-то из игроков на завершающий бросок в совершенно пустой угол ворот. В ответ на это обученная и отточенная команда Джона Тортореллы терпеливо бы ждала своего шанса и отвечала опасными контратаками. Андрей Василевский бы спасал свои ворота, но он человек, а не робот – и пара контратак оказались бы успешными.

Молния прошлого года скорее всего сочла бы ниже своего командного достоинства заниматься набросами на ворота и навалом на добивание. И не было бы шайбы Янни Гурда и, скорее всего, первого гола Пойнта. А вместе с ними не было бы и второго гола 21-го номера флоридцев.

Молния прошлого года, если бы каким-то чудом дошла бы в такой игре до овертайма, ни за что бы не стала терпеливо ждать своего шанса. И это, наверное, самое главное изменение, которое произошло за этот год, как в подходе к игре тренерского штаба, так и в действиях игроков. Еще год назад Джон Купер говорил, что Тампа будет изо всех сил навязывать свою игру сопернику и за счёт этого одерживать победы. Это не цитата, но очень близкое к ней. Теперь Джон Купер говорит, что у Молнии, команды талантливой и глубокой свои шансы в любом случае будут. Нужно терпеливо их ждать и использовать, когда они появятся.

Год назад Никита Кучеров, которого накрывали в момент получения шайбы злился, выходил из себя, у него мало что получалось, и всё закончилось дисквалификацией на третью игру серии. Никита Кучеров образца этого сезона – терпеливо работал. Заблокировали бросок? Бывает – вперед выцарапывать шайбу. Бросил мимо ворот? Случается – пробуем бросить снова.

Терпение. Вот, пожалуй, главное слово, которого в прошлом году не было и следа, и которое в отчетном матче в полной мере описывает игру обоих соперников. Но только если Коламбус Джона Тортореллы так играл всегда, то в исполнении Молнии настолько терпеливая, аккуратная и, одновременно, уверенная игра стала откровением. Даже для меня, хотя я, повторюсь, еще в ноябре писал о том, куда ветер дует.

Тампа прошлого года, доиграй она до овертайма (что по такой игре и ее сценарию с быстро забитым голом Коламбуса, было бы маловероятно), не смогла бы дотянуть аж до середины пятой дополнительной двадцатиминутки. Не хватило бы терпения. Это не значит, что она бы обязательно проиграла в овертайме – на то это и овертайм матча плей-офф НХЛ, что там достаточно одного удачного броска. Просто этот бросок бы случился много-много-много раньше. Неважно какая из команд бы его нанесла. У прошлогодней Тампы (или у Тампы из 2015 года, Тампы 2016, 2018 годов) не хватило бы никакого терпения ждать этого броска 90 игровых минут. Та Тампа Джона Купера взяла бы быка за рога с самого начала и либо забила бы, либо пропустила бы не позднее второго овертайма.

Кстати, небольшое лирическое отступление. Которое в том числе покажет разницу между двумя встречавшимися вчера командами.

Под руководством Купера до старта этого плей-офф с его предварительным турниром Тампа провела в розыгрышах Кубка Стэнли 68 игр. И только один из них дошел до второго овертайма    

Под руководством Джона Тортореллы Молния сыграла в плей-офф 45 матчей. Дважды они играли три овертайма (против Вашингтона и против Нью-Джерси ) и еще – однажды два овертайма (легендарный гол Мартина Сан Луи в шестом матче Финала Кубка Стэнли  ).

Что еще отличает Молнию Тортореллы от Молнии Купера? Один маленький пустяк. Серебряный такой. Кубок Стэнли.

И вот мы впервые видим это упрямое терпение и ожидание своего шанса, которое как воздух необходимо командам, играющим в плей-офф, у команды Купера. Настолько упрямое и настолько терпение, что игра стала четвертой в истории НХЛ по продолжительности и второй по продолжительности в «нашу эру» (первые два места принадлежат командам из 1930-х, когда хоккей был просто совершенно иным видом спорта, настолько иным, что сравнения становятся не просто некорректными, а абсурдными). До рекорда современного хоккея Филадальфии и Питтсбурга Брэйден Пойнт не дотерпел 2,5 минуты.

Ну и что?, скажете вы. Мало ли команд умеют терпеть? Одного умения терпеть для победы в отдельно взятом матче и в розыгрыше Кубка Стэнли – мало. Нужно кое что ещё.

И вот тут мы переходим ко второй части нашего марлезонского балета.

Мог ли Коламбус выиграть этот матч? Без сомнения. Удачный бросок от синей линии с рикошетами, подставленными клюшками, коньками или другими частями тела, сквозь траффик на пятачке. Примерно, как первые шайбы обоих команд в этом матче. Сумасшедший по точности бросок с неожиданной точки площадки, заставший врасплох вратаря. Например, как вторая шайба Коламбуса. Силовой навал на ворота с хаосом во вратарской зоне. Как гол Янни Гурда. Конечно, всё это могло случиться. И сейчас в серии вели бы Синие Куртки, дотерпев до этого момента. Но есть одно «но».

Если отбросить сумбур первых десяти минут первого периода встречи, ход игры в целом контролировали номинальные хозяева. Это 140 минут игрового времени. Дело даже не в бросках по воротам. Хотя рекордные для НХЛ 85 «сэйвов» Юнаса Корписало – это что-то за гранью ненаучной фантастики, на самом деле, с одной стороны. А говоря про клубный рекорд Андрея Василевского (63 «сэйва»), необходимо указать на то, что Николай Хабибулин, чтобы отразить 61 бросок Вашингтона в уже упомянутом выше по тексту матче, потребовалось 111 минут, против 151 минуты «Большого Кота».

Я ещё раз повторю, что Коламбус мог выиграть матч. Запросто.  За счёт удачного броска, ошибки обороны Молнии или другого рода несчастливого для Тампы и счастливого для Коламбуса стечения обстоятельств (и да, моменты, когда всё могло закончиться именно так были – были и броски, которых Андрей Василевский не видел, были и рикошеты, были и единичные коллективные провалы в своей зоне, был и обрез Никиты Кучерова при игре в большинстве, который позволил Кэму Аткинсону убежать почти один на один с Василевским, но Виктор Хедман, статус которого перед игрой был с очень большим знаком вопроса, его догнал и обезвредил). В общем-то, за такие непредсказуемые отскоки и моменты мы любим хоккей НХЛ, где Голиаф регулярно уступает Давиду. Но будем объективны (и, каким бы предвзятым я не был, на мой взгляд – это объективный взгляд на происходившее на льду в Торонто) – ход игры в Торонто контролировали хоккеисты в синем.Очень плотно играя в обороне и крайне редко давая Блю Джекетс надолго расположиться в зоне Василевского (конечно же, за 150 минут игрового времени, такие моменты были, и не один раз), Молния старательно выдавливала формальных гостей за свою синюю линию, или, как минимум, заставляла их двигаться по периметру зоны обороны (что, впрочем, не помешало Бьёркстранду забросить шайбу броском от борта). В средней зоне Тампа успешно выстраивала оборонительный редут в духе, собственно, самого Коламбуса – не давая сопернику организовать атаку с численным превосходством (я таких атак у дружины Тортореллы насчитал 3-4 за все восемь периодов, включая упомянутый обрез Никиты Кучерова при игре в большинстве – год назад подобных моментов было раза в два больше лишь за один период (!!!), и старательно пытаясь душить комбинации противника в зародыше.

Забравшись же в зону Коламбуса, Молния включала запредельный форчек, подолгу задерживаясь в атаке. Никаких красивых комбинаций. Только борьба и стремление сыграть просто, но надежно. Не красиво, а …. да, терпеливо.

Даже уступая в счёте 0-1 и 1-2, «новая» команда Купера продолжала методично гнуть эту линию и даже не помышляла о том, чтобы устроить кавалеристский наскок в духе чапаевских красноармейцев прошлого сезона. Может быть, если бы Коламбус устоял, если бы Корписало не срезал шайбу в собственные ворота после агрессивного форчека в исполнении звена Янни Гурда, Барклая Гудроу и Блэйка Коулмана с силовым давлением на ворота, мы бы и увидели снятого с ворот Василевского и яростную атаку Тампы вшестером. Но… Кто читал книгу #ВеримВТампу  знает, как я люблю сослагательное наклонение.

Кстати, о Гудроу, Коулмане и Гурде. Это звено стало лучшим в составе команды на мой персональный взгляд. Именно по такой игре. Именно с такой рабоче-крестьянской прямолинейной манерой. Не в заброшенной Гурдом шайбе дело. Это именно то, за счёт чего и достигается вот этот самый контроль хода игры во встречах, проходящих по такому сценарию. Постоянный агрессивный форчек. Нескончаемая готовность жертвовать собой ради команды. Работа на всех концах площадки.

Я понятия не имею, чем всё это закончится. Но если Блейк Коулман и Барклай Гудроу продолжат в каждом матче играть так, как они играли в первой игре против Коламбуса, я могу сказать, что та цена, которую отдал за них Жульен Брисбуа на дедлайне на самом деле была даже маленькой. А уж если их самоотверженность принесет команде серебряную чашу Лорда Стэнли, то я и вовсе скажу, что Тампа получила их почти бесплатно.

Не отставали от Коулмана и Гудроу и их коллеги из четвертого звена – Патрик МарунСедрик Пакетт и, в особенности, Митчелл Стифенс. Да, ладно, что там. Все игроки Тампы в этом матче были под стать. Даже Кучеров с Пойнтом, задача которых, в общем-то казалось бы в несколько ином.

Разумеется, не отставали (а точнее опережали, коль скоро речь идёт об оборонительных действиях) нападающих и защитники. Про Виктора Хедмана, который всего лишь через день после травмы, полученной в игре с Филадельфией, заставившей болельщиков Тампы съёжиться от страха, привычно доминировал на обоих концах площадки, даже уже и говорить как-то странно. Но и Райан Макдона и Михаил Сергачёв и другие игроки обороны выглядели по ходу матча как “ещё один Хедман” – успевая отработать сзади и подключиться к активному форчекингу в чужой зоне. Даже Зак Богосян, которому не так давно досталось от меня за игру против Вашингтона, на этот раз выглядел достаточно убедительно. Хотя скорости ему катастрофически не хватает – несколько раз он проигрывал забег соперникам, имея фору в несколько метров. 

В общем, Тампа выгрызла эту победу. Команда грызла лёд 140 из 150 минут. И выгрызла из него счёт в серии 1-0.

Возможно, многие болельщики Молнии, привыкшие к кружевным комбинациям и огромным скоростям, были разочарованы. Но, как сказал кто-то из древних: «defence wins championships». И то, что показала Тампа в этом матче – это была образцово-показательная оборонительная игра – начиная с форчека в чужой зоне, вязкой игрой в средней и заканчивая плотной игрой в своей.

Конечно, многие из вас скажут: «Посмотрели бы мы, что бы ты написал, если бы в пятом овертайме выиграл Коламбус». А он, повторюсь еще раз, вполне мог выиграть за счёт одного удачного отскока.

И да, я понимаю, что это вновь сослагательное наклонение, но я почти уверен, что я написал бы приблизительно то же самое (только с в более печальной интонации). И уж точно закончил бы абсолютно также.

Это была всего лишь первая игра серии. Чтобы пройти во второй раунд ее победителю нужно выиграть ещё три. Это в три раза больше (хотя, конечно, будем надеяться, что по игровому времени подобных эпических заруб больше не будет). Эта серия может закончиться, как угодно. Преимущество в серии 1-0 не значит ничего. Вообще ничего.  Но качество игры Молнии в этом матче, именно оборонительной игры, именно «рабоче-крестьянской» игры, именно игры в стиле настоящего плей-офф, лично мне внушает определенный оптимизм даже не в контексте этой серии, а в контексте возможных дальнейших событий.

Посмотрим, что будет дальше. Терпение и труд – всё перетрут. 

Ну, и Верим В Тампу.

PS. Турнирная таблица конкурса “Тамподамус” на матчи плей-офф по ссылке. Там же можно сделать прогноз на второй матч серии.

Источник: российский фан-клуб Тампы

PPS. Протокол матча с регулярным болельщицким онлайном – по ссылке . К сожалению, движок сайта не сумел построить диаграмму gameflow (ибо никак не ожидал, что сыгранных минут окажется настолько много), но страницы “логов” (все действия игроков на льду в течение матча) по каждому игроку в этом эпическом матче (например, Виктора Хедмана) достойны отдельного изучения.